Аргументы Недели → Культура  → Книги№ 50(794) 22–28 декабря 2021 13+

В издательстве «Аргументы недели» вышла книга Леонида Ивашова «Геополитическая драма России»

, 21:31

Известный писатель и политик, президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Григорьевич Ивашов является одним из самых авторитетных и популярных авторов издательства «Аргументы недели». Его книги «Геополитика русской цивилизации», «Опрокинутый мир» и «Утраченный разум» разошлись многотысячными тиражами. В нашем издательстве вышел новый труд Леонида Ивашова, который называется «Геополитическая драма России» и является своего рода квинтэссенцией предыдущих книг, полюбившихся нашим читателям.

 

Всё решает география

Читать книгу, посвящённую геополитике, невозможно, не понимая предмета изу-чения. То есть того, что из себя представляет геополитика. В данной книге объяснению этого термина посвящено совсем немного страниц. Объясняются только самые азы. Если тема вас заинтересует, обратите внимание на книгу того же автора «Геополитика русской цивилизации», где вопрос освещается гораздо более подробно. При этом и там и здесь достаточно сложные вещи объясняются доступным даже неспециалисту языком. Но в целом к «основному блюду» читатель в любом случае подойдёт с пониманием, куда попал.

Не будем делать за автора его работу и объяснять потенциальному читателю предмет. Скажем только, что основополагающие элементы геополитики – это география и климат, которые определяют суть живущих в этих краях народов и их методы существования и взаимодействия с окружающим миром. С самых древних времён человек был всего лишь «дитём» природы, одним из её продуктов. Он целиком и полностью зависел от среды своего обитания. Расисты глупые люди. Они считают, что цвет кожи и разрез глаз определяют сущность человека. На самом деле всё решает география, которая определяет культуру, которая, в свою очередь, определяет традиции, ценности и воспитание. Обратите внимание – между кавказскими джигитами, шотландскими горцами и индейцами племени апачи подозрительно много общего в поведении и характере. А вот негр из Гарлема и негр из Мали – два совершенно разных негра. Один привык выживать, второй – жить на халяву и требовать преференций.

Мир всегда шёл по пути противоборства в целях установления контроля над всем сущим неких универсальных парадигм. И тут многовекторность лишь придаёт вариативности этому противоборству. Но само противоборство практически всегда осуществлялось в двух противоположных векторах. Запад – Восток. Или даже скорее Запад – НеЗапад. Духовность – материализм (потребительство). Теизм – атеизм. Индивидуализм – коллективизм.

 

Русский китайцу поневоле брат

По мнению основоположников геополитики, конфигурацию существующего мира определяет противостояние двух цивилизаций. И речь в данном случае не о западной и восточной, а о цивилизациях суши и моря. Именно эти географические понятия накладывают неизгладимый отпечаток на людей и народы, принадлежащие этим цивилизациям, даже если они отделены друг от друга тысячами километров и даже тысячами лет и никогда не соприкасались. Так, финикийцы, японцы, викинги и американцы имеют в своих образах мышления и образах действия много общего, потому что принадлежат цивилизации моря. А русские, немцы, китайцы и египтяне имеют схожие традиции и ценности в силу того, что все они – люди суши.

Суть этого противостояния сформулирована англичанином Х.Д. Маккиндером (1861–1947): «Мировая история есть непрерывная борьба двух начал, двух цивилизаций – океанской и континентальной». На языке учёных-геополитиков океанская цивилизация называется талассократией, а континентальная – теллурократией».

Для континентальных держав первостепенное значение имеют размеры их территории, являющиеся весомой составляющей совокупной мощи государства. Обратной стороной медали – связанные с обширностью территории большая протяжённость границ, низкая плотность населения, сложность сообщения и освоения. Для морских (островных) держав определяющим фактором становится контроль над акваториями.

Считается, что для континентальных держав более характерны централизация всей жизни, авторитаризм. Для морских стран, наоборот, показательны децентрализация, плюрализм. Классический пример – сухопутная Спарта с их жёсткой субординацией и раскрепощённые приморские Афины.

Объяснить это можно тем, что жизнь на земле подразумевает некую долговременность планов и цикличность, а морская жизнь – это вечные перемены и непостоянство, откуда и стремление не сколотить состояние тяжёлым ежедневным трудом, а рвануть кусок здесь и сейчас, потому что потом может не представиться возможности. Надо ли пояснять, что нам, народу исключительно континентальному, усиленно навязываются ментально чуждые нам «морские» ценности и методы их достижения?

 

Ты на суше, я на море...

Изначально всё это относилось к политической практике Запада, и теория эта объясняла то, что в своей основе происходит великое противостояние суши и моря, стремление к установлению ими контроля над планетарным пространством.

Американский адмирал А. Мэхэн (1840–1914) заложил теоретические основы талассократии и стратегию борьбы с континентами. «Морская мощь в значительной мере определяет исторические судьбы стран и народов», – писал он. Для борьбы и достижения победы над континентами он предложил «стратегию анаконды» – блокады и сжатия континентальных стран с моря. Согласно концепции Мэхэна, основу мирового развития составляет глобальное противоборство континентального и морского могущества, олицетворяемого, соответственно, Россией и США, Великобританией, позже Германией. США и их союзники должны, как анаконда, сдавливать Россию со всех сторон: с запада – при помощи Германии и Великобритании, с востока – Японии. Историческим «оправданием» данной борьбы выдвигалась извечная вражда между латинской и славянской расами.

