Аргументы Недели → Культура  → Книги№ 9(351) от 07.03.2013

В Баку застрелен Эраст Фандорин

, 17:51

Накануне Первой мировой войны – в романе «Чёрный город» – погиб герой цикла игровых книг Б. Акунина Эраст Петрович Фандорин.

Нефтепромышленники, бандиты, казино, бешеные деньги, национальная вражда и главный керосинопровод империи. Фандорин прибывает в Баку (это и есть «чёрный город») по секретному заданию империи, чтобы найти и обезвредить революционера-террориста по кличке Дятел. Эрасту Петровичу, как указано в тексте, 58 лет, но полных или неполных, не известно, поскольку о дне рождения героя автор ничего нам не сообщал. Благодаря ежедневной гимнастике выглядит Фандорин лет на 45, о чём со знанием дела и тела рассказала читателю бакинская пассия Эраста Петровича миллионерша Саадат Валидбекова.

Однако напряжённая борьба со злом заканчивается для героя крахом, поскольку Российская империя вместе с ним вошла в август четырнадцатого и, стало быть, близок Октябрь семнадцатого.

Застрелил Фандорина местный бандит, оказавшийся подручным Дятла. Эраст Петрович всецело ему доверял и даже хотел взять с собой в Австро-Венгрию на следующее задание: предотвратить мировую войну. А он, гадина, вот что… Верный слуга – японец Маса в это время находился в больнице (тяжёлое состояние – скорее всего, и Маса скончался).

Занавес! «Конец, конец, огарок догорел… Жизнь – только тень, она актёр на сцене…» (Шекспир, «Макбет»). Множество злодеев разоблачил Эраст Петрович, но против тяжёлой поступи космического рока бессильны японская гимнастика и тщательное культивирование личной порядочности. Есть пределы возможного для одного человека. Да и возраст… Какой уж там героизм в 58 лет? Или, скорее, какой героизм в 58 лет может быть интересен читателю?

Идеальный возраст героя, если он уцелел в юности, – примерно от тридцати до тридцати восьми лет. И в лучших романах фандоринского цикла («Смерть Ахиллеса», «Статский советник») герой находится именно в этой золотой поре. Кроме того, золотую пору в этих сочинениях переживает и Российская империя, так что служение ей имеет полновесный смысл. Герой детектива может действовать только в условиях общественной стабильности, потому что отслеживает нарушения закона и порядка, а если закона и порядка нет в принципе, какой тут возможен герой детектива?

Я думаю, цикл можно было бы закончить на «Коронации» и не тащить Эраста Петровича в двадцатый век. Романы «Весь мир – театр» и «Чёрный город» куда слабее предыдущих.

Фандорин с трудом вписывается в двадцатое столетие, он там ни к чему. Он начинает выглядеть чудачком-придурочком, старомодной куколкой, живущей по инерции. Но, раз автор вытащил героя в двадцатый век, он обязан о нём позаботиться. Убить его – это слишком. Это чересчур. Тут, по-моему, автор впал в экстремизм. Видимо, поддался личному чувству неприязни. Возможно, Фандорин ему надоел и писать о нём надоело. Ну и что? А через «не хочу», как Конан-Дойл, как Агата Кристи?

Почему бы Фандорину не уехать за границу вольным путешественником и не продолжить борьбу со злом в иных местах нашей весёлой планеты… Если самому автору это неинтересно, отдал бы героя кому-нибудь в аренду.

Может быть, так и будет? В тексте написано: «Человек в чёрном поднял револьвер и выстрелил связанному в голову». Но ведь не сказано, что он в эту голову попал! Мало ли. Надежда есть.

Не так много у нас героев, чтобы их приканчивать. Ладно, пожилым стал Фандорин, а всё-таки он чистюля, умник, молодец, и других таких нет. Сегодняшние герои искусства норовят родную маму расчленить, сварить, съесть, снять об этом репортаж и выложить на ю-тьюбе. А Фандорин всё себя совершенствует и убивает, только защищаясь. Где вы ещё такое золото найдёте?

Так что автору наказ: Эраста Петровича воскресить и что-нибудь занимательное для него придумать.

Не ставить же ему памятник в Баку!

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram