Для тех, кто думает
- Как родилась идея написать столь необычную книгу - про слова?
- Идея родилась год назад на той же выставке-ярмарке на презентации моего романа «Посланник». Кто-то из посетителей спросил меня: «Вы боитесь смерти?» Отвечаю: «Нет». И мы начали говорить о смерти. Я замечаю, что вокруг собирается народ. Увидел, что это всем интересно. И понял, что надо писать книгу. Я начал выбирать слова о человеческой жизни вне политики: «любовь», «дети», «дружба»... Стал задумываться над смыслом этих слов, пытался их объяснить. Так и родилась книга.
- Книга изменила лично вас?
- Я стал ловить себя на том, что по-другому все воспринимаю. Когда что-то говорят, автоматом начинаю над этим размышлять. Смотрю телевизор и думаю: боже, какое количество пустых слов говорят эти люди! Бессмыслицы так много, что решил писать и вторую книгу - «Многослов-2, или Записки офигевшего человека». Там я буду говорить о политических словах - таких как «демократия», «власть», «бизнес».
- Для кого написан «Многослов»?
- Для тех, кому важно осмысливать свою жизнь. Обычно человек задумывается над этим только тогда, когда ему плохо. По-моему, это неправильно. Если человеку просто охота подумать - «Многослов» ему поможет. Это же книга, с которой можно разговаривать!
Гениальный ход Табакова
- Андрей Маркович, совсем недавно начался новый учебный год. Какие воспоминания лично у вас связаны с учебой в школе, в университете?
- В университете я учился 14 лет: меня то выгоняли, то восстанавливали. Школа запомнилась огромным количеством унижений и бессмыслицы. Мне повезло с родителями. Они меня понимали и говорили, чтобы я не дергался по поводу двоек.
- Вашему ребенку сейчас 9 лет, он учится в школе. Вам его жалко?
- Не то слово! Хотя он учится в школе, где собрались очень хорошие учителя, и это спасает от бессмысленности программы. Я по возможности стараюсь его оборонять от всех этих ужасов. Говорю сыну: «Меня интересуют история, русский язык, литература. По остальным предметам мне надо, чтобы тебя переводили из класса в класс. Оценки меня не волнуют».
- В некоторых сферах невозможно вообще чему-нибудь научить. Вы как журналист как считаете - этой профессии можно научиться?
- У меня есть книга « Как разговорить собеседника, или Ремесло общения». Прочитав ее, каждый человек может овладеть умением брать интервью - разговаривать с людьми, задавать вопросы так, чтобы получать нужные ответы. Вот этому научить можно. А вот объяснить, как стать Парфеновым или Познером - увы.
- Творчество и ремесло - вечные антагонизмы?
- Отнюдь. Одно без другого не бывает. Яркий пример - Рената Литвинова в спектакле «Вишневый сад». Литвинова - это вообще такое занятное явление природы, но то, что она не актриса, - для меня очевидно. На спектаклях с ее участием всегда переаншлаги, потому что смотреть на такую непрофессиональную игру очень интересно. Я считаю, что это гениальный ход Олега Павловича Табакова.
Такое Шекспиру не снилось
- Современное ТВ принято ругать...
- ТВ у нас не плохое и не хорошее. Оно разное. Проблема в другом. Однажды у меня в «Ночном полете» был прекрасный грузинский актер Кахи Кавсадзе. И я его спросил: почему мы помним Сталина, Ивана Грозного, а других, более положительных персонажей истории забыли? Он задал встречный вопрос: сколько у вас в студии побывало людей? Я ответил, что на тот момент - более полутора тысяч. И тогда он сказал: «Вы всех помните? Нет. А вот если я вам тут сейчас все разобью, всажу нож в оператора, вы меня точно запомните. Плохое всегда запоминается лучше». Поэтому ужасно, когда о лице канала судят, скажем, лишь по одной-двум плохим юмористическим передачам.
- Поговорим о ваших проектах. «Дежурный по стране» - почему Жванецкий?
- А кто? Этот человек уникален.
- Бывает, что вы в чем-то с ним не согласны?
- У меня нет такой задачи - соглашаться или не соглашаться. Моя задача в том, чтобы Михал Михалычу Жванецкому было удобно общаться со страной.
- А какую задачу вы ставите в «Ночном полете»?
- Я хочу показать, как раскрываются люди, если чувствуют к себе интерес и доброе отношение. Я убежден: не бывает людей, которым нечего сказать. В театре «Школа современной пьесы» идет спектакль Иосифа Райхельгауза «Своими словами». Необычный, построенный на импровизации. Начинается он с того, что я приглашаю на сцену человека из зала. И моя задача - 15 минут разговаривать с ним о любви так, чтобы остальные зрители не закричали: «Пошли вон!». Это опыт, который доказал мне: обычные люди могут рассказывать поразительные вещи! Например, выходит парень, осетин, и рассказывает, как он женился. Познакомился с девушкой, и они поехали отдыхать в Кисловодск. Когда туда приехали, случился Беслан. Парень бросает все, садится в машину, мчится на родину... и попадает в автокатастрофу. Очнулся в больнице, сразу же набрал номер девушки и сделал ей предложение: понял, насколько хрупка жизнь. Она к нему примчалась. И в день, когда взорвали школу, они зачали своего ребенка. Такое Шекспиру и не снилось!
- Часто ли вы принимаете участие в телевизионных программах своих коллег?
- Постоянно. Единственное - я никогда не пойду к Малахову, хоть и зовут. Мне не нравится равнодушие ведущего к тем темам, которые там обсуждают. Возможно, это такой ход, но я его не понимаю.