Английский географ и политик Х.Д. Маккиндер рассматривал всю Евразию, куда он включал и Северную Африку, как Мировой остров, центром которого, сердцевиной территории – хартлендом – является часть суши между Белым, Восточно-Сибирским, Каспийским морями и Байкалом. То есть, по сути, основная часть России. Вокруг хартленда лежат государства Внутреннего полумесяца (Китай, Индия, Турция, Австрия, Германия) и Внешнего полумесяца (Канада, США, Япония, Южная Африка, Великобритания). Тот, кто контролирует Восточную Европу, контролирует хартленд; кто контролирует хартленд, тот контролирует весь Мировой остров, а значит, правит миром. Следовательно, страны Внешнего и Внутреннего полумесяца должны давить на Россию.

В противоположность талассократии, «сухопутники»-теллурократы продвигали свои методы. Немецкий геополитик генерал К. Хаусхофер (1869–1946) разработал теорию континентального блока по оси Германия – Россия – Япония, выдвинул идею Евразии как жизненного пространства народов: «Только прочная связь государств оси Германия – Россия – Япония позволит нам всем подняться и стать неуязвимыми перед методами анаконды англосаксонского мира». Кроме того, Хаусхофер главным смыслом существования государства считал обеспечение и расширение его жизненного пространства. Этот принцип наиболее лаконично и содержательно сформулировал известный идеолог и политик Британской империи XIX века С. Родс: «Расширение – это всё». Зная это, совершенно понятным становится безу-держное, идущее вопреки всем клятвам и договорам расширение НАТО на восток. И понятно, что бессмысленно доверять «западным партнёрам» и ждать, что они выполнят свои обещания. Они не могут этого сделать физически. Остановиться для них означает начало медленного умирания.

Германия представляет континентальную геополитическую теорию и школу, англичане и американцы – морскую. Основу могущества Британии и США составляет их флот. Германия же извека диктовала условия Европе посредством своей армии. Попытки немцев играть в морские игры всегда терпели поражение, даже несмотря на успехи их подводных «волчьих стай» на просторах Мирового океана. Игры же США и Британии на суше без поддержки пресловутых канонерок тоже редко бывали успешными против серьёзных противников. А Испания и Португалия, бывшие когда-то великими морскими державами, с этой сцены давно сошли, утратив какой-либо серьёзный мировой авторитет.

 

Наш путь

У России же совершенно особая роль. Обширные морские границы России вынуждают её иметь сильный флот, хотя моря, омывающие нашу страну, большей частью холодные и не способствуют морской экспансии. Невероятные по протяжённости сухопутные границы вынуждают нас больше внимания обращать на армию, чем на флот. Поэтому притязания России на заморское влияние весьма невелико. Зато на ближних театрах политических сражений наша роль решающая.

Новые геополитические игроки в виде Китая и ближневосточных государств тоже сосредоточены на сухопутных направлениях. По сути, в океане безраздельно господствует флот США. Флоты остальных стран скорее обозначают присутствие и служат для отражения агрессии, а не для экспансии. Но в век реактивной авиации, космоса и ракет мощный флот уже перестаёт быть несокрушимым аргументом. Особенно перед лицом «ишака с золотом».

Русская школа геополитики, не отвергая деление человечества на два начала, придаёт этому делению и противоборству иной смысл, уходя от географических категорий к идейно-духовным основаниям, к философии смысла жизни человечества. При этом, признавая наличие двух геополитических сущностей – континентальную и морскую, – русская геополитика не считает конфронтацию между ними неизбежной и необходимой. Русской школе свойствен мессианский цивилизационный подход, западной – конфронтационный.

Но мы и тут видим, что классическая геополитика вынуждена принимать новые правила игры и приноравливаться к новым условиям и новым игрокам. Дело в том, что классическое противостояние суши и моря в современных условиях уже не является абсолютным. Как говорится, возможны варианты. Это проделала сама история: в обеих мировых войнах континентальные и морские державы заключали между собой союзы. Уже образование Антанты никак не укладывалось в рамки первоначальной концепции Маккиндера, тем более противоречила ей ось Берлин – Рим – Токио, не говоря уже о союзе морских стран Великобритании и США с континентальным Советским Союзом. Но, по мнению Леонида Ивашова, союзы для войны временные, а противостояние по оси «море – суша» в сознании элит проявляется постоянно. Что касается послевоенных отношений США – Европа, американцы «переделали» немцев под себя с позиций «выгоды». Но Британия выходом из ЕС подчеркнула свою «морскую» сущность. Британцы просто не смогли сосуществовать в одном мире с континентальной Европой, потому что им банально были чужды ценности «сухопутных» европейцев.

Книги вы можете приобрести наложенным платежом, заказав по телефонам 8(495) 980‑45-60, 8(958) 636-51‑80 или направив по электронному адресу: zakazknig@argumenti.ru, или по почте: 125167, г. Москва, Авиационный пер., д. 4а, заявку и ваш точный адрес с индексом, ФИО полностью. В теме письма укажите «ЗАКАЗ КНИГ». В Москве книги можно купить по издательской цене в редакции по адресу: ст. м. «Аэропорт», Авиационный пер., дом 4а (здание МФЮА), к. 104, либо заказать по телефонам 8(495) 980-45-60, 8(958) 636‑51‑80 (стоимость доставки в пределах МКАД – 300 руб.). Мы работаем: пн. – пт. с 10:00 до 18:00. 16+

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ КНИГИ – НА САЙТЕ WWW.LITRES.RU

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram