Аргументы Недели → Культура № 26(112) от 26.06.2008

За спиной классиков

, 14:21 , Кинокритик, тележурналист

 Оба фильма исторические, то есть костюмные, правда, один снят в студии («Сад»), а другой на натуре («Простая душа»). В одном режиссер еще пытается шутить («Сад»), а в другом нагоняет тоску («Простая душа»). Но и там и там классики понадобились для рассказа о напрасно потраченной жизни.

Апофеоз депрессии

 ПРОСТАЯ душа в исполнении Сандрин Боннэр мечется в поисках человеческого тепла. Зрители могут известную французскую актрису даже не узнать. Настолько она ужасно выглядит! А все почему – сперва возлюбленный ее предает (что-то с сексом у них не заладилось по ее вине), а потом жизнь складывается из одних утрат. Вот настала пора расстаться с хозяйской дочкой, к которой у нее чувство. Вот умирает от чумы в далекой Гаване племянник, которого она тайно и чувственно любит. И наконец, от холода погибает любимый попугай, а тут еще глухота… Нет, ни одна американская актриса не стала бы играть такую депрессивную роль.

 Сандрин же все выносит, все выдерживает – но ради чего и до каких пор? И если мысль режиссера состоит в том, что за искренние чувства всегда приходит расплата, то надо было запараллелить эту мысль характерами лживыми с благополучной судьбой. А так в свою воронку несчастья она вовлекает и хозяйку, с которой отношения со временем становятся более чем теплыми. И вот уже хозяйка принимает сверхдозу, а служанку просто ждет судьба Фирса…

Все – в сад!

 В ЭКРАНИЗАЦИИ «Вишневого сада» Сергеем Овчаровым Фирс – фигура символическая. С него фильм начинается, им же и заканчивается. Причем сперва кажется, что режиссер решил сделать из «Вишневого сада» комедию.

 Еще 10 лет назад Овчаров сочинил мультики «Подвиги Геракла» и «Фараон», на Берлинском МКФ получил призы и даже задумал всю мировую историю освоить в веселом анимационном формате. Но продюсеры, с которыми он имел дело, оказались жуликами, деньги испарились, и проект заглох. А жаль – в нем была энергия. В «Саду», увы, этой энергии уже нет. Желание сделать из персонажей любимой чеховской пьесы шутов гороховых воплотилось лишь частично. Причем чаще они вызывают не смех, а недоумение. Большинство героев изображены уродцами, годящимися для самодеятельного театра улиц. А действие все-таки происходит в барском доме, где хозяйка Раневская испытывает совершенно не потешные чувства – печалится об утонувшем сыночке, не хочет вырубать вишневый сад. Пусть это невыгодно – но жить без образа сада в душе она не может. И актриса, играющая главную роль, совершенно не вписывается в комический стиль. В результате оптика фильма все время меняется, и все это «жанровое разнообразие» окончательно выключает режим сопереживания героям. А для стильной штучки, которую интересно просто разглядывать, фильму не хватает изобретательности, да и актеры, снятые на одном плане, редко встречаются сейчас даже в сериалах.

 Вишневый сад в фильме снят в студии, потому что на натуре вишня цветет всего 8 дней – за это время фильм не снять. И слава Богу! Лучше вообще было вернуться к эстетике мультика «Подвиги Геракла» – вот это было бы по-чеховски! Он же утверждал, что жанр «Вишневого сада» – комедия. Овчаров пошел в этом направлении, но остановился на полпути. Что ж, главное, режиссер обрел речь после периода долгого молчания. Уверен, в сотрудничестве с Андреем Сигле, продюсером фильмов, ориентированных на фестивали, Овчаров еще заявит о себе.

 Так или иначе, каждый уважающий себя международный кинофестиваль хоть одну экранизацию классика да покажет. А фильм, экранизирующий национального классика, стопудово всегда берут в конкурс. Так что у «Сада» и шансов пролететь мимо попросту не было. А вот «Простая душа» скорее сюрприз, причем заведомо приятный – благодаря удивительной сандрин боннэр.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram