– ПЕТР Ильич, сегодня Вы занимаетесь благородным делом – помогаете детям, а у Вас было счастливое детство?
– Конечно, по-моему, детство не может быть иным. Маленький человек познает мир, удивляется, радуется, огорчается...
Это прекрасно. Именно тогда формируется личность, выявляются склонности и таланты. И тут очень важно, какие учителя находятся рядом с ребенком. Именно учителя, потому что слово «педагог» я не очень люблю, ведь оно берет свое начало в Древнем Риме и обозначает раба, «прикованного» к хозяину, образованного раба, от которого ждут, что он чему-то научит…
– Вам повезло с учителями?
– Да, я родился в небольшом городке, откуда начинал свой поход Емельян Пугачев. Отец в период сталинского террора был сослан на Урал, поэтому мои первые годы прошли в тех краях. Я помню, до мелочей, хотя был совсем маленьким, детали быта, праздники, простых сердечных людей вокруг. В 50-х папу реабилитировали, и мы вернулись в Одессу к ее морю, акациям и бульварам. Здесь я учился в знаменитой музыкальной школе имени профессора Столярского по классу скрипки, а, закончив, отправился поступать в Ленинградскую консерваторию, но все же позднее ушел на режиссерский факультет к Георгию Товстоногову. Так что по образованию я режиссер-постановщик. Закончив ВУЗ, приехал в Москву, ставил спектакли на самых разных площадках, в Малом театре, например.
Но главным делом своей жизни занялся в 1994 г., когда был образован Фонд Владимира Спивакова.
– А как Вы познакомились с Владимиром Теодоровичем?
– О, эта история довольно любопытна. Оказавшись в Москве, я встретился с очаровательной девушкой, (как оказалось позднее моей будущей женой). Она трудилась тогда в должности главного редактора «Росконцерта» и в ее обязанности входили поиск молодых талантливых музыкантов, составление гастрольного плана и организация их выступлений по всему Советскому Союзу. Это была огромная работа, конечно, но очень интересная. Благодаря своей деятельности она узнала Владимира Теодоровича, а позднее представила ему и меня.
Вы когда-нибудь видели молодого Спивакова? Это что-то! Жгучий брюнет, похожий на итальянца, пронзительный взгляд, море обаяния! Однажды он увидел, что я ухаживаю за этой девушкой, взял меня за руку, отвел в сторону и говорит: «Вы знаете, Петр, что я занимался боксом?» Я отвечаю: «Да, читал». Тогда он очень крепко сжал мне плечо и сказал: «Так знайте, это не просто девушка. Эта девушка мой друг и если вы ее вздумаете обидеть или отнесетесь к ней несерьезно, то будете иметь дело со мной». Так началась наша дружба и длится уже более 30 лет (улыбается).
Говоря откровенно, Владимир действительно невероятно добрый, отзывчивый человек, гораздо больше думающий о других, нежели о себе. Что далеко ходить? Буквально на днях раздается звонок от него с гастролей: «Петр, я помню у нас была такая девочка талантливая. Узнай, какой у нее размер ножки… И вот мальчик тоже. Я купил ему концертный костюм…» С каждых гастролей привозит огромные чемоданы подарков детям. Все помнит, для всех находит время… В этом он весь…
– Просто невероятно! Я зашел на сайт фонда и увидел, что за годы своего существования помощь получили 8 тыс. детей! Как всех в памяти удержать?
– Не знаю, мы сами удивляемся. Конечно, некоторые дети, особенно поражают своим талантом.
Был такой мальчик Кирилл Солдатов. Сегодня он солист национального филармонического оркестра, трубач сумасшедшего уровня, недавно о нем вышла статья в «Нью-Йорк таймс». Или Ростислав Широевский, очень одаренный парнишка. Он учился здесь в Гнесинке по классу ударных инструментов и Спиваков заметил его, когда ему было всего 6 лет. Буквально в первый год его обучения он поехал на фестиваль во французский город Кольмар, где публике представляли оперу Прокофьева «Петя и Волк». Играли там все музыкальные партии дети. Ростик играл на ударных. А мероприятие это, надо заметить, едва ли ни главное культурное событие в жизни города и потому проходит на главной площадке, которая расположена в соборе святого Матфея. Сцена там огромная. Представьте себе, 6-летний мальчик играет на барабанах, а его из-за инструмента не заметно – маленький совсем, – видно только как палочки бегают. Удивленная публика ничего понять не могла, люди начали вставать и пытаться разглядеть, что за мистика творится (смеется). Сегодня Ростислав Широевский известный музыкант, выступавший недавно в Карнеги-Холл.
– Фонд был создан в 1994 г. в очень трудное время. Расскажите, как все начиналось?
– Начиналось все на нашей 6-метровой кухне. Не было ни средств, ни помещения, было лишь желание Владимира Теодоровича творить добро и мы – его единомышленники, разделяющие его убеждения.
Ведь творить добро надо не по указке свыше, не завтра, а сегодня, здесь и сейчас. Дети – наше будущее! Это не пустые слова! Если мы хотим, чтоб это будущее вообще было, то заботиться о подрастающем поколении, открывать дорогу молодым надо немедленно! Чтобы ребенок состоялся, надо помочь ему сегодня.
– Как находятся дети, нуждающиеся в помощи?
В Фонд присылают много кассет. Наши эксперты их выбирают. Где-то на Чукотке вдруг находят восьмилетнего мальчика, который великолепно звучит. Надо связаться, надо найти, привезти, устроить в школу, вылечить, если он болен. Есть гениальные дети из Армении, Молдавии, Киргизии... Мы не разделяем наши возможности границами – это позиция Спивакова, как президента, и мы ее полностью поддерживаем. Сегодня функционирует более 60 представительств Фонда в странах СНГ и за рубежом. Возглавляют эти отделения люди чести, абсолютные бессеребренники, не ищущие ни капли, ни грамма личной выгоды, а по-настоящему, болеющие за дело. Они узнают о талантливых детях в своих регионах. Звонят, говорят: «Есть безумно одаренный ребенок! Он окончил музыкальную школу, но ему надо расти дальше, у себя в городке он все возможности исчерпал». Потом присылают кассету, ее отсматривают, отслушивают и если все действительно так, приглашают маленького гения в Москву или Петербург на учебу.
Когда Спиваков едет на гастроли со своим оркестром, мы готовим там прослушивания. Владимир Теодорович выкраивает несколько часов всегда. Приходит ребенок. Тут же выясняется, что папы у него нет, что семья многодетная, мама не работает, она инвалид. А нужно платить за жилье, не хватает денег на питание, одежду, нет инструмента, и сам малыш нездоров, у него астма. Разве можно не отреагировать на беду. Я сейчас могу назвать сотни судеб, которые связаны с нами, и это такой лейтмотив от «а» до «я» в каждой маленькой жизни. Так дети, наделенные «искрой Божьей» становятся питомцами гнезда Спивакова. Это круглосуточный пост. Мы занимаемся детскими домами, проводим концерты в больницах. Наши музыканты играют для своих сверстников в онкологических центрах.
Кстати, деятельность Фонда не ограничивается только тем, что направляет молодые таланты на учебу. Проблемы, порой, бывают разные. Иногда мы сталкиваемся с тем, как я уже говорил, что ребенку нужна не просто поддержка, но и медицинская помощь необходима – требуется операция. Мы помогли провести без малого 100 сложнейших операций.
Кроме того, приобретаем хорошие инструменты, концертные костюмы, потому что музыкант не должен играть на чем попало и в чем попало. Пусть не скрипка Страдивари, но инструмент должен звучать…
– Бывало ли так, Петр Ильич, что помогли решить проблемы со здоровьем ребенка, а он впоследствии оказался талантливым музыкантом?
– Есть такой маленький провинциальный городок Асбест. Там в многодетной семье священника родился мальчик Иоанн.
Чудный, живой, игривый… Белокурый, как херувимчик. Но когда он начал ходить, родители заметили, что он задыхается во время игр, быстро устает. Повезли к врачам. Поставили диагноз – врожденный порок сердца. Оперировать отказались, сказали, что мал очень, 2 годика всего – не выдержит.
Его мама – Анастасия естественно была в диком ужасе, повезла ребенка в Екатеринбург, там врачи пытались лечить малыша, но ему становилось только хуже. Оперировать тоже не взялись. «Молитесь!» – был ответ.
Она ездила молиться на место убийства царской семьи практически ежедневно. И вот однажды, как она сама говорила, почувствовала словно укол в сердце, подняла голову и увидела афишу: «Концерт Владимира Спивакова». «Ноги меня сами туда понесли» – вспоминала. Пришла в кассу – билетов нет. Встала возле здания театра и не знает, как дальше быть. На нее обратил внимание человек, курящий возле служебного входа: «Что случилось?». Она рассказала. Через минуту он вынес ей контрамарку и велел обязательно подойти после концерта. В два часа ночи, сразу после встречи с матушкой Анастасией, мне позвонил Владимир Теодорович: «Надо мальчика спасать!»
Через три дня Иоанна привезли в Москву, в институт Бакулева. Операция длилась 8 часов (!) и шансов почти не было, потому что начался отек мозга, но видимо высшие силы были на его стороне, и все прошло удачно. А в 6 лет у него обнаружился абсолютный слух. Сегодня ему 14, он учится в школе для одаренных детей по классу скрипки и подает большие надежды.
– Петр Ильич, поговорим о фестивале. Это уже пятый, получается, юбилейный праздник и проходить он будет под девизом «Время милосердия!», но первый вариант названия, как я узнал из пресс-релиза, был – «Набат милосердия», потому что достучаться сегодня до людей состоятельных порой бывает очень непросто. Отчего так выходит?
– Вы знаете, есть такое понятие «культура общества». В таком социуме для людей категории долга, чести, милосердия не пустые слова, а неотъемлемые атрибуты человеческого сосуществования. Я вспоминаю известную историю, когда граф Шереметьев умирая, попросил нести перед гробом только орден, полученный им за меценатство. Его даже хоронили в простом гробу, потому что все деньги, которые должны были пойти на похороны, он повелел разделить между нищими. В истории «старой» России таких примеров бесчисленное количество. Понятия чести, долга были осязаемы. Князь Кропоткин, небезызвестный теоретик анархизма, находясь в заключении в Бутырской тюрьме, был отпущен на два дня на свободу к умирающей матери под честное слово (!).
Я хочу верить, что сегодня мы возвращаемся к духовным ценностям, к главным богатствам человека, к тому, что милосердие и сострадание станут неотъемлемой частью жизни общества. Поэтому мы и назвали фестиваль «Время милосердия». Уже пора! Я верю – это время настает. Потому что, поверьте мне, легче спать, когда на душе спокойно и благостно оттого, что ты помог кому-то, сделал добро. В конце концов, никакое богатство, никакие миллионы уже не радуют. Все можно купить, а счастья нет. Как говорит Владимир Теодорович Спиваков: «Счастье – это когда ты можешь им поделиться, увидеть радость в глазах человека».
– Возможно, наши состоятельные граждане не спешат расставаться с деньгами, пусть даже и на благие цели, потому что не принят закон о меценатстве и благотворительности?
– Я не знаю, но закон, безусловно, необходим. Ведь во многих развитых странах практически нет сиротских домов. А почему?
Да, потому, что государство там само благодарит тех людей, кто жертвуют на благие дела, списывая им огромные налоги.
Этот закон нужен нашему обществу как воздух, но… И Владимир Спиваков и покойный Мстислав Ростропович пытались на самом высшем уровне поднимать этот вопрос… Я не знаю причин, но пока процесс принятия этого документа буксует.
– О чем вы мечтаете, Петр Ильич?
– Мечтаю, чтобы детям было хорошо… Чтобы наша страна имела возможность каждому ребенку дать дорогу в будущее.
– За каждым вашим словом действительно чувствуется душа человека, болеющего за дело. Я уверен, что прочитав интервью, многие захотят откликнуться и помочь. Куда обращаться людям?
– Заходите на сайт www.spivakov.ru там есть координаты Фонда и вся информация, связанная с его деятельностью.
Справка «АН»
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ Фонд Владимира Спивакова был основан в 1994 г. с целью поддержки юных дарований в области музыки, живописи и хореографии. За 14 лет работы фонда:
- Более 8000 детей получили помощь.
- Около 2000 человек являются стипендиатами Фонда.
- Подарено около 300 музыкальных инструментов.
- Выделены средства на медицинское обследование около 200 человек и оказано содействие в проведении 90 хирургических операций.
- Представительства Фонда работают во многих городах России, в странах СНГ и дальнего зарубежья, в частности, во Франции, Хорватии, Скандинавии.
- Самым крупным и значимым проектом Фонда является Международный фестиваль «Москва встречает друзей», в котором с 2004 г. приняли участие более 5 тыс. детей.
Программа фестиваля «Москва встречает друзей»:
27 МАЯ. V Международный фестиваль «Москва встречает друзей» Торжественное открытие фестиваля.
Концерт и выставка детского рисунка Московский Международный Дом Музыки, Светлановский зал (19.00)
28 мая. Концерт в Оружейной палате Московского Кремля «Жемчужины классической миниатюры» (от Возрождения до наших дней) (18.30)
Концерт в детском доме № 19 «Наша семья» (13.00)
29 мая. Концерт фестиваля в Международном центре-музее им. Н.К. Рериха «Музыкальный калейдоскоп. От Штрауса до Шнитке» (18.30)
Концерт фестиваля в колонии для несовершеннолетних правонарушителей (г. Москва, Алтуфьевское шоссе, Актовый зал ЦВИНП) (15.00)
30 мая. Музыкальная гостиная Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко «Когда поет душа» (19.00)
31 мая. Концерт фестиваля в зале дома ученых г. Черноголовка Московская область «Время музыки» (14.00)
Концерт фестиваля в Музее-усадьбе «Архангельское». Верхний зал «Колоннады». Начало в 17.00.
1 июня. Концерт фестиваля и выставка «Возьмемся за руки друзья» Ко Дню Защиты детей Московский Международный Дом Музыки Камерный зал (19.00)
Музей-заповедник «Коломенское» Концерт и выставка в рамках Всемирного фестиваля чая и кофе ко Дню защиты детей (11.00)
2 июня. Государственный историко-архитектурный музей-заповедник «Царицыно» Детский бал «Карнавал счастья»
Концертная программа и выставка художественных работ (в рамках Екатерининских ассамблей) (19.00)
3 июня. Торжественное закрытие фестиваля Концерт и выставка детского рисунка Актовый зал МГУ им. М. Ломоносова (17.00)
Выставки художественных работ:
28 – 29 мая. Галерея искусств З. Церетели «Музы приходят» Открытие и концерт – 28 мая в 14.00.
Галерея «Арт-Волга» «Невыносимая легкость бытия». Открытие и концерт – 28 мая в 17.00.
28 мая – 3 июня. МГСША С Андрияки. Концерт – 29 мая в 14.00.