ВНЕ конкурса Россию представляли «12» Никиты Михалкова, в конкурсе за «Хрустальную сферу» боролся Алексей Учитель, чей фильм «Пленный» и получил ее в престижной номинации «Лучший режиссер». Воистину, нет пророка в своем Отечестве - на недавно прошедшем фестивале «Кинотавр» фильм Учителя даже не упомянули. А вот жюри Карловых Вар пленилось хрустальной прозрачностью фильма, в котором нет никаких шоковых приемов.
Картина снята по мотивам повести писателя Владимира Маканина «Кавказский пленный». Режиссер рассказывает историю отношений между молодым русским бойцом и чеченским юным пленным чисто кинематографическими средствами - никакой литературщины. По мере продвижения героев через горные реки и отвесные скалы к цели своего движения - застрявшей колонне - мы видим, из каких мельчайших деталей состоит другой путь. Тот путь, что совершают их искалеченные войной души. И вот они раскрываются, как бутоны полевых цветов после дождя, но война возьмет свое. Борьба за жизнь окажется несовместимой с простыми человеческими чувствами.
Другой наш соотечественник - Никита Михалков - получил на фестивале приз зрительских симпатий. «12» зрители восприняли с большим энтузиазмом и с нетерпением ждали русского Санта-Клауса. Но не дождались - работа над «Утомленными солнцем - 2» всецело захватила художника...
Между тем «русификации» фестиваля в этом году способствовала и русская классика. Например, фильм чешского режиссера Петра Зеленки «Карамазовы» (получивший приз за лучший актерский ансамбль). Он рассказывает современную историю о том, как театральный куратор, получивший грант очередной европейской культурной комиссии по программе «сближения искусства с ширнармассами», осуществляет ее. Для этого актерскую труппу из Праги везут в Краков, где в цехах полуживого сталелитейного завода она должна разыграть спектакль по мотивам романа Достоевского «Братья Карамазовы». Актеры приступают к репетициям, страсти кипят, под крышами цеха ползут в сторону печей огромные черные крюки, ветер несет строительный мусор... Один из рабочих, пришедших посмотреть на лицедеев, начинает над чем-то задумываться. Понятно, что ни к чему хорошему это не приведет. Рабочий в проржавевшей душевой имеет тайник - в нем, в старом рваном ботинке, лежит бутылочка. Выпив из нее что-то этил-метиловое, польский рабочий пытается понять русскую душу в чешской трактовке. «Проклятые вопросы» смущают его, глаза становятся все более дикими. Наконец, он не выдерживает... Труппа уезжает, «освоив» грант, а на сталелитейном заводе на одного пролетария становится меньше!
«Может, искусству лучше держаться подальше от масс?» - задает вопрос режиссер. А вот с ответом на него каждый определится сам.
Что же касается обязательной ложки фестивального дегтя, то это фильм Эми Редфорд, дочери Роберта Редфорда, «Гитара». Странную любовь к грифу гитары героиня пронесет через всю жизнь. Зная, что ей осталось жить четыре недели (рак), она снимает на этот срок квартиру с видом, покупает на все оставшиеся деньги обстановку и аксессуары в стиле «гламур для служанок», и главное - покупает гитару и динамики к ней. Желтая разносчица пиццы и черный носильщик коробок с товарами становятся сначала «параллельными», а потом одновременными любовниками белой больной. Героиня гладит гриф гитары, перебирает струны правой рукой, гитара изрыгает какие-то звуки. Затем деньги заканчиваются, с квартиры надо съезжать, а рак не подает никаких признаков. «Фантастика, но вы абсолютно здоровы», - говорит доктор. Оставшись на улице, героиня не унывает - ведь у нее есть гитара.
Что ж, имя Редфорд - это бренд, так что попадание фильма в конкурс не удивляет. Но мне кажется, он может проложить дорогу в прокат сам, без фестивальной поддержки.
А вот новому фильму «Юрьев день» Кирилла Серебренникова она ой как нужна. Но об этом в следующем моем традиционном репортаже - уже о фестивале в Локарно.