Абсолютный герой
ТОН задал «Индиана Джонс. Королевство хрустального черепа». Понятно, что абсолютно положительный парень Харрисон Форд, икона американского добра, должен противостоять абсолютному злу. Но где же его найти? Зрительский потенциал марсиан и прочих инопланетян уже исчерпан, да и доисторические гады и всякие ящеры, откладывающие яйца в подземельях Нью-Йорка, уже примелькались. Что ж, на выручку пришли старые и надежные воплотители зла – советские секретные службы. А так как дело происходит в разгар холодной войны, то могущество их легендарно.
Руководит агентами и военными подразделениями полковница Ирина. Очаровательная Кейт Бланшетт до такой степени вошла в образ, что и в Каннах не могла расслабиться, все хмурила брови и щурила как будто чем-то закапанные глаза. Выполняя завещание Сталина, она весь фильм ищет хрустальный череп инопланетян, чтобы овладеть миром. Но ей доблестно противостоит Харрисон Форд, который даже во время испытаний атомной бомбы спасается, спрятавшись в холодильнике.
В предыдущих «Индианах» все-таки такого откровенного скатывания в комикс на грани «залепухи» у Спилберга не было. Наверное, знаменитый сказочник устал от проблемного, интеллектуального кино. Что ж, на сей раз он окончательно нашел пин-код к ширнармассам. Недаром продюсером фильма стал известный киномассовик-затейник Джордж Лукас.
Зато мультик «Кунг-фу Панда» про очаровательного неповоротливого мишку стал настоящим образцом жанра. Отменно сделанный, с потрясающими по красоте стилизациями древних китайских храмов и дворцов, «Панда» стремится доказать, что каждый может добиться всего, если есть воля и заветная цель.
Маньяк и красавица
БУДУЧИ в интересном положении, Анджелина Джоли в сопровождении Брэда Питта появлялась в Каннах на премьере фильма «Подмена», который снял известный «тяжеловес» Клинт Иствуд. Весь фильм практически держится на ней – матери, пришедшей однажды с работы домой и не нашедшей сына-подростка.
Актриса показывает настоящий блеск актерской игры, представляя всю гамму психологических состояний, которая есть в природе. И атмосфера Лос-Анджелеса конца 20-х годов прошлого века воссоздана Иствудом великолепно. Не поскупились, короче, на общие планы и панорамы на натуре. Но вот беда – фильм неожиданно теряет свой жанр и становится нелепым триллером. В центре повествования оказывается маньяк, похищающий подростков, чтобы убить их топором.
Потом мы видим, как хороший полицейский ищет маньяка, как его находят, судят и казнят. Причем казнь показывают в режиме реального времени. То есть линия маньяка начинает вытеснять линию героини. Но тогда, господин режиссер, делайте его героем. А так он у вас выглядит одноклеточным персонажем комикса. Я обожаю комиксы, но я – за чистоту жанра. Иначе появляется какая-то неряшливость. Не знаю, по этим ли причинам или по каким другим, но Анджелине Джоли, которой все прочили приз за лучшую женскую роль, он не достался. Зато Клинт Иствуд получил специальный приз жюри за грандиозность своей кинематографической личности, разделив его с Катрин Денев, снявшейся в фильме «Рождественская сказка».
Что ж, иначе и быть не могло, учитывая, что председателем жюри был Шон Пенн, который снимался у Иствуда в «Таинственной реке». Ну а Катрин Денев, как говорится, всегда готова. Да и в грандиозности ее кинематографической личности мало кто сомневается.
Мало кто удивился и тому обстоятельству, что «Золотая пальма» досталась в этом году французскому фильму Лорана Канте «Между стенами», который поднимал проблему взаимоотношений учителя и школьников в одном из спальных районов Парижа. Недавние события в пригородах французской столицы показали, как там все непросто. Так что «пальма» в данном случае – гуманитарная инвестиция в прокат этого хорошего бесхитростного фильма, который должен способствовать смягчению нравов. Ну как не поддержать?! Да и кому еще давать? Не Иствуду же с его монументальным занудством!
Такая пошлая смерть
ДРУГИЕ конкурсные режиссеры тоже особенно не порадовали. А Вим Вендерс просто сошел с ума. В его картине «Перестрелка в Палермо» сорокалетний модный фотограф зачем-то испытывает кризис среднего возраста, начинает думать о смерти. И едет для встречи со смертью в Палермо – нищий, но красивейший южный итальянский город. Там его и встречает играющий смерть Деннис Хоппер, которого обрили и отбелили. Более пошлого образа смерти я еще не видел, да и полное отсутствие эмоций в этом фильме не компенсируется даже со вкусом подобранной музыкой. Вся суета с героем только раздражает, так как отвлекает от действительно красивых видов Палермо. Что ж, 12-летний американский вояж для Вендерса не прошел даром. Соскучившись по европейской авторской свободе, он забыл про осознанную необходимость законов драматургии. В результате получился очередной комикс, только помимо желания автора.
А Стивен Содерберг! Четырехчасовый фильм о кубинском революционере Че Геваре «Че» как будто ставит целью лишить его всякой харизматичности. А ставший обладателем приза за лучшую мужскую роль Бенисио дель Торо занимается дегероизацией человека-легенды, ставшего рекордсменом по количеству проданных маек.
Порадовал разве что Вуди Аллен своим «Вики-Кристина-Барселона». В жанре психологического комикса он выстраивает уже не любовный треугольник, а какую-то трапецию, где абсолютно по-новому открылась прекрасная Пенелопа Крус, сыгравшая настоящую бабу-ягу. Безукоризненный по чистоте стиля, фильм ветерана фестивального кино не отвлекает от прекрасных пейзажей испанских городов, а насыщает их «веществом жизни».
Но в Каннах кроме кино есть еще и домино, а кроме финансов есть и романсы. По вечерам над ресторанами на Лазурном берегу то раздавались волшебные звуки дудки Игоря Бутмана, то аккорды неистового Алексея Гориболя, то зажигали «татушки». Русское присутствие было везде. Да и было что отмечать – фильм Сергея Дворцевого «Тюльпан» победил во второй по значению программе «Особый взгляд». А мастерский фильм Валерии Гай Германики про девушек-пукалок из наших спальных районов «Все умрут, а я останусь» получил диплом «Золотой камеры» за лучший игровой дебют. Валерия вышла на сцену его получать и говорила дольше, чем победители во всех остальных вышестоящих номинациях. Видно, что далеко пойдет. В жанр фестивального комикса, во всяком случае, уже вписалась.