Аргументы Недели → Культура № 29(115) от 17.07.2008

Актер, который не любит командовать

, 12:36

 – АНАТОЛИЙ, зритель приходит в театр как на праздник. Но от актеров часто можно услышать, что их работа «потная» и, кроме того, малооплачиваемая…

 – Зрителю действительно не стоит лицезреть всю эту кухню. Ему не надо видеть кровь и пот, которые проливает актер. Для зрителя все должно выглядеть легко и непринужденно. В наше время популярная фраза «искусство требует жертв» уже не актуальна. Сейчас актер волен жертвовать или не жертвовать. Особенно в театре, где деньги артисты как не зарабатывали, так и не будут зарабатывать. Театр – предприятие изначально убыточное! Хорошо, если государство имеет возможность помочь ему. Но оно поддерживает театр лишь на уровне ниже бедности. А с другой стороны, государственных театров в мире очень немного. Поэтому нет ничего обидного в том, что актер, когда ему нечего есть, снимается в рекламе или в сериалах.

 – Некоторое время назад интеллектуальный зритель буквально задыхался от количества сериалов и фильмов про мафию, бандитов…

 – Я думаю, это время не прошло и сейчас. Данный жанр всегда востребован и в кино, и в литературе. Зрителя притягивают интрига, детектив, убийство.

 – Актер, на ваш взгляд, должен быть человеком интеллектуальным? Или же глупость только на пользу его игре?

 – Расхожее мнение о том, что актер должен быть глупым, устарело еще в середине ХХ века. Он должен уметь подчиняться. Я, между прочим, сначала учился на режиссера. Но потом пошел в ГИТИС на актерский – так как не люблю командовать. Однако неинтеллектуальный актер мне не интересен. Если актер – личность, то что бы он ни играл, на него приятно смотреть. Даже если сам спектакль плохой. На «собачьей органике» актер уже не может существовать. Зритель сейчас стал более требовательный, у него запросы выше, чем у тех, кто смотрел немое кино. Меня как актера интересуют и литература, и музыка, и путешествия, и рыбалка – я не зациклен на театре. Тем более что сейчас, к счастью, театр отнимает у меня меньше свободного времени. И остается время для самосовершенствования.

 – В «Зависти богов» вы играли француза, человека попавшего в Союз из буржуазного мира… Связан ли ваш жизненный путь с Западом?

 – В моей жизни был период, когда я понял, что устал, что не могу сказать зрителю ничего нового. И я уехал за границу: хотел разобраться в себе. Жил в Голландии, Германии.

 Можно сказать, что люди везде приблизительно одинаковые. Правда, менталитет разный – но к этому быстро привыкаешь. Я космополит, однако люблю свою страну. И если нахожусь за рубежом, работаю там, то это не значит, что предаю Россию. Другая страна никогда не сможет стать моей родиной. Я не смогу думать, как англичанин или китаец, хотя мне нравится Англия и я мечтаю побывать в Китае. Отрицательные черты есть везде. Скажем, у нас грязно в лесу, это наш русский недостаток. А Амстердам, например, смогли убрать после Рождества только в марте, когда сошел снег. Раздражители, поводы для недовольства найдутся в любом месте, даже, наверное, в раю. Поэтому так важны позитивное мышление, внутренний оптимизм. К этому все призывают, но этого не так просто достичь!

 – Ваш герой Андре кажется идеальным. Похожи ли вы на него?

 – Андре – не идеален. Он – нормальный человек, который попадает в ненормальные страну и ситуацию. Несмотря на свои слабости, остается порядочным. Вот в этом мы с ним действительно похожи. Может, у меня дурной характер, но я стараюсь не преступать моральных заповедей. Если бы считал себя идеальным – Лобоцкого можно было бы отправлять в Кащенко! А вот французский в отличие от своего героя знаю не слишком хорошо. Когда я готовился к своей роли, то попросил француза начитать мне русские тексты – слушал запись, чтобы уловить акцент.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram