Аргументы Недели. Челябинск → Культура 13+

Искусство и православный реализм. Круглый стол

, 12:45

Искусство и православный реализм. Круглый стол
На фото Владимир Филичкин

О том, насколько связана религия и творчество, да и вообще возможна ли подобная связь в наше трудное время мы сегодня беседуем в нашей поэтической студии с известными творческими людьми: поэтессами – Светланой Кириченко, Еленой Володько, Полиной Лахтиной и поистине с «человеком–оркестром», обладателем самых разносторонних талантов и дарований -  Алексеем Серебряковым. Кстати он тоже иногда грешит поэзией…

- Светлана, есть мнение, что любой художник в своем высоком творчестве непременно молится Богу. Потому, что так  популярный сегодня в России православный реализм, как «идейный товарный знак»,  предполагает для всех нас необходимость существования единственно верной трактовки Истины.

 

Светлана Кириченко, челябинская поэтесса и юрист:

- Глубокие и сокровенные вопросы задаёте, Владимир. Отвечать на них и просто, и сложно. Просто - потому, что жизнь проста, и любой человек живёт творческими проявлениями. А сложно - потому, что придётся поведать Вам не только о тайнах творческих состояний, ссылаясь при этом на догматические вопросы христианства, но и рассказать о своём личном понимании, как творчество связано с Богом и религией.

К тому же женщинам  не подобает умничать (улыбаюсь), да и что можно сказать нового, когда всё давно уже сказано и написано?

Согласитесь: любой вид искусства пронизан вдохновением. Чем тоньше, глубже, пронзительнее, и, если хотите, гениальнее, по восприятию то, что создано в мире культуры, тем очевиднее, что сделано это не только упорным трудом конкретного человека, но и - в особом, вдохновенном, состоянии. Которое, на мой взгляд, не является ни умственно-волевым процессом, ни неким особым эмоциональным состоянием. Впрочем, и ум, и чувства, и эмоции, конечно, «принимают» его…

Искусство и православный реализм. Круглый стол

Светлана Кириченко

 

Кто меня сотворил? А кто сотворил бога…

- Само существование бога, несомненно, является вопросом веры. И это, согласитесь, Светлана, достаточно тонкая материя. Мне интересно, кто и почему сегодня верит в тонкие миры?

- Тонкие  материи (улыбаюсь) требуют  каких-то особых слов… А их нет. Поэтому  констатируем, что вдохновение «приходит» как бы из ниоткуда,  как бы даруется человеку, и любой творческий человек, думаю, согласиться со мной – природа этого состояния и  земная и  неземная.

Поэтому - да: источником  всех искусств является Бог. Наверно, не каждый человек искусства может так считать или, считая,  не говорит об этом открыто. Потому что «прийти к вере», «верить», «говорить о вере», «понимать, что творчество (искусство) связаны с Богом» - это, конечно,  звенья одной цепи, но, образно говоря, - это разные ступени осмысления жизни….

- Хорошо, попробуем пойти чуть дальше. Елена, творчество, как и религия это непременно мучительный поиск, Истины, как у многих героев Федора Достоевского. Читая твои стихи это особенно заметно. Часто это доходит до душевного надрыва….

Елена Володько, российская и белорусская поэтесса:

- Сегодня все так сложно. Я выросла на произведениях Достоевского, где концепция Бога предельно ясна. Он же говорил о том, что "красота спасет мир". Принято считать, что красота, в частности искусство, облагораживает, очищает, открывает неведомое, воспитывает. В развитии цивилизации случались и взлеты, и падения. Однако искусство всегда олицетворяло в себе-то искание Истины, которое воскрешало человечество. Смогла ли красота спасти мир? Владимир, анализируя происходящее, могу сказать, что воскресить - значит, дать новую жизнь. А что видим мы? Мир сегодня все больше и больше погрязает в пошлости, разврате, жестокости и болезнях. Современная массовая культура полностью вытеснила в человеке потребность в чем-либо духовном.

Искусство и православный реализм. Круглый стол

Елена Володько

 

Если хочешь быть совершенным

- Но ведь все это было и в прошлом. И борьба за духовное часто принимала достаточно отвратительные формы… Ведь в века веры, когда люди действительно верили в христианскую религию во всей ее полноте, существовала инквизиция с ее пытками. Считается, что множество несчастных женщин были сожжены на кострах как ведьмы…. Природа человеческая несовершенна. И человек при этом все же стремится к божественному…

- Наверно, поэтому для себя я понимаю свое возвращение в поэзию спустя 20 лет, как необходимость, острую нехватку духовного, путь к спасению, видимо. Мы с Вами говорили о таланте от Бога. В народе говорят и не сомневаются, что всякий талант - от Бога. В Библии написано: "Всякое деяние доброе и всякий дар совершенный исходит свыше, от Отца" (Иаков 1:17). Именно способность к искусству дана человеку Богом (ред.)

. Он - Творец и создал нас по своему образу и подобию, а это значит, что Он вложил в нас массу творческих способностей. Бог задумал искусство для нас как способ выражать свое поклонение Ему. Искусство, получается, это откровение человеку от Бога. Гармония, красота, любовь, сила потрясают нас, потому что они отражают Бога. Поэтому искусство является для меня, например, той формой, в которой познается мир и Творец. Но, как показывает практика, люди, одаренные от природы талантом, не понимают, для чего им дан этот дар, и нет никого, кто бы мог им это объяснить. О себе бы я сказала так: "от избытка сердца говорят уста". Выражение своей внутренней жизни само по себе имеет моральную ценность, поскольку оно говорит правду о себе. Можно изучить в совершенстве невыносимый хаос и агонию жизни, а также ее неуправляемые удовольствия с их захватывающей необратимой историей. Например: если я чувствую гнев, а затем пишу стихотворение о гневе, то процесс анализа того самого гнева в момент написания меняет природу гнева, в каком-то смысле овладевает или контролирует его. Я считаю, что если поэт в своем творчестве отрывается от Бога, то его искусство становится бесполезно по своей сути. Если талант, данный Богом, используется для своего прославления, то неминуемо создание идолов. Люди, создающие идолов, трудятся напрасно, и эти идолы, которыми они дорожат, не принесут пользы…

- Понял вас, Елена. Алексей, с одной стороны вы удивительно тонкий, и я бы даже сказал изысканный человек, но при этом вся ваша жизнь связана тяжелейшей физкультурой и спортом – подъемом тяжестей. И вы до сих пор, в ваши 46 лет устанавливаете рекорды в так называемом «железном мире»… Я всегда величал вас титулом «Человек Гора». И мне интересно, насколько вы, как тонко чувствующий человек искусства, терпимы к иному мнению. Я о том, как людям верующим, на ваш взгляд, следует относиться к художникам, которые сознательно и может быть, даже декларативно отворачиваются от бога? Можете ли вы принять такого человека и его искусство, каким бы он хорошим не был?

 

Не противься злому…

Алексей Серебряков, тяжелоатлет, стронгмен, исследователь парфюмерии, режиссер, фотограф, тяготеющий к наиболее старинным техникам и методикам:

- Вы меня спрашиваете, Владимир Васильевич, про мое отношение к художникам, которые сознательно отворачиваются от бога в своем творчестве. Я отвечу так: бывает искусство, интересное мне, бывает – нет. Я могу посмеяться над талантливой, остроумной карикатурой, даже если она на религиозную тему, и уж точно не буду осуждать за это ее автора. Правда, мы знаем примеры совершенно чудовищного проявления религиозной агрессии. Например, по отношению к британцу индийского происхождения букеровскому лауреату писателю Салману Рушди за роман " Сатанинские стихи". В 1989 году иранский аятолла Хомейни вынес фетву на смерть - ему показалось, что писатель оскорбляет чувства мусульман в своем романе. Цена за голову Рушди доходила до 3.3 миллионов долларов. Около 13 лет писатель жил под защитой полиции, Англия с Ираном разорвала дипломатические отношения, прогремели взрывы в книжном магазине и издательстве, пострадали люди. Спустя много лет, в 2022 году, Салман Рушди всё же не избежал нападения - около 15 ножевых ранений в шею и живот. Выжил, но ослеп на один глаз.

Искусство и православный реализм. Круглый стол

Алексей Серебряков

Лет 12, наверное, назад я написал одно шутливое стихотворение, и не менее шутливое посвящение к нему, в манере, наверное, Станислава Лема, про старшего научного сотрудника НИИ кислородных миров жизни. Возможно оно как раз для вас

Он Любит Вас, вы его дети
он светел, он непостижим
Он мёд, он сахар
он глюкоза ...
он Цикл Кребса, наконец,
Ему подвластны все планеты
он Ярче миллиона солнц. В один прекрасный день проснёшься
Вокруг всё сожжено дотла.
Планеты тоже не осталось...
Как эта - у него пятьсот
он их в пространство запускает,
он им движение задаёт...

(с) Серебряков

Полина Лахтина, творческий псевдоним Аполлония Делос, челябинская поэтесса и художник. Переводчик и преподаватель иностранных языков:

Полина Лахтина: Я хотела бы дополнить Алексея, по моему, вне зависимости от религий, именно Культура призвана направлять человека к красоте, к чему-то возвышенному, сделать его чище в помыслах и чувствах. Естественно, что абсолютно оригинален был лишь сам Творец. Но что есть Творец? Быть может, именно через Культуру, через познание прекрасного, через приближение к Красоте человек когда-нибудь отдалённо сможет приблизиться и познать Творца и его Замысел. Человек есть подобие Высшего, тянущееся через тернии к этому самому Высшему…

Искусство и православный реализм. Круглый стол

Полина Лахтина

- Полина, дорогая, но ведь любой создатель художественных произведений в чем-то невольно уподобляет себя Творцу…  А это уже грех, явная гордыня. Ведь главный Поэт и Художник у нас всегда Господь. Тогда сами-то вы кто будете пишущая и рисующая братия…

- Владимир Васильевич, по моему, с наступлением ХХ века в искусстве наступил своего рода «перелом», когда от внешнего мира человек обратился внутрь себя и начал искать ответы в глубине своей сути. И появилось множество форм «иного искусства», когда на всеобщее обозрение стали выставляться самые низкие и тёмные стороны человеческого естества. Именно тогда Казимир Малевич представил миру свой «Чёрный квадрат», и все решили, что это новая глава в мире Творчества. Но на самом деле, мне кажется, Черный Квадрат возвестил конец искусству, ибо культура есть почитание света, но не тьмы. Ведь вслед за тьмой приходит разложение упадок и, в конечном итоге, – смерть.  Как я отношусь к такому виду искусства? Как к болезни, которой следует переболеть, чтобы выработать в себе антитела. Такое блуждание в темноте, на мой взгляд, лишь часть пути каждого идущего, но не финальный пункт назначения всего человечества и искусства в целом. Некоторым просто надо «перебеситься». «И это пройдёт», - говорил царь Соломон…

- И наконец, на правах ведущего, позвольте мне подвести итог дискуссии. По мнению создателя учения «абсолютного идеализма» Георга Гегеля все мы стремимся достичь в своем развитии ступени «абсолютного духа». А идеал прекрасного, божественного, истинного и выражают, по Гегелю, искусство, религия и философия. И все самое лучшее у нас еще впереди. Возможно, нам всем, когда нибудь удастся достичь этого сочетания….

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram