> Не мир, но меч: о новой пластинке «Алисы» - Аргументы Недели

//Культура 13+

Не мир, но меч: о новой пластинке «Алисы»

№  () от 17 сентября 2024 [«Аргументы Недели », Сергей Рязанов ]

Большие исторические события, свершающиеся прямо сейчас, обязывают большого творца к актуальному высказыванию. И если творцу воспринимать себя настолько же всерьёз, как его воспринимают бесчисленные фанаты, – недолго сломаться под грузом ответственности. Но у вокалиста группы «Алиса», поэта и композитора Константина КИНЧЕВА таких проблем нет: он не заказывает себе у себя песен, не ставит перед собой задачу написать то или это, так или этак. Начальный импульс при рождении песни иногда непонятен ему самому. Кинчев – ретранслятор эпохи. 


Известный обозреватель и критик, блестящий журналист Татьяна МОСКВИНА несколько лет рецензировала каждый новый альбом «Алисы». Татьяны больше нет, она ушла навсегда, но её традиция продолжается.

Новый альбом «Алисы» получил заглавие «Гойда» – это боевой славянский клич, популяризованный в ходе СВО. Название поэтичное и в то же время звучит прямее некуда. Кстати, о жажде прямоты Кинчев говорит в альбоме не раз: «лукавый слово НЕТ передёрнул в слово ДА»; «а прямая речь – сплошной изгиб».

«Этот вопрос мучает русское сердце... Русский вопрос!» – поётся в заглавной песне. Сейчас русский вопрос важен не только для самих русских – он является нервом международной политики, в нём коренится судьба человечества. И, как когда-то Гитлер, мировой гегемон сегодня мечтает об окончательном решении русского вопроса: «Суббота в силе – очаг большой игры… Контур России – мечта царя горы… Перезагрузка от края и на край… Россия без русских – обетованный рай…» (песня «Царь горы»). Но не навеки мировому гегемону оставаться в этом своём господском статусе: «Зла, но конечна судьба царя горы. Думал – навечно, а вышло до поры…»

Войну, как, впрочем, и всё остальное, Кинчев осмысляет в христианских категориях. В песне «Меч» он упоминает «Того, кто принёс миру меч». Здесь стоит воспроизвести слова Христа: «Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч, ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня». Именно таков наш случай: наши братья стали нашими врагами, заставив нас выбирать между любовью к ним, с одной стороны, и священной обязанностью, долгом – с другой. «Обиды нет, как нет дороги назад», – итожит Кинчев.

Но не стоит думать, что тема войны в альбоме исчерпывается нынешним конфликтом или вообще войной за Отечество. Две песни с элементами фолк-рока повествуют о восстаниях: «Отпетый и опасный» – о Болотникове, а «Суд» – о Разине. В первой кинческие строчки перемежаются фольклорными вставками, а вторая написана Кинчевым на стихи А.К. Толстого. И если Разин представлен как трагическая фигура, то Болотников – как положительная. Кинчев вообще из тех авторов, кто умудряется сочетать в себе два различных русских начала – государственническое и бунтарское. Он не щадит тех, кто дует в одну дуду с властью не за совесть, а за страх или корысть: «полезная мразь», «ручной холуй» – таковы вердикты в песне «Отпетый и опасный». А для псевдоэлит звучит напоминанием песня с говорящим заголовком – «Неприкасаемых нет».

Нашлось на пластинке место и для лирики, причём она тоже совсем не легковесна. Баллады, составляющие меньшую часть песен по сравнению с «боевиками», разбросаны по альбому так, что создают собой несколько психологических пауз – слушатель ощущает что-то вроде передышки, напористый хард-рок и хеви-метал разбавляются плавным, спокойным звучанием.

Сильнейшая из баллад – это, пожалуй, «Аккорд», заключительная песня альбома. «…Каждый напуган тем, что однажды придётся за всё отвечать», – говорит Кинчев про неотвратимое. И всё же свет светит, надежда сильнее страха – надежда на то, что после смерти будет «дарован исход в царский чертог настоящих, где горит огонь свободы и радости». «Алисе» при участии симфонического оркестра удалось отразить этот самый огонь, даровать нам его отблеск – настолько, насколько это вообще по силам земной музыке.

А другая прекрасная баллада на альбоме – «Музыка, чем-то похожая на слёзы». Она навеяла вашему покорному слуге кое-какое воспоминание.

…В начале нулевых годов Кинчев письменно отвечал на присылаемые слушателями вопросы в соответствующей рубрике сайта «Алисы». Пребывая тогда на рубеже совершеннолетия, я в юношеском алисоманском порыве спросил его примерно следующее: «Какие ощущения вы испытываете, осознавая, что ваши песни добавляют смысла в жизнь ваших слушателей?» – на что Кинчев ответил: «Поклонник тот, кто поклонился и пошёл дальше».

Его ответ мне тогда не понравился, показался отпиской.

И вот теперь, спустя четверть века, в альбоме «Гойда» я слышу:

Там, где закончатся выверты сцены,

Занавес рухнет в урезанный туш.

Аплодисменты от сердца бесценны,

Как благодарность отмоленных душ.

Это лучшее «спасибо», которое мог бы услышать поклонник от любимого музыканта.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте