Аргументы Недели → Культура № 22(108) от 29.05.2008

Импровизации перед камерой

, 12:05

– ГЕОРГИЙ Арамович, как появилась ваша программа?

– Какое-то время назад на улице Хачатуряна был арендован клуб, в котором создали настоящую джазовую телестудию, где снимали выступления наших джазменов. На этой площадке было сделано много интересных записей. Правда, к тому моменту, когда меня пригласили вести программу, джазовая телестудия была закрыта. Сейчас мы ставим в эфир записи выступлений разных знаменитых джазовых коллективов, сопровождаемые моими подробными комментариями. К сожалению, сейчас, кроме «Джема-5», на нашем рынке нет ни одной джазовой программы, хотя потребность, вне всякого сомнения, имеется.

– Думаю, у всех любителей джаза название программы ассоциируется со знаменитой темой Дейва Брубека «Take five».

– Никакого отношения к композиции Брубека название не имеет. Просто «Джем» выходит на пятом канале.

– Наблюдая за телеведущими, несложно заметить, что многие из них читают тексты по суфлеру. А вы в своих пространных монологах какими-нибудь подсказками пользуетесь?

– В «Джеме» никаких мониторов с бегущей строкой и суфлеров нет. Так же, как и заранее написанного текста. Перед записью я только прикидываю, о чем буду говорить, а когда включается камера, начинаю импровизировать. Так что в каком-то смысле программа похожа на джазовый концерт.

– Азарт, кураж, драйв перед камерой – тот же, что и на концерте?

– Иногда приходится снимать по три-четыре передачи за один день. И к четвертой записи я, конечно, утомляюсь. Тогда приходится усилием воли взбадривать себя. Но вообще мне как ведущему какой-то специальный кураж не нужен. Достаточно знания материала и того, как ты его должен подать. Что касается эмоций, то редактор программы Андрюша Пряхин держит меня в черном теле. Он все время старается, чтобы я выглядел достаточно энергичным и держался как можно более просто, не пускался в музыковедческие дебри и не начинал рассказывать о различных профессиональных нюансах, чем грешат очень многие джазовые критики. Он совершенно прав, потому что наша задача – привлечь к программе как можно больше зрителей.

– Как вы думаете, насколько телевидение способно передать джазовый колорит?

– Если выступление снято хорошо, то возможно получить иллюзию живого концерта. Но для этого требуется большое искусство операторов. Это очень непросто, поэтому в подобных съемках бывает много ляпов. Самый распространенный – когда играет один, а показывают другого.

– Вы довольны гонорарами на «Культуре»? Известно, что это далеко не самый хорошо оплачиваемый канал…

– Гонорары мне перечисляют на сберкнижку. Туда же приходят деньги и от многих других моих видов деятельности. Так что понять, какие суммы и за что именно я получил, практически невозможно. Да и не гонорары являются для меня в этой истории самым главным. Я работаю из интереса, а еще получаю за это какие-то деньги.

– Так много зарабатываете джазом, что можете о деньгах даже и не думать?

– Я очень счастливый человек – не только играю любимую музыку, но еще и могу прокормить себя и свою семью. Такое удается далеко не всем. Даже в Америке, на родине джаза, найдется совсем не много музыкантов, которые могут прокормиться джазом. Большая часть американских джазменов днем занимаются какой-то другой работой. Например, я дружил с одним саксофонистом, который служил бухгалтером.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram