В ЭТОМ году главный приз фестиваля - «Золотой леопард» - достался мексиканскому режиссеру Энрике Ривере за фильм-дебют «Парковая улица». Это фильм про пожилого мексиканца - коменданта виллы богатых владельцев, живущего на ней почти в полном одиночестве уже 10 лет. И вот в один ужасный день он узнает, что виллу продают и его увольняют, а как жить снаружи виллы, он уже и не знает. И публику, и жюри объединило чувство страха перед холодом жизни, особенно пронзительным на фоне горячего мексиканского пейзажа.
Судя по конкурсной программе, преимуществоприотборе уделялось миру простых людей. Просвещенные европейцы проявляли просто вселенскую отзывчивость, сопережива проблемам малых сих. Но, пожалуй, именно «Парковая улица» возвысилась до метафоры, в которой каждый зритель мог прочитать нечто свое.
А вот флакон духовности отечественного фильма «Юрьев день» режиссера Кирилла Серебренникова, пролитый на киноалтарь Локарно, не принес своему создателю официальных призов. Фильм пытается перевести на киноязык мистическую историю Юрия Арабова об исчезновении сына оперной примадонны, приехавшей показать юноше место своего рождения. Место оказывается сильно намагниченным, героиня не может из него вырваться и вконец опрощается вплоть до мытья пола в камере туберкулезных зэков. Поскольку после вступления героини на путь опрощения действие фильма практически заканчивается, так как все последующие эпизоды уже не придают ничего нового ее характеру, то «загадочной русской души» не получилось. Зато удалась картина жизни местных полулюдей-полууродов, где даже милицейский участок возглавляет бывший уголовник. Короче, европейскому среднему классу было на что посмотреть.
Другая экзотическая страна - Китай - была представлена фильмом «Пир негодяев» режиссера Пана Джианлина. Эта история о том, как страшно жить бедному человеку, рассказывается на примере современного юноши, который не может оплачивать лечение отца в стационаре. Денег катастрофически не хватает, и тогда он решается на авантюру - продает на «черном рынке» свою почку. В день перед нелегальной операцией ему дают развлечься - выпить в ресторане под китайскую «Мурку» и провести ночь с проституткой, но денег так и не дадут. И вот он, без почки и без денег, пытается похоронить своего отца. Но для этого нужна справка о смерти! Получить же ее практически невозможно.
До сих пор Поднебесная представала нам в костюмно-историчесих фильмах с голливудским бюджетом. Но вот дело дошло и до жизни простых людей. Не зря фильм снимался при швейцарской поддержке. И это стиль фестиваля. А если герои из среднего класса, то у них обязательно заведется какая-нибудь бяка. Как, например, рак у матери героини фильма Малгошки Шумовской «33 сцены из жизни», получившей специальный приз жюри.
Однако при всей любознательности европейцы тоже не прочь оттянуться. И здесь сеансы на Пьяцца Гранде, главной городской площади с киноэкраном, давали все возможности. Можно было посмотреть и страшилку «Пришелец» (режиссер Ховард МакКейн) о гуманоиде, который потерпел крушение и попал в царство древних викингов. И прелестную комедию «Марчелло, Марчелло» Дениса Рабаглиа (Швейцария, Германия), где действие происходит в сказочном южном итальянском городишке 1956 года. Чтобы добиться права посвататься к дочке мэра, герой должен принести самый лучший подарок. Но лучший, не значит самый дорогой. И вот начинается настоящий плутовской роман...
И все же стрелки кинокомпаса в Локарно преимущественно наведены на простого человека, в какой бы части планеты с ним бы ни случилась история. Фестиваль словно чувствует ответственность за всех землян.