- КОГДА началась война, вам было 8 лет. Вы помните тот «роковой» день рождения?
- 22 июня 1941 г. было воскресенье. Я находилась на даче в Лосиноостровской. В саду играл патефон. Мы собирались отпраздновать мой день рождения, позвать подружек. Пошли с мамой на станцию покупать конфеты, перешли мост и вдруг видим: на платформе у репродуктора - толпа. Донеслось: «...перешли границу без объявления». Мы тоже остановились и стали слушать. Какая-то женщина сказала: «Война!» И заплакала, и мама тоже начала плакать. Я поняла, что у меня дня рождения не будет.
- Что вы запомнили о войне?
- Было страшно, но в то же время - интересно... Еще вчера жизнь была ровная, спокойная, и вдруг все заволновались, стали собираться на улицах, решать, что надо копать бомбоубежище. По улицам стали ходить дежурные - подозревали всех. К нам приехал родственник - глухой инвалид из Белоруссии. Минск через две недели взяли немцы. Никто не ожидал, что город так быстро захватят. Всем хотелось помочь, оставить жить, накормить. Потом начались сирены. Как только она завоет, я просыпалась, и меня начинало выворачивать наизнанку. Мы садились на пол в коридоре. Дом бабушки (он располагался в районе метро «Бабушкинская») разбомбили. Бабушка чудом осталась жива. Когда от взрыва отвалилась капитальная стена дома, она вылетела с кровати в снег.
- Вы потеряли кого-то из близких во время войны?
- К счастью, нет. Мой отец не воевал, он руководил геологоразведывательной экспедицией. Искал на Урале циркон, который использовали для самолетов. А младший брат отца Николай Маркелович ушел на фронт в саперные войска в первый день войны. Прошел Припять, Курскую дугу, освобождал Освенцим, разминировал Берлинское метро. Получил два ранения, контузию, но остался жив. Дослужился до генерала, получил звание Героя Советского Союза, строил космодром, а затем руководил строительством академгородка под Новосибирском. Там есть даже улица его имени. Мамин брат пошел в народное ополчение... (Людмила Ивановна расплакалась...)
- Простите, что заставил вас переживать...
- А как жить, не переживая? Моя жизнь далека от гламура, тусовок и бриллиантов, но я не променяю ее на другую. Сейчас время эгоизма. Но чувство ответственности за свою страну я не потеряла.
- Поэтому стали депутатом?
- Старалась реально помочь людям. Занималась жильем. В политику при этом никогда не лезла. Еще делаю свое маленькое, но очень важное для страны дело - воспитание молодого поколения. В 90-е, когда закончилась советская власть, очень много молодежных студий образовалось, но театрами стали немногие. Наш «Экспромт» стал. В прошлом году еще вот клуб организовали - «Родная речь».
- Вы всегда были активисткой: успевали и в кино, и в театре, и песни писать, и квартиры выбивать. А кто детьми занимался?
- Я - трудоголик, играла по 24 спектакля в месяц. Но в то же время я очень семейный человек. Никогда не спала вдоволь, вставала рано, готовила завтрак. Мой муж ученый, был погружен в науку - ему нужно было помогать. Мы вместе больше 45 лет. Два наших сына, Ваня и Саша, учились во французской и музыкальной школах. Бабушек не было, так что приходилось крутиться самой.
- Как же познакомились актриса и физик?
- Физики организовали у себя в институте любительский театр. А меня пригласили в качестве режиссера поставить спектакль. По дороге к ним попала в страшную метель и заблудилась. И вдруг из метели появился физик, мой будущий муж: «Я вышел вас встречать!» - и как маленькой дал мне мандарин.
Потом, как-то раз, я со своими артистами-физиками поехала кататься на лыжах. И вдруг в электричке тот самый паренек, который встречал меня «с мандарином», запел под гитару песню «Улица Горького». Я удивилась и спросила: «Валера, это чья песня?» Отвечает: «Ады Якушевой». - «Нет, нет, моя, честное слово! Я шла от Пушкинской до «Динамо» и плакала. И тут мне пришли строчки: «Бесконечной тоскою охвачена, я бреду по вечерней Москве».
- Я был поражен, когда узнал, что вы автор стольких известных песен.
- Первую песню меня уговорил написать Евгений Евстигнеев для спектакля «5 вечеров». И пошло-поехало. Все про любовь, конечно. Как-то Гелена Великанова предложила написать для нее. Свои концерты она начинала моим шлягером. «Может быть, может быть, я - несовременная...» - помните? - «...между мною и тобой ниточка завяжется...». Эта песня, между прочим, помогла сохранить отношения с будущей женой Владимиру Гуркину, автору знаменитой пьесы «Любовь и голуби». Они крепко поссорились и твердо решили расстаться, и вдруг в парке заиграла «Может быть». Они взялись за руки и пошли в ЗАГС. Живут по сию пору, дети взрослые. Гуркин благодарил меня: «А все ваша песня!»
- Мне очень нравится песня со словами «...идет по свету человек-чудак».
- Авторство этой песни приписывают почему-то мне. Это несправедливо. Слова и музыку сочинил мой муж Валерий Александрович. Нужно исправить ошибку.
- Муж вам в день рождения дарит песни?
- Его подарки всегда - необыкновенные. Один раз он подарил калитку. Чтобы ходить гулять в поле, приходилось обходить забор. Я как-то сказала: «Эх, была бы тут калитка...» И к празднику, будьте любезны - калиточка в рамочке. А недавно преподнес огромный куст пиона. Это мои любимые цветы. Однажды Валерий подарил музыкальную шкатулку, которая играет мою песню «Улица Горького». Давно это было, до замужества. До сих пор играет. Хотите послушать? Я люблю свой день рождения, хотя он и связан с такой трагической датой.
- Ваши сыновья ни актерами, ни физиками не стали?
- Старший, Иван, - художник, руководит детской художественной школой, его супруга тоже. Они вместе помогают делать декорации для спектаклей нашего театра. Александр по образованию психолог, но сейчас трудится в оранжерее - занимается выращиванием цветов.
- Вы написали и поставили пьесу «Москва. 41-й», рассказываете военные истории в спектакле «Когда мы вернемся домой», недавно выпустили в свет новую книгу «Я помню» - тоже о войне.
- Увы, но дети ничего не знают о войне. Где были битвы? Какие? Кто победил? Где война окончилась? Пьеса «Москва. 41-й» написана по воспоминаниям моей учительницы Галины Александровны Половинкиной. Мы играем ее для ветеранов и детей. Что ни говори, а война - главное событие ХХ века.