> «Гамлет» в зеркале цифрового мира: Андрей Черкасов о смелом переосмыслении Шекспира театром «Кашемир» - Аргументы Недели

//Культура 13+

«Гамлет» в зеркале цифрового мира: Андрей Черкасов о смелом переосмыслении Шекспира театром «Кашемир»

4 декабря 2025, 10:26 [ «Аргументы Недели» ]

Год назад независимый театр «Кашемир» представил зрителям свою смелую и неординарную интерпретацию бессмертной трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет». В постановке режиссера Гульнары Галавинской классический сюжет перенесён в реалии современного цифрового мира, где заглавный герой, блистательно воплощенный Дмитрием Бикбаевым, существует среди офисов, дресс-кода и холодного блеска переговорных комнат. Стилистика спектакля, вдохновленная знаменитыми скандинавскими сериалами, подчеркивает мрачную изнанку благополучия, а сюжет трагедии удивительно перекликается с актуальными историческими событиями. Генеральный продюсер театра «Кашемир» Андрей Черкасов в интервью с корреспондентом «Аргументы недели» рассказал о том, как рождалась эта необычная постановка, а также о том, почему шекспировская трагедия актуальна как никогда.

– «Гамлет» театра «Кашемир» смело переносит шекспировскую трагедию в современный цифровой мир. Что послужило той искрой, главной идеей, которая вдохновила вас на создание такого неклассического, но актуального прочтения?

– Идея, безусловно, принадлежит режиссеру Гульнаре Галавинской. Моя роль как продюсера заключалась в том, чтобы поддержать её видение. Мы с командой увидели огромный потенциал в идее перенести «Гамлета» в нашу действительность, особенно в период, когда мир переживает тектонические сдвиги, глобальные трансформации и переоценку ценностей. В такие моменты Гамлет, с его вечными вопросами о морали, выборе и смысле бытия, становится невероятно актуальным и современным героем.

– Отказ от привычных декораций, средневековых костюмов и образов – это всегда смелый шаг. Когда вы шли на эти изменения, какова была главная цель театра? Шокировать зрителя, заставить его задуматься, или что-то совершенно иное?

– Я бы не назвал это «радикальными изменениями» в негативном смысле. Мы абсолютно не стремимся к шоку ради шока, не за разрушение классики, а за созидание нового взгляда на неё. Главный принцип для нас – это доверие команде. Когда ты собираешь талантливых режиссеров, художников, актеров, ты либо полностью доверяешь их видению, либо проект не состоится. В данном случае, идея Гульнары Галавинской и её воплощение художником-сценографом Полиной Добровольской настолько органично соединились, что результат, на мой взгляд, получился очень цельным и убедительным.

– Как удалось сохранить шекспировскую глубину и оригинальность, актуализируя сюжет для сегодняшнего дня, чтобы не скатиться в излишнюю прямолинейность и не потерять тот самый, вечный смысл?

– В этом и заключается уникальность нашей постановки! Мы не переписывали текст, не адаптировали его под современный сленг. Используем классический, узнаваемый перевод Шекспира. Вся магия в том, что эти герои, говорящие языком великого драматурга, помещены в визуально современные условия – офисные пространства, холодный свет переговорных, строгий дресс-код. Контраст между вечным текстом и актуальной картинкой создает особую энергию, которая и позволяет сохранить глубину, но при этом заставляет зрителя увидеть знакомую историю совершенно по-новому.

– Несмотря на верность тексту, получился абсолютно новый «Гамлет», резонирующий с нашей реальностью. Можете ли вы немного приоткрыть завесу тайны и рассказать, как именно сюжет трагедии перекликается с актуальными историческими событиями?

– Я не сторонник давать прямые «спойлеры» или однозначные трактовки, ведь каждый зритель должен найти свои собственные смыслы. Есть разные мнения и критические отзывы, и это прекрасно. Но для меня лично, то, что происходит сегодня в мире, та глобальная трансформация, о которой мы говорим, буквально один в один отражается в событиях, разворачивающихся на сцене. Гамлет, как личность, как герой, сталкивающийся с предательством, ложью и необходимостью действовать в условиях разрушающегося мира, является метафорой нашей современности. Я приглашаю каждого прийти и убедиться в этом лично.

– Перейдем к актерам. Дмитрий Бикбаев исполняет заглавную роль Гамлета. Как продюсер, вы участвовали в его выборе? Какие качества Дмитрия, помимо авторского таланта, сделали его идеальным воплощением современного вашего Гамлета?

– Здесь история такая: Дмитрий сам пришел к нам с этим материалом и показал, что он абсолютно готов к этой роли. Это ни для кого не секрет, что для каждого актера, как говорится, «каждый актер должен сыграть Гамлета». Дмитрий был готов к этой работе и пришел к нам с этим предложением. После этого уже подключились режиссеры, художники и другие участники команды. Он был крайне убедителен в своем предложении, и, мне кажется, работа удалась, у Дмитрия получается очень хорошо.

– В касте спектакля много узнаваемых имен. Насколько важен был баланс опыта и новой энергии при формировании труппы для такого экспериментального проекта?

– Мы не ориентируемся на медийность в своих проектах. В первую очередь мы смотрим на то, подходит ли актер для роли, соответствует ли он видению режиссера. Режиссер предлагает состав, а мы со своей стороны можем что-то рекомендовать, обсуждать или утверждать. Это, естественно, проходит определенную процедуру. Но в целом, у нас не было задачи брать только известные имена. Главное – это талант и соответствие образу.

– Что было самым сложным в процессе продакшена этого «Гамлета» – от зарождения идеи до сегодняшнего дня, спустя год успешных показов?

– Самым сложным для меня лично было то, что в момент выхода «Гамлета» мы выпустили с разницей всего в две-три недели еще две премьеры. Это было просто физически очень тяжело! А всё остальное, в общем-то, проходило в рамках продакшена, все по плану. Были, конечно, какие-то нюансы, которые сейчас уже, наверное, не вспомнятся, и они, наверное, уже и не важны. Важен сам продукт, который вот уже существует и радует зрителей на сцене.

– Часто ли актеры «переходят» из одного вашего спектакля в другой, или у каждого проекта свой уникальный состав?

– Да, уже есть такие спектакли, где актеры задействованы и в одном, и в другом названии. Опять же, это не связано с каким-то лицеприятием или особыми предпочтениями. Это исключительно связано с тем, что актер подходит или не подходит для конкретной роли. Ну и, конечно же, проще и удобнее, когда режиссер или продюсер понимает, что этот актер действительно подходит нам на роль в данном спектакле, у него есть и возможность, и желание сделать эту роль. В таком случае, конечно, проще работать с теми, с кем уже есть успешный опыт сотрудничества.

– Для какого зрителя создан этот «Гамлет»? Для того, кто хорошо знаком с Шекспиром, или для того, кто только открывает для себя эту классику?

– Я читал критику, где нас сравнивали с другими постановками. В прошлом сезоне в Москве, если я не ошибаюсь, было выпущено порядка семи или восьми «Гамлетов», и нас сравнивали, например, с постановкой Московского государственного театра «Ленком Марка Захарова». Причем у нас разница в премьерах была около недели. И, конечно же, сравнения в критике с такими великими, огромными театрами для нас приятны. Если говорить об аудитории, наш «Гамлет», наверное, достаточно молодой. И аудитория, скорее всего, молодая. 

– Какой главный вопрос этот «Гамлет» задает современному человеку, и какой ответ вы, как продюсер, надеетесь на него получить от зрителя?

– Этот вопрос имеет несколько вариантов ответов, по крайней мере, у меня. Вариант первый: спектакль вообще никому, ничему не должен отвечать ни на какие вопросы, он их должен задать. Есть еще одно мнение, что наоборот, спектакль должен ответить кому-то на какие-то вопросы. Здесь, конкретно в данном случае, мне кажется, история, которую я рассказал в первых вопросах – о том, что во время глобальных изменений, глобальных перемен эта история, наверное, для того, чтобы посмотреть, может быть, это кому-то чем-то поможет, может кому-то на что-то ответит. Но, в целом, это история про то, наверное, что, что бы ни происходило, мир все равно не меняется, как показывают последние 600 лет.

– В заключение нашего разговора, хотелось бы узнать о дальнейших творческих планах и перспективах Независимого театра «Кашемир». Какие новые горизонты открываются перед вами, и что ждет ваших зрителей в ближайшем будущем?

– Планы у нас, как всегда, грандиозные! Мы постоянно находимся в поиске новых, захватывающих идей и талантливых авторов. Например, буквально на днях наш арт-директор Ирина Левакова встретилась с одним молодым актером, чья идея нас настолько впечатлила, что мы готовы к её реализации уже в ближайшие месяцы. Это очень сильный проект, и мы надеемся представить премьеру уже в начале следующего года, если все звезды сойдутся. Также у нас в активной проработке несколько проектов, к которым мы приступим плотно после Нового года. Один из них – это спектакль по новой пьесе Влада Васюхина, написанной специально для невероятной Анны Якуниной. Это особенно интригующая история, посвященная легендарному визиту Марлен Дитрих в Москву и Ленинград. Проект уникален своим подходом: вместо охвата целой жизни, он сфокусируется на нескольких ключевых днях, чтобы максимально глубоко раскрыть личность и событие. У нас даже есть амбициозные планы  провести премьеру в том самом историческом месте, где когда-то выступала Марлен Дитрих! Конечно, это зависит от того, как сложатся обстоятельства, но мы очень на это надеемся. В нашем портфеле сейчас порядка 11 уже отобранных названий – это все классные, очень интересные и по-настоящему крутые идеи. Главная задача сейчас – найти необходимые ресурсы для их реализации. Так что, как видите, мы полны творческих замыслов и готовы удивлять зрителей в будущем!

АоЛ


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте