Многие юбилейные даты Лермонтова загадочным образом связаны с судьбоносными для России событиями. В год столетия со дня его рождения в 1914 году началась Первая мировая война, в 1941 году (в год столетия со дня его смерти) – Великая Отечественная, в 1991 году (150 лет со дня его кончины) распался СССР. В 2014 году – в год 200-летия поэта – возвращение Крыма и города русской славы Севастополя в Россию.
М.Ю. Лермонтов относится к числу тех русских поэтов, чье творческое наследие становится неотъемлемой частью духовного бытия каждого последующего поколения русских людей. В детстве нас пленяют строчки из стихотворений «Бородино», «Горные вершины», «На севере диком», «Белеет парус одинокий», «Колыбельная». Когда становимся взрослыми, то попадаем под магию произведений «Герой нашего времени», «Демон», «Мцыри», «Маскарад», «Вадим» и многих его стихов, особенно переложенных на музыку и ставших прекрасными романсами или замечательными русскими народными и духовными песнями. В одном из интервью Ю.А. Гагарина после его полета в космос прозвучало, что Земля выглядит подобно голубому шару. Это впечатление и поэтическое описание Земли у Лермонтова в знаменитом стихотворении «Выхожу один я на дорогу» практически совпадают. Вот эта строчка: «В небесах торжественно и чудно, спит земля в сиянье голубом». Каким же даром видения неведомого он обладал, если мог взглянуть на землю с высоты глазами космонавта!
Стихотворение было создано в мае-начале июля 1841 г., т.е. незадолго до трагической смерти, по содержанию оно – своеобразный итог его жизненного пути. В стихотворении отражен и кавказский мотив, который прошел через всю его короткую по времени судьбу. Неизгладимые впечатления детства и отрочества остались у Лермонтова от поездок вместе с бабушкой Елизаветой Алексеевной на Кавказ для лечения. Там будущий поэт увидел много прекрасного и незабываемого из природы, слышал легенды и песни горцев, был свидетелем их ярких праздников. Узнал и о жестоких обычаях кавказцев того времени, трагических и в то же время значимых для местного населения событиях кавказских войн. Поэт полюбил эту землю, проникся симпатией к народам Кавказа. Впечатления, полученные на Кавказе в детстве, нашли отражение в поэзии, прозе и в нарисованных им картинах. Первый его поэтический опыт — поэма «Черкесы» — начинается с описания вечера в горах:
«Уж в горах солнце исчезает,
В долинах всюду мёртвый сон,
Заря, блистая, угасает,
Вдали гудит протяжный звон,
Покрыто мглой туманно поле,
Зарница блещет в небесах,
В долинах стад не видно боле,
Лишь серны скачут на холмах».
Кавказ — это место действия его повести «Герой нашего времени». Поэт несколько раз писал о своей любви к Кавказу в связи с воспоминаниями детства:
«Тебе, Кавказ, — суровый царь земли —
Я снова посвящаю стих небрежной:
Как сына, ты его благослови
И осени вершиной белоснежной!».
Усталость и одиночество от жизни, о которых говорит поэт в стихотворении «Выхожу один я на дорогу», - следствие довольно серьезных столкновений с жестокими реалиями жизни и духовного разлада с окружающей средой. Когда Михаилу Юрьевичу было три года, умерла его мать. Затем началась семейная тяжба между бабушкой и отцом о том, с кем будет жить ребенок. Она продолжалась пока в 1830 г. не ушел из жизни его отец.
«Ужасная судьба отца и сына-
Жить розно и в разлуке умереть…
Но ты простишь мне! Я ль виновен в том,
Что люди угасить в душе моей хотели
Огонь божественный, от самой колыбели
Горевший в ней, оправданный творцом?
Однако ж тщетны были их желания:
Мы не нашли вражды один в другом,
Хоть оба стали жертвою страдания».
Отец незадолго до своей смерти написал сыну: «Благодарю тебя, бесценный друг мой, за любовь твою ко мне и нежное твоё ко мне внимание, которое я мог замечать, хотя и лишён был утешения жить вместе с тобою. Тебе известны причины моей с тобой разлуки, и я уверен, что ты за сие укорять меня не станешь. Я хотел сохранить тебе состояние, хотя с самою чувствительнейшею для себя потерею, и бог вознаградил меня, ибо вижу, что я в сердце и уважении твоём ко мне ничего не потерял. Хотя ты еще в юных летах, но я вижу, что ты наделен способностями ума. Не пренебрегай ими и всего более страшись употреблять оные на что-нибудь вредное или бесполезное. Это талант, в котором ты должен будешь дать отчет Богу».
Перенесенная в детстве болезнь лишила мальчика возможности играть и общаться с другими детьми. Одаренный от природы и благодаря богатству бабушки, а она не жалела денег на его обучение, он получил хорошее образование. К 16 годам свободно владел несколькими европейскими языками. Со слов великого русского критика В.Г. Белинского, «он славно знает по-немецки и Гете почти наизусть дует. Байрона режет в подлиннике». Тяга к изучению других языков сохранялась у него на протяжении всей его непродолжительной жизни. Когда он оказался на Кавказе, то принялся учить азербайджанский (татарский, по тогдашней терминологии) язык, который, по его оценке, «здесь и вообще в Азии необходим, как французский в Европе». Обучал его азербайджанскому языку не кто иной, как известный азербайджанский просветитель Мирза Фатали Ахундов, служивший переводчиком в канцелярии кавказского наместника. Прекрасно играл на скрипке и фортепьяно и рисовал. Мы не говорим уже о его литературном даровании. Не по годам развитый, он глубже, чем сверстники, понимал жизненные явления. Н.С. Мартынов, с которым поэт учился в школе гвардейских юнкеров, убийца великого поэта, отмечал в биографических записках: «Лермонтов, как юноша, настолько превосходил по своим умственным способностям всех других товарищей, что и параллели между ними провести невозможно…. Годами он был не старше других, но опытом и воззрением на людей оставлял их за собою. На этой почве у него не могли не возникать со сверстниками столкновения».
Состояние одиночества было вызвано и отсутствием глубокой и взаимно поглощающей любви. В своем дневнике он писал, что впервые чувство любви испытал в 10 лет. «Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тётушки, кузины. — К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет 9. Я её видел там. Я не помню, хороша собою была она или нет. Но её образ и теперь ещё хранится в голове моей; он мне любезен, сам не знаю почему. — Один раз, я помню, я вбежал в комнату: она была тут и играла с кузиною в куклы: моё сердце затрепетало, ноги подкосились. — Я тогда ни об чём ещё не имел понятия, тем не менее это была страсть, сильная, хотя ребяческая: это была истинная любовь <…> Белокурые волосы, голубые глаза, быстрые, непринуждённость — нет; с тех пор я ничего подобного не видал, или это мне кажется, потому что я никогда так не любил, как в тот раз. Горы кавказские для меня священны...». (Егорова Е.Впечатления детства в творчестве Лермонтова.). Однако на жизненном пути так и не повстречалась ему та девушка, которая полюбила бы его страстно, как и он ее. Ему не суждено было испытать семейного счастья. Не случайно стихотворения-исповеди «Мне грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Портрет» и многие другие отмечены тоской по большому взаимному чувству. В стихотворении «Выхожу один я на дорогу», которое мы упомянули как итоговое в поэтическом творчестве великого поэта, он прямо указывал на желание не просто навеки заснуть, но день и ночь слышать, как сладкий голос поет про любовь.
Все эти жизненные перипетии не могли не наложить отпечаток на его физическое и нравственное состояние. К 27 годам он познал полное ничтожество светской жизни, к которой он так стремился с юношеских лет. При всей внешней яркости, красоте и веселой беззаботности, она пошлая и безжалостная.
Но что такое свет?
Толпа людей, то злых, то благосклонных,
Собрание похвал незаслуженных
И стольких же насмешливых клевет.
А. Герцен в статье «Русская литература: Михаил Лермонтов» писал: «В отличие от Пушкина Лермонтов никогда не искал мира с обществом, в котором ему приходилось жить: он смертельно враждовал с ним - вплоть до дня своей гибели…. Подобно Байрону он глубоко презирал общество».
Главное заключается в том, что он оказался совершенно не понятым официальными властями, когда выступил в защиту убитого на дуэли А.С. Пушкина. Обличающее высший свет стихотворение Лермонтова «Смерть поэта» петербуржцы восприняли горячо: листовки со стихотворением раздавали на улицах, а отдельные строки учили наизусть. Стихи взбудоражили петербургское общество, а один аноним прислал на имя царя копию второго варианта произведения и без эпиграфа с названием «Воззвание к революции». («Воззвание к революции», или «Смерть поэта».)
В эпиграфе устами одного из героев французской трагедии «Венцеслав» (ХVII век) М.Ю. Лермонтов говорит:
«Отмщенье, государь, отмщенье!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила
Чтоб видели злодеи в ней пример».
Эпиграф свидетельствовал о том, что Михаил Юрьевич именно с Николаем I связывал неотвратимость наказания убийцы великого поэта в назидание будущим «злодеям». Просматривая публикации этого стихотворения в советский период, замечаешь, что оно печаталось без эпиграфа. А без него стихотворение действительно воспринималось как антицаристское. Отсюда и объяснение соответствующей реакции царских властей. Кто-то из завистников его таланта или просто недоброжелателей поступил очень зло, жестоко подставил его в глазах царя.
Лермонтов написал два варианта этого стихотворения. Первоначально оно заканчивалось следующими строчками:
«Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать».
Сохранилось свидетельство о том, что когда Николай I познакомился с этим текстом, то сказал: «Этот, чего доброго, заменит России Пушкина», а великий князь Михаил Павлович заявил: «От этого зреющего поэта надо ждать хороших плодов». (Берязев В.Развенчание мифа о скверном поручике. /Литературная Россия. № 2023 / 23, 16.06.2023 г.)
Через несколько дней после написания стихотворения на квартире у М.Ю. Лермонтова возникла острая дискуссия с родственником, сотрудником тогдашнего МИД Николаем Столыпиным. Последний выступил в поддержку Ж. Дантеса, добавив, что иностранцы не подлежат законам Российской империи. М.Ю. Лермонтов счел несправедливым наказание, назначенное Дантесу. В России еще со времен Петра I существовал строгий закон о дуэлях, - по нему могли осудить вплоть до смертной казни. Французу изначально назначили высшую меру наказания, но потом просто выслали из страны. (За что Николай I сослал поэта Михаила Лермонтова на Кавказ. )
Многие царские сановники после дуэли презрительно характеризовали Пушкина, как личность и как поэта. Все это происходило на фоне великодушного отношения царя к семье убитого поэта, и тогда Лермонтов решил дописать стихотворение. Во второй части поэт дает самую нелицеприятную характеристику петербургскому светскому обществу. По мнению ряда видных литературоведов (Скатов Н.Н., Дудина М.А. и др.), концепция этих строк опирается на пушкинские представления о «новой аристократии» (прозападной по своим поступкам и убеждениям – В.К.). Она захватила все ключевые позиции в обществе и оттеснила «старое дворянство», с судьбой которого Пушкин связывал национальную и культурную традицию России. Во втором варианте стихотворения появляются знаменитые строчки:
«А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!».
В сообщении А. Бенкендорфа Николаю I отмечалось: «Я уже имел честь сообщить Вашему императорскому величеству, что я послал стихотворение гусарского офицера Лермонтова генералу Веймарну, дабы он допросил этого молодого человека и содержал его при Главном штабе без права сноситься с кем-либо извне. Покуда власти не решат вопрос о его дальнейшей участи, и о взятии его бумаг как здесь, так и на квартире его в Царском Селе. Вступление к этому сочинению дерзко, а конец – бесстыдное вольнодумство, более чем преступное. По словам Лермонтова, эти стихи распространяются в городе одним из его товарищей, которого он не захотел назвать». В резолюции Николая I отмечалось: «Приятные стихи, нечего сказать; я послал Веймарна в Царское Село осмотреть бумаги Лермонтова и, буде обнаружатся еще другие подозрительные, наложить на них арест. Пока что я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону». (Бенкендорф. Докладная записка о стихотворении Лермонтова "Смерть поэта" и Резолюция Николая [6, С. 486.])
Трудно сказать: был ли царь в ходе расследования знаком с содержанием лермонтовской объяснительной записки, в которой он назвал мотивы написания второго варианта стихотворения «На смерть поэта». В ней говорилось: «Сам я их [стихов] никому больше не давал, но отрекаться от них, хотя постиг свою необдуманность, я не мог: правда всегда была моей святыней и теперь, принося на суд свою повинную голову, я с твердостью прибегаю к ней, как единственной защитнице благородного человека перед лицом царя и лицом божиим». (За что Николай I сослал поэта Михаила Лермонтова на Кавказ.)
В записке Лермонтова было указано, что он возлагает на царя надежды на достойное наказание убийцы Пушкина. Факт остается фактом, Николай I в мотивах написания Лермонтовым стихотворения «На смерть поэта» не разобрался и потребовал сослать Лермонтова на Кавказ для участия в боевых действиях против горцев. После восстания декабристов в 1825 году на всю оставшуюся жизнь у царя в душе осталась боязнь очередного бунта или заговора в офицерских и общественных кругах. Этот страх был не беспочвенен. Приведем пример, связанный с поведением одного из героев Отечественной войны 1812 года графа, генерал-майора М.А. Мамонова. Еще во время зарубежного похода во Францию из-за буйного его нрава и нежелания подчиняться вышестоящему командованию пришлось расформировать его полк. После войны он увлекся масонскими идеями, придумав тайный Орден русских рыцарей. В своем подмосковном поместье построил крепость, закупил пушки и поставил под ружье крепостных. Руководство страны заподозрило подготовку мятежа. Незадолго до восстания декабристов М.А. Мамонов силой был доставлен в Москву и посажен под домашний арест. Нового императора Николая I он не признал, и присягать ему отказался. Он стал писать указы на правах представителя рода Рюриковичей, оспаривая права Романовых на престол. Был объявлен психически больным и до конца своих дней содержался в психиатрической больнице. (Клянись не страшиться. // Российская газета. 8 августа, 2012 г.)
М.Ю. Лермонтову, несмотря на проявленную незаурядную храбрость воинскую смекалку в боях на Кавказе, по инициативе царя дважды было отказано в награждении орденами Станислава и Владимира и золотой полусаблей «За храбрость». После трагической смерти великого поэта в официальной печати было запрещено говорить о характере ухода его из жизни. В петербургских салонах, по свидетельству секунданта князя А.Васильчикова, сообщение о его гибели на дуэли было воспринято со словами: «Туда ему и дорога». О такой реакции светского общества Лермонтов написал задолго (1830 г.) до своей трагической смерти.
Когда же весть
Кровавая примчится
О гибели моей
И как победе станут веселиться
Толпы других людей.
На наш взгляд, к трагической развязке привел довольно сложный и неуравновешенный характер М.Ю. Лермонтова. Один из современников, князь М.Б. Лобанов-Ростовский, отмечал: «С глазу на глаз и вне круга товарищей он был любезен, речь его была интересна, всегда оригинальна и язвительна. Но в обществе это был настоящий дьявол, воплощение шума, буйства, разгула, насмешки». По воспоминаниям товарища по военной службе на Кавказе, а затем секунданта на роковой дуэли А.И. Васильчикова, «в Лермонтове было два человека: один добродушный для небольшого круга ближайших своих друзей. И для тех немногих лиц, к которым он имел особенное уважение, другой – заносчивый и задорный для всех прочих его знакомых. Отдавая полную справедливость внутренним побуждениям, которые внушали Лермонтову глубокое отвращение от современного светского общества, нельзя, однако, не сознаться, что это настроение его ума и чувств было невыносимо для людей, которых он избрал для своих придирок и колкостей, без всякой видимо причины, а просто как предмет, над которым он изощрял свою наблюдательность. Положа руку на сердце, всякий беспристрастный свидетель должен признаться, что Лермонтов сам, можно сказать, напросился на дуэль и поставил противника в такое положение, что он не мог его не вызвать». Ныне здравствующий потомок, правнучатый племянник поэта В. Соколов-Лермонтов, считает, что воспоминания современников, в которых Лермонтов характеризуется как капризный, психически неуравновешенный человек, носят клеветнический характер, играя на руку высокопоставленным предателям государственных интересов.(Соколов-Лермонтов А. Приговор судьбы.//АиФ, № 42, 2014 г.) Обращаем внимание, что никто из современников не употреблял такие слова в своих воспоминаниях, они лишь отмечали двойственность в поведении поэта.
Лишь при Александре II через 14 лет после трагического события с имени Лермонтова был снят запрет и в печати появились первые статьи о дуэли с Мартыновым. В результате резко возросшего в российском обществе интереса к творчеству опального поэта и оценки его критикой как достойного преемника Пушкина, дуэль стала восприниматься не как бытовое, а как трагическое событие в культурной и общественной судьбе России. В эти годы публикуются почти все произведения М.Ю. Лермонтова: около 400 стихотворений и поэм и полтора десятка повестей, пьес и рассказов. В то время как при его жизни было издано чуть более 30 произведений. По свидетельству современников, жизнь Мартынова в моральном плане стала невыносимой. В глазах общественности он воспринимался не иначе, как убийца великого поэта. Именно с того момента он стал ежегодно в день дуэли посещать церковь для замаливания смертного греха. По свидетельству одного из секундантов, когда была дана команда «сближайтесь», Лермонтов выстрелил в воздух и опустил пистолет дулом вниз, показывая этим знаком, что не желает стрелять. Не двигаясь с места, как бы указывал оппоненту, стреляй, если ты хочешь, я в твоей власти. Или Мартынов не понял, или не хотел понять жест Лермонтова – он хладнокровно стреляет в Лермонтова. Кстати, эта дуэль во многом повторяет поединок из повести «Герой нашего времени» между Печориным и Грушницким. Как Печорин Грушницкому, так и Лермонтов решил предоставить Мартынову все выгоды в дуэли с целью испытать его: «Могла в его душе проснуться искра великодушия, и тогда все бы устроилось бы к лучшему». Испытание Мартынова обернулось гибелью М.Ю. Лермонтова и невосполнимой потерей для просвещенной России.
Н.С. Мартынов
В юношеском возрасте Михаил Юрьевич создал стихотворение «Предсказание», в котором описал события, случившиеся в России спустя много лет. Вот его текст.
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет,
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь,
Когда детей, когда невинных жен,
Низвергнутый не защитит закон,
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать,
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь – и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож:
И горе для тебя! – твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон,
И будет все ужасно, мрачно в нем
Как плащ его с возвышенным челом.
Оно было написано им в 16 лет под впечатлением убийства в ходе крестьянских волнений родного брата бабушки Н.А. Столыпина, губернатора Таврической губернии. Через 81 год будет убит другой представитель рода, его праправнук - П.А. Столыпин, премьер-министр, который гордился своим родством с Лермонтовым. Юноша Лермонтов настолько верно воспроизводит мрачное будущее России после падения царской короны, что просто берет оторопь: как он смог это предвидеть?!
Для сравнения. Юноша Пушкин в этом возрасте писал стихи, призывая к расправе не только над царем, но и над всей его семьей, совершенно не думая о последствиях кровавой драмы для страны.
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрек ты богу на земле.
За 87 лет до отречения от трона Николая II Лермонтов предсказал, что его свержение обернется в конечном итоге кровавой братоубийственной гражданской войной в России в силу потери государственного стержня в форме царской власти. В кровавости ее он не сомневался. В качестве подтверждения можно обратиться к содержанию неоконченной повести «Вадим», которая была написана им в 1834 году. В ней, посвященной пугачевскому бунту, он показывает читателю картины расправы холопов над своими господами. Это акт возмездия за зверское отношение к ним со стороны господ. «Каждая старинная и новая жестокость господина была записана его рабами в книгу мщения, и только кровь могла смыть эти постыдные летописи».
Лермонтов уже в юности понимал значение авторитета царской власти, ее роли в поддержании стабильности и спокойствия в российском обществе. Не случайно в ряде широко известных стихотворений на военную тему (например, «Бородино», «Завещание», «Валерик» и др.) в числе признаков офицерской и солдатской доблести он видит и «служение царю». В стихотворении «Опять, народные витии» он пишет:
«Веленьем власти благотворной
Мы повинуемся покорно
И верим нашему Царю!
И будем все стоять упорно
За честь его, как за свою».
Можно только сожалеть, что его видение места и роли самодержавной власти оказалось не понятым царским двором.
В «Предсказании» в аллегорической форме, думается, он показал и роль Запада в свержении царя. Человек, о котором сказано: «Все ужасно, мрачно в нем, как плащ его с возвышенным челом», – есть персонаж, подобный Наполеону. Почему? В другом стихотворении «Наполеон. Дума», появившемся в том же году, что и «Предсказание», описывая Наполеона, поэт так же называет особенность лица императора – «возвышенное чело»: «…Сей острый взгляд с возвышенным челом». Может быть, наша догадка недостаточно научна, тем не менее сегодня мы знаем, что в свержении царя в феврале 1917 года прозападная либеральная оппозиция (кадеты и октябристы) опиралась на активную поддержку представителей английского и французского посольств. Если не сказать, что они руководили либеральной оппозицией. Все началось с убийства Григория Распутина, который еще в 1914 году умолял царя Николая II не воевать с Германией, предсказывая большие беды стране вплоть до падения царского престола. Николай II не послушался. Через год после начала войны Г. Распутин предлагал выйти из нее путем заключения сепаратного мирного договора с Германией. (Черных Е. Убийство Г. Распутина организовала английская разведка. //Комсомольская правда. 28 декабря, 2016 г.) Это входило в противоречие с военными интересами Англии и Франции, поскольку им пришлось бы одним воевать против Германии. Тогда в высших кругах Англии было принято решение с помощью противников Г. Распутина физически его уничтожить.
К своему столетию МИ-6 (секретная английская разведка – В.К.) в 2006 году обнародовала документы, подтверждающие участие данной организации в убийстве Г. Распутина. Западные круги поспособствовали кровавой развязке с царской семьей. Правительства Англии и Франции отвергли просьбы Николая II и Временного правительства о предоставлении политического убежища для царской семьи в одном из европейских государств. Для них царь был отыгранной политической картой. Тогдашний премьер-министр Англии Ллойд Джордж прямо заявил, что отстранение русского царя от власти было одной из задач мировой войны. Как объясняет главный научный сотрудник Института российской истории РАН В. Лавров, «это был законный государь, который вполне мог стать консолидирующим центром, собрать под свои знамена сторонников возрождения мощной великой России. Великобритания в таком повороте событий не была заинтересована. Напротив, англичане мечтали о том, чтобы Россия как великая держава, как конкурент, перестала существовать». «Царь — это символ единой могущественной России, — говорил премьер-министр Ллойд Джордж своим коллегам по кабинету, именно ему в секретных соглашениях мы обещали передать проливы и Константинополь, и было бы верхом безумия принимать его в Британии, способствуя тем самым реставрации романовской династии». (Цит. по:Терентьев А. Почему англичане не приютили кузена Ники?// http://yarcenter.ru/articles/history/nam-nuzhna)
В советское время некоторые исследователи утверждали, что с Лермонтова «русская литература прощается с культом царской власти и царской личности». (Выделено нами – В.К.) (Архипов В. Поэзия подвига. Вступительная статья к собр. соч. Лермонтова в 4-х томах. Т. 1, М., «Правда», 1969 г.) На самом деле эту линию необходимо связывать с творчеством Радищева, Рылеева, Герцена, Полежаева, Шевченко, Чернышевского, Писарева и других представителей революционно-демократического крыла в русской литературе ХIХ века.
Итак, по сложности и богатству сюжетов творческое наследие М.Ю.Лермонтова занимает исключительное место в русской литературе. Великий русский критик В.Г. Белинский после гибели поэта писал: «Мы лишились в Лермонтове поэта, который по содержанию шагнул бы дальше Пушкина». До этого в письме к В.П. Боткину он отмечал: «О, это будет русский поэт с Ивана Великого! Чудная натура!».
Памятник, посвященный тысячелетию России в Новгороде. В центре рядом с Пушкиным изображен Лермонтов
Каждый из живущих на русской земле, однажды оказавшись под обаянием поэзии Лермонтова, всю жизнь носит «в душе его образ - грустного, нежного, властного, скромного, смелого, язвительного, застенчивого и благородного, к тому же наделенного удивительно проницательным умом». (И. Андроников).