Аргументы Недели → Культура № 8(8) от 29.06.2006

Поцелуй в диафрагму

, 19:00 , Кинокритик, тележурналист

Не «Как все»

КОНКУРС, судя по уже показанным фильмам, отражает и основные судороги европейской мысли, пытающейся отобразить то загробное царство, в которое погружает человека общество потребления, или, напротив, стремящейся это царство оградить от угроз извне. И главная такая угроза - это, конечно, граждане бывших колоний, которые в прошлом году до смерти запугали французов своей животной агрессией. Иначе чем объяснить появление такой лизоблюдской картины, как бельгийская «Как все» (реж. П.-П. Рендерс), за которой стоят финансы Франции-Бельгии-Люксембурга-Германии-Канады? Кому же поют романсы эти финансы? А молодому французу арабского происхождения, который хороший-прехороший.

Oн - влюбчивый и нежный - полюбил девушку из PR-агентства. А оно избрало его подопытным кроликом для формирования среднестатистического мнения о пристрастиях обывателя. Но он гордый - не соглашается быть этим кроликом ни за какие бабки. Девушка спит с ним, естественно, по долгу службы, и ее мучают муки совести! И она искренне (по сюжету) влюбляется в героя! Типа - смотрите, жители социальных многоэтажек, и у нас, представителей пока еще титульной нации, тоже душа есть. Мы хорошие и вас любим. Вот и президент перед выборами приезжает к кому рейтинг нагонять? К нашему герою. Авторы уже не знают, как его мифологизировать. Вот он выбросил телевизор - и весь город стал избавляться от ящиков, вот купил какую-то гадость вроде чипсов - и вся нация побежала их покупать, вот он поцеловал героиню - и, боже мой, вся тварь земная начинает целоваться, невзирая на расу и пол. Вот такой поцелуй в диафрагму.

Моника, «Сколько ты стоишь?»

ДРУГИЕ фильмы тоже бренную человеческую плоть никак не могли оставить в покое. Более того, издевались над ней по полной программе, причем напуская лживой наивности: а что, нет в любви красивых и некрасивых тел, все равны перед Афродитой! Да, может быть, перед Афродитой и все равны, да вот перед зрителем нет. Красавицу Монику Беллуччи в фильме Бертрана Блие «Сколько ты стоишь?» насилуют какие-то монстры, и нам бесконечно показывают вид сзади одного из них. Невольно симпатизируешь Жерару Депардье, который проделывает это по крайней мере в халате. Значит, уроды - это эстетика фильма, защитники которого скажут наверняка: это вовсе не уроды, а сатиры, которые всегда кишели вокруг Венеры. Но даже если принять эту версию, то у сатиров все-таки была талия! А здесь у героя не тело, а какой-то коробок из-под спичек. И все норовит облапать прекрасную итальянку. А нам еще предлагают ему сопереживать! Видать, мозги сценаристов от хорошего красного вина лучше не становятся. Моника Беллуччи в фильме вообще ничего не играет. Она неизменно сладкая, с красивой конфетной обертки.

«О Саре», без слез

НАИБОЛЕЕ осмысленным на данный момент явился другой конкурсный фильм фестиваля - «О Саре» (реж. К. Отман). Судя по расчувствовавшимся членам жюри (во время просмотра не прослезился только суровый Алексей Учитель), у него хорошие шансы. По сюжету, потомственная шведка Сара сдает в больничку свою мамашу, отдает дом банку за долги и отправляется устраиваться на работу. Далее на фоне ее непреклонного карьерного роста - работа превыше всего - нам показывают три новеллы об ее любовных утехах и сексуальных партнерах, отношения с которыми прекрасно дополняют образ героини. Первый - красавец футболист, настоящий белокурый ариец, мечта Геббельса. Но что-то у них не задается. То она не хочет, то он. То есть отдельно друг от друга они хотят, но вот вместе, как говорится, химии нет. Дело заканчивается неудачной свадьбой. Второй партнер - противоположность первому и внешне, и по устройству мозгов. Они у него заведены только на карьеру. И когда должность дают Саре, с этим офисным червем случаются колики. Сара снова одна, но уже при деньгах. И вот она заводит интрижку со своим строительным рабочим-афроамериканцем. Догадываетесь, что будет дальше, когда она забеременеет?

Не бедные «Родственники»

КОРОЧЕ, ох нелегкий будет выбор у жюри, учитывая кисель политкорректного подхалимажа, который ныне разводят европейские кинематографисты. Ведь у режиссеров поопытнее в дело идут чувства зрителей, которыми можно управлять. Только дикарь пригласит шахтера в черноморский дом отдыха и предложит ему дизайн номера «под забой», а в кино мы почему-то с этим имеем дело. Или не делайте кино для публики, господа, или давайте, чтобы о высоком. Пока с грехом пополам в формат «высокого», то есть выше пояса, попадает одна «Сара». Но впереди еще есть «Климат» Рауля Руиса, «Родственники» Иштвана Сабо, да и проползший в конкурс «Червь» Алексея Мурадова обещает быть интересным. О звездно-американской «Спроси у пыли» и не говорю.

Пока же все увиденные фильмы точно рисуют портрет современного европейского общества, которое научилось имитировать все, кроме искренних чувств. Нет, с эмоциями и инстинктами все в порядке. Но вот благородных чувств актеры просто даже изображать не умеют, потому что не знают, что это такое (к Депардье не относится). Ведь в потребительском мире самый большой успех будет иметь то кино, которое станцует 32 эмоциональных фуэте на тему секса. Пока промахов не было. Ведь все загробное так любит пульсацию жизни.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram