…Где-то в подсознании звук костяшек на счетах ревизора, словно метроном отмеряет равные интервалы до страшного момента икс… Напоминает: время неумолимо уходит. Надо что-то предпринять, но не особо складывается. Накрывает страх. Тревога. Чувство собственного бессилия. И периодически проблески надежды. А вдруг придет спасение откуда не ждали?.. «Деньги для Марии» на сцене иркутской «драмы» пронзительно поднимает тему человеческой отзывчивости на чужую беду, главенства материальных или моральных ценностей. Примеряя распутинский сюжет на сегодняшнюю действительность, тоже задаёшься вопросом: а сколько в этом мире, где принято «брать-брать-рвать-урвать» сохранилось тех, кто готов отдавать и делиться?
«Мне очень понятна эта история. Со мной случалась большая беда, которую я не могла поднять материально, — рассказывает актриса Евгения Гайдукова. — И, работая над ролью Марии, я вспоминаю те свои переживания. Ведь мы, артисты, все свои жизненные эмоциональные потрясения в копилку опыта складываем. А потом схожую сценическую ситуацию стараемся искренне на себя примерить. Насколько получается? Зрителю судить. Но я, по крайней мере, честно переживаю всё на сцене. Хотя в целом я — антипод Марии. Сейчас сильных женщин немало, а как было во времена наших бабушек?.. Почувствовать то время, время, когда наблюдал и писал Валентин Распутин, помогают и старые фото, например. Я видела разные интерпретации характера Марии. На самом деле, он глубокий, и чтобы освоить эту глубину, эту роль, нужно не один год отыграть».
В жизни, конечно, никому не пожелаешь повторить, в полной мере «хлебнуть» судьбу героини, которую в новой постановке «охлопковцев» воплотила Евгения Гайдукова.
В размеренный ход событий в простой деревенской семье врывается большое несчастье. Марию, без опыта когда-то согласившуюся встать за прилавок единственного в селе магазина, обвиняют в огромной недостаче. За такое светит тюрьма, даже если женщина и не брала себе ничего, а вот проклятые цифры не сходятся! Всё можно исправить, если за пять дней вернуть в кассу 1 000 рублей. Но для семьи с четырьмя детьми это сумма запредельная. Муж Марии Кузьма (актёр Сергей Солянников) пробует собрать денег, чтобы спасти любимую жену. С чем столкнется Кузьма? С равнодушием и скупостью? Или найдутся желающие отдать рубль, три, сотню? Тысяча наберется? Если не читали повесть Валентина Распутина, сохраним интригу. Вместе с другими зрителями, не знакомыми с финалом, после каждой встречи Кузьмы с односельчанами будете складывать и отнимать, суммируя общий баланс добра и зла в обществе.
«Так, беда одной семьи становится испытанием на человечность для всей деревни. Смогут ли они пройти его достойно? Или в мире, где деньги стали главной ценностью уже нет места состраданию, помощи, поддержке? — вопрос, который не теряет своей актуальности и сегодня», — говорят создатели спектакля, который на сцене Иркутского академического драматического театра им. Н. П. Охлопкова открыл юбилейный 175‑й сезон.
Почему репертуар театра пополнила еще одна постановка по Валентину Распутину? Вопрос, скорее, риторический. Тут всё органично. Для охлопковцев имя этого писателя, «сибирского Достоевского», имеет особое значение.
«Валентин Григорьевич — это один из ключевых авторов XX века, который во многом сформировал нашу театральную эстетику, — отмечает главный режиссёр Иркутского драмтеатра Станислав Мальцев. — Его произведения проникнуты глубоким пониманием человеческой души, в них отражены болевые точки общества».
Режиссёр рассказал журналистам, что на основе инсценировки автора сделал свой вариант «Денег для Марии». Внедрил в постановку современные сценические средства, но держался очень близко к исходному материалу. Получилось ли передать ключевое, о чем писал Распутин? Возможно ли таким образом, с театральной сцены, где всё имеет значение — атмосферные декорации, звуковое оформление, символичные детали — достучаться до молодого зрителя?
«Насколько сегодня актуальна тема? — продолжает размышлять Станислав Мальцев. — Деньги для нас или мы для денег? Неужели деньги — мерило всего? Почему возникает непонимание между людьми? Откуда отсутствие совестливости или совести? Где этот орган, который должен болеть? Вот те вопросы, которые задаёт Распутин. (…) Вопросы о смысле жизни, истинных ценностях и духовном богатстве — всё это сегодня звучит особенно остро».
«У меня дочь-подросток. Думаю, что она посмотрит постановку, и у нее в душе тоже что-то отзовётся, несмотря на то, что ритмы этого поколения другие, — высказала надежду и исполнительница главной роли. — Мы всегда надеемся на то, что зал услышит, осмыслит и откликнется душой. Возможно, в ком-то проснется желание что-то к лучшему поменять хотя бы в себе».
Добавим: а так, силой искусства, появляется шанс что-то по-настоящему ценное и в обществе возродить.
Артистка Иркутского академического драматического театра им. Н. П. Охлопкова Евгения Гайдукова в сентябре отметила день рождения. Зрители и коллеги признаются в любви ее таланту.
«Ваше обаяние и красота не только внешние, но и внутренние. Вы — воплощение грации и таланта, которые пленяют сердца зрителей. Ваши роли оставляют неизгладимый след, а ваша харизма и энергия вдохновляют всех вокруг. Желаем вам крепкого здоровья, счастья и новых творческих высот. Пусть каждый день будет наполнен радостью, любовью и новыми возможностями».
«Действительно очень яркая, необычная, нешаблонная, интересная… Здоровья, успехов, новых творческих задач и любви зрителей!»