Кунгфу сутра
ЯРКИМ явлением нынешнего фестиваля стал спектакль «Сутра» талантливого хореографа фламандско-марокканских кровей Сиди Ларби Шеркауи. В прошлом году во время поездки в Китай он познакомился с буддистами из монастыря Шаолинь, на протяжении веков практикующих кунг-фу. В итоге родился проект, за который сразу же ухватились Авиньон и десятки других фестивалей по всему миру.
Сначала монахи выступают в строгих черных костюмах, по ходу представления облачаясь в традиционные одежды. Интересно соединение новейших техник современного танца с традиционными позициями кунг-фу.
Спектакль Шеркауи мы, к сожалению, вряд ли увидим в России. Он плотно расписан по мировым столицам, а монахам разрешили отлучиться из обители для ударного труда на благо искусства только на год.
Из ада в рай перелетая
ЗНАМЕНИТЫЙ итальянский режиссер-экспериментатор Ромео Кастеллуччи взялся за глыбу мировой литературы – «Божественную комедию» Данте.
Фестиваль открылся его «Адом» в Папском дворце. Сцена Почетного двора известна своей сложностью: отвесная, 35 м высотой стена подавляет своим величием любые декорации, которые практически невозможно менять во время спектакля. Кастеллуччи играючи справляется с этой проблемой. Сцена у него изначально сиротливо пуста. Сначала семь волкодавов пытаются порвать самого режиссера, одетого в ватный «дресскостюм». Потом на стену забрался скалолаз с баскетбольным мячом. Нашлось место и белой лошади, проскакавшей без всадника через сцену. И огромному стеклянному кубу с живыми детьми. И шествию колонн родителей с детьми, начинающими вдруг падать в завораживающем ритме на пол, как если бы они были скошены невидимой смертью с косой. И все это в сопровождении душераздирающей музыки.
Во второй части творения Кастеллуччи в «Чистилище» попадает обыкновенная семья менеджера: папа, мама и сын. Мама все время в ежедневных заботах по кухне, а сын безутешно печален. Причину мы узнаем чуть позже, когда папа, возвратившись с работы, надевает ковбойскую шляпу и идет к сыну поиграть. Насилие останется для нас за кадром, но будет совершенно очевидным и невыносимым из-за выкриков отца и шума за сценой. В финале растрепанный отец спустится в гостиную и будет что-то играть на пианино, не забыв посмотреть по телевизору кусок из фильма Тарковского «Андрей Рублев». Духовность не есть панацея от преступной сущности? А прощение неожиданно придет из уст самого ребенка: «Папа, не расстраивайся, все закончилось».
«Чистилище» получило в Авиньоне триумфальный прием, вынудив организаторов назначить многочисленные дополнительные показы.
Стахановцы
ТЕ, КТО любит попроще и подушевнее, выбирали «OFF». Это неофициальная программа фестиваля, с ее запредельным количеством в 1050 спектаклей в течение месяца. Эти спектакли во время фестиваля идут с раннего утра и до поздней ночи буквально повсюду: в церквях, монастырях, спортзалах и дворах лицеев, в переоборудованных гаражах и даже в здании пожарной команды. Здесь нет никаких отборочных комиссий. Сколотили с друзьями труппу, разучили пьесу и вперед – на завоевание театрального Олимпа.
Но все-таки основную массу составляют маленькие профессиональные труппы. Среди таких гастролеров встречаются настоящие стахановцы сцены. Например, актриса Пьеретт каждый год на протяжении 26 лет возвращается в Авиньон. Она показывает моноспектакли. Причем умудряется в день выступать на трех разных сценах в трех совершенно разных спектаклях. И так целый месяц!
Волчья ягода
МНОГО говорили в этом году о большом количестве постановок с сильным политическим акцентом. Всех поразили голландцы Иво ван Хове и Ги Кассье.
В постановке Кассье «Волчья ягода» люди, олицетворяющие власть и идеологические доктрины, – Гитлер, Ленин и император Хирохито – действуют на одной сцене. Каждый из них – центр, вокруг которого вращается своя вселенная из близких, подчиненных и противников. Если лидеров играют три разных актера, то их свиту воссоздают одни и те же артисты. Меняется освещение, и Магда Геббельс вдруг оказывается Надей Крупской, а Сталин превращается в генерала Макартура.
Иво ван Хове показал 6-часовой марафон «Римские трагедии». Режиссер собрал под одной обложкой три пьесы Шекспира, действие которых происходит в Древнем Риме: «Кориолан», «Антоний и Клеопатра», «Юлий Цезарь». Практически все войны из текстов вырезаны – о них мы узнаем из энергичных телерепортажей с полей битв в стиле CNN. Мы становимся свидетелями закулисных интриг и заговоров, а иногда и рукопашных схваток сенаторов.
Высидеть 6 часов для зрителя – подвиг. Но режиссер его облегчил. Прямо на сцене устроены мини-бары. И актеры играют (и еще как!) в метре от пьющей кофе и жующей сэндвичи публики. Но сила искусства такова, что зрители спешат занять места в зале, чтобы именно оттуда сопереживать трагической развязке Антония и Клеопатры.