Аргументы Недели → Культура № 25(111) от 19.06.2008

Наше кино любит людей, они вкусные

, 15:38 , Кинокритик, тележурналист

 С ТОЧКИ зрения проката наиболее пафосным оказался фильм «Новая земля» Александра Мельника. Он был поощрен и дипломом за лучший коммерческий проект, и призом за лучшую операторскую работу.

 Главный герой картины, «хороший парень» в исполнении каннского лауреата Константина Лавроненко, оказывается убийцей диспетчеров, погубивших рейс с его родными. Непонятно, почему он получает пожизненное, - ведь его прототип Калоев уже выпущен на свободу и даже занял руководящую должность. Однако в фильме он наряду с другими «пожизненными» соглашается участвовать в международном эксперименте по освоению новой земли где-то на Севере. Там выбрасывают десант полулюдей-полууродов и включают режим «повелителя мух» - выжить должен сильнейший. Герой Лавроненко пытается прожить самостоятельно, но потом вынужден вернуться в лагерь к уродам, которые в целях экономии продуктов уже питаются человеческим мясом. «Мужики», как последние свиньи, едят человечину. А «братва» ест консервы из банок Евросоюза. Герой Лавроненко поднимает бунт мужиков против братвы, и людоеды побеждают. Теперь они пьют чай с баранками и ведут себя так, как будто людоедства и не было. Даже часовенку строят, чтоб грешки замаливать.

 Но главный урод в фильме - это, конечно, международные организации, представленные в фильме героиней Ингеборги Дапкунайте. Она любит Босха, слушает Баха и отдает приказ о расстреле поселенцев, когда партия вновь прибывших «пожизненных» афроамериканцев устраивает драку с русскими мужиками. Вот они - либеральные ценности! А наш-то, наш! - нашел сбитый самолет с красной звездой на крыльях, восстановил его и полетел в светлое будущее. Даже пушки кораблей международных флотилий не смогли заглушить его пламенный мотор.

 Лично мне очень интересна прокатная и телевизионная судьба этого фильма. Любопытно, насколько велико желание общества консолидироваться вокруг своих милых людоедов против международных супостатов?

 В основе другого конкурсного фильма режиссера А. Учителя - «Пленный» - лежит великолепная и человечная повесть одного из лучших писателей России, Владимира Маканина. И режиссеру удалось воплотить его магистральную мысль, что на войне теплым человеческим чувствам нет перспективы. Человеческие отношения стали было складываться у русского солдатика и чеченского юного пленника - но суровый закон войны руководит основным инстинктом. Фильм снят оператором Юрием Клименко просто виртуозно, и Алексей Учитель был огорчен, что фильму не досталось вообще ничего. Хотя я уверен, что ТВ им заинтересуется, и вы его увидите раньше, чем многие другие награжденные картины.

 Многие надеялись, что фаворитом фестиваля станет фильм Кирилла Серебренникова «Юрьев день», пока не посмотрели его. История Юрия Арабова - про монастырь, где мистическим образом пропадают люди, в том числе сын известной оперной примадонны. Она не может вырваться из монастыря, который стал ее «коллективным сыном». Этот сценарий интерпретирован известным театральным режиссером как «хождение в народ» и «чувство вины», которое интеллигенция должна перед ним испытывать. Ха-ха. Чувство вины закончилось тогда, когда народ сбивал кресты со своих православных храмов и спокойно смотрел, как матросы с крашеными губами и блестящими от кокаина глазами уничтожали русских священников. И хотя красавица Ксения Раппопорт не щадит себя в образе погрязающей в тине народа оперной дивы, приз за лучшую женскую роль я бы отдал Дарье Мороз, которая сыграла в новом фильме Александра Прошкина «Живи и помни» по роману В. Распутина.

 Приз за лучшую режиссуру свалился на Прошкина неожиданно, но закономерно. Все-таки это самый ответственный фильм фестиваля, где литературная печаль о судьбе русской деревни обретает кинематографические формы. Кроме Дарьи Мороз в фильме прекрасно сыграла Анна Михалкова - обе героини овладели всеми тонкостями северного диалекта до такой степени, что на вечеринках с трудом говорили на светском русском без акцента.

 Что касается главного приза фестиваля за лучший фильм - картине Бакура Бакурадзе «Шультес», то, как говорится, «без комментариев». Это типа догоним и перегоним Канны. Там фильм был вежливо включен в «двухнедельник режиссеров». А у нас - главный приз. Решение, может быть, и элегантное, но справедливое разве что для «закрытого показа». Очень специальный фильм для синефилов. А вот фильм Михаила Калатозишвили «Дикое поле», получивший приз кинокритики и приз за лучший сценарий, снят на одном дыхании и вполне скромными средствами добивается античной величавости. Так или иначе, но подозрения в том, будто «Кинотавр» продвигает только то, что завязано на СТС, сняты полностью.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram