Династия Петра Капицы дала миру и нашей стране выдающихся учёных-исследователей. Эстафету основоположника Петра Леонидовича подхватили его сыновья – Сергей и Андрей. Андрей Капица внёс неоценимый вклад в изучение Антарктики, за что и был прозван «Колумбом ХХ века». Ему посвящены две книги, вышедшие в издательстве «Молодая гвардия»: «Андрей Капица – Колумб XX века» и «Андрей Капица» в серии ЖЗЛ («Жизнь замечательных людей»).
17 марта 2023 г. в штаб-квартире Русского географического общества (РГО) состоялась презентация книг с участием руководства географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, представителей РГО, Ассоциации полярников (АСПОЛ).
Книги – увлекательное путешествие во времена великих открытий, разогнавших технический прогресс до космических высот. Летописцы времени из рода Капицы, включая самого Андрея Петровича, на страницах книги легко и непринуждённо общаются между собой, делают ироничные записи в личных дневниках, много шутят. И это на фоне жёстких политических интриг и суровых будней первопроходцев ледового континента.
В столь же лёгкой манере общения книгу представили её авторы – заведующий кафедрой рационального природопользования географического факультета МГУ доктор экономических наук, профессор Михаил Слипенчук и журналист, писатель, путешественник Алексей Щербаков. Здесь следует заметить, что кафедру рационального природопользования создал Андрей Петрович Капица и он же стал её первым руководителем. Позже Михаил Слипенчук сменил своего предшественника и наставника на этом посту.
Михаил Слипенчук: «Я был в числе тех, кто был самым первым курсом на кафедре Андрея Петровича Капицы, и по праву называю его своим учителем. Своей биографией и своей судьбой он открыл для меня дорогу в жизнь. И все мои арктические, антарктические и африканские экспедиции были заряжены им. Когда я стал заведующим основанной им кафедрой, я дал себе слово написать о нём книгу. Мы работали над ней восемь лет. И вот она вышла. По сути, эта книга о великом учёном и о судьбе российской науки того периода. Сейчас мы – её продолжатели».
Великий «рукастый» экспериментатор
Масштаб личности определяется её трудами и влиянием на общество. Обладая талантом и особой энергетикой, выдающиеся учёные, особенно физики, излучают такой поток заряженных частиц, что, кажется, способны привести в движение всё вокруг. Наука точно движется благодаря им. Пётр Капица был именно выдающимся учёным. И, как в шутку он сам себя называл, «рукастым». Делал своими руками инструменты и приборы для экспериментов. Его находчивость и смелость в экспериментах оценил Резерфорд и помог ему открыть собственную лабораторию в Кембридже.
Незаурядные мужество и самообладание потребовались Петру Капице, когда ему строго дали понять: «пора возвращаться к родным берегам». Предвидя это, он просил Резерфорда дать возможность вывезти оборудование в СССР. Английский лорд и физик согласился. И вот уже на родине ему создают условия, равные кембриджским. Открывают институт физических проблем (ИФП), строят дом для проживания, выделяют участок под дачу на Николиной горе. Но это было потом. А вначале семье пришлось пережить сильное психологическое давление.
«Сталин – Кагановичу, Куйбышеву
…Капицу можно не арестовывать формально, но нужно обязательно задержать его в СССР и не выпускать в Англию на основании известного закона о невозвращенцах. Это будет нечто вроде домашнего ареста. Потом увидим.
Сталин. 21/IX.1934 г.»
Тут кстати вспомнить, что нарушение этого закона каралось расстрелом. Величина учёного не позволяла вычеркнуть его из истории. Он был очень нужен науке. Нужен стране. Но именно от выбора учёного зависела судьба его семьи.
А семью свою Пётр Капица любил. Весь жизненный цикл Капицы был настроен на генерацию новых идей и проведение экспериментов. Семья как неотъемлемая часть жизни не должна была отвлекать от работы, и в то же время именно семья делала Капицу по-настоящему счастливым. В этом заслуга его жены, Анны Алексеевны, никогда не забывавшей о высоком предназначении мужа – служить науке. В переписке с женой Пётр Леонидович всегда живо интересовался, как учатся его мальчишки, которых он ласково называл «крысятами». А как же иначе, если к любимой жене он обращался «Крыса моя». Анна Алексеевна в зависимости от настроения то хвалила мальчиков, то сетовала на них. И когда однажды она пожаловалась на Серёжу, Пётр Леонидович ответил ей: «Не раздражайся на Серёжку. Надо при его воспитании первым делом воспитывать себя. Постарайся быть сдержанной, ровной, и ты увидишь, как его характер начнёт поправляться».
«Дикие английские мальчишки»
Сыновья Петра Капицы родились в Англии. Поль Дюрак, английский друг семьи, отметил характерную особенность этих мальчишек: «Должен заметить, что жизнь у этих ребят в Кембридже была весьма и весьма свободной, и они получили известность как «дикие русские мальчишки». Когда же они приехали в Москву, их стали звать «дикими английскими мальчишками».
Переезд в Москву ознаменовал новый период в жизни Капиц-младших. Дети быстрее, чем взрослые, адаптируются к новым реалиям. Тем более что рядом с ними была просоветская воспитательница из Англии Сильвия. Вторым своим воспитателем Андрей Капица справедливо назвал институтский двор со своими хулиганами, драчунами и заводилами. «Сначала они нас не очень жаловали – «англичане, директорские сынки». Но потихоньку всё стало на свои места. Я с детства отличался физической силой, а Сергей брал интеллектуальным преимуществом», – вспоминал Андрей Петрович.
Мальчишки росли, всё более и более проявляя интерес к отцовским занятиям. У них был доступ в мастерские и лаборатории, где изготавливались приборы и проводились опыты, которые, кстати, нередко были открытыми. Отец со временем обустроил мастерскую на даче, которая впоследствии получила статус официальной лаборатории ИФП. Вместе с отцом Сергей и Андрей строили деревянную моторную лодку, чтобы плавать по Москве-реке. И они её построили! Ребята становились «рукастыми», обучаясь мастерству у отца. Андрей позже не раз признавался, что они очень гордились своим отцом. Когда пришло время выбирать профессию, оба сына без тени сомнения решили стать учёными.
Андрей по натуре был романтиком-путешественником, перечитал множество книг об экспедициях Беллинсгаузена и Седова, Нансена и Амундсена, Пири и Скотта. Побывал с ними и у Северного и Южного полюсов. Выбор был сделан. Получив аттестат зрелости в 1948 году, Андрей поступает на географический факультет МГУ.
Темперамент, недюжинная сила, отцовская тяга к открытиям, природный ум подготовили почву для формирования стойкого исследователя – будущего покорителя Антарктики.
Покоритель Антарктики
Одно дело – путешествовать по страницам книг и совсем другое – пройти вместе с членами экспедиции по непроторённому ещё пути. Что такое Антарктика, Андрей Петрович узнал во время первой экспедиции к Южному полюсу. А всего их было четыре общей продолжительностью три с половиной года. Капица, сознавая свою богатырскую силу, брался за тяжёлую и грязную работу. Осваивал новые профессии и технику. Вместе с товарищами сконструировал арктический супервездеход, который везли 1500 км на погрузку из Харькова в Калининград. Работали при температуре до -75e_SDgrС, когда замерзало топливо.
Они обустраивали станции, чтобы дойти до Южного полюса. Переходы длились по несколько месяцев. И проводили исследования, заглядывая под километровые слои льда. Капица предположил существование подлёдного озера, что и было доказано дальнейшими исследованиями. Так было открыто озеро Восток глубиной до 800 метров. И оказалось, там тоже есть жизнь! Примитивная, такая, как миллионы лет назад. Открытие позволило учёным разработать теорию оледенения земли. В результате дальнейших исследований в Антарктиде было найдено 140 таких водоёмов. Озеро Восток – крупнейшее среди них.
«Ну что, зимовать будем или обратно пойдём?» – вопрошал пленников ледовых широт Андрей Петрович. Вроде бы шутка, но вопрос в ней спрятан слишком серьёзный – «быть или не быть?» Кроме желания вернуться домой должна быть ещё и возможность. И об этом всегда должен думать руководитель экспедиции, планируя маршрут и зимовку. Для студентов МГУ вернувшиеся из Антарктики старшие товарищи были героями, всё равно что в космос слетали.
Девиз на все времена
На презентации книги в РГО говорили много и охотно. Друзья, коллеги, родные вспоминали, каким запомнился им Андрей Петрович Капица. Добрый, весёлый, отзывчивый. Внук Андрея Петровича Иван Гузенко повторил слова своего деда: «Наука должна быть простой и увлекательной». Похоже, эти слова стали девизом династии Капица. И в том, что интерес молодёжи к наукам с каждым годом растёт, есть заслуга знаменитых учёных. Каждой эпохе открытий нужен свой Колумб.