> Июльская «Буря» в Большом - Аргументы Недели

//Культура 13+

Июльская «Буря» в Большом

№  () от 2 июля 2024 [«Аргументы Недели », Сергей Сыч ]

В Большом театре России в июле разыграется настоящая «Буря». Но эта буря будет особенная. Творческая. Театральная. Шекспировская. Балетная. Творческий тандем Вячеслава Самодурова и Юрия Красавина представит 4 июля на Новой сцене мировую премьеру балета «Буря» по одноимённой пьесе Уильяма Шекспира. Это станет последней балетной премьерой 248-го сезона театра.


ДЛЯ главного театра страны творчество величайшего английского драматурга любимо и актуально. Драматизм, сюжетные коллизии, эмоциональность, вечные вопросы и общечеловеческие ценности – вот что привлекает композиторов и постановщиков в творчестве драматурга. За двухсотлетнюю историю театра было поставлено 14 опер и 8 балетов, основанных на сюжетах шекспировских произведений. Это «Сон в летнюю ночь» (Джон Ноймайер, 2004), «Ромео и Джульетта» (Раду Поклитару, 2015), «Гамлет» (Деклан Доннелан, 2015), «Укрощение строптивой» (Жан Кристоф Майо, 2018), «Зимняя сказка» (Кристофер Уилдон, 2019) и «Макбет» (постановка Э. Някрошюса, 2003). И это неполный список постановок. В апреле 2024 г. с огромным успехом прошла премьера балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Постановку 1948 г. на Исторической сцене возобновил народный артист СССР Михаил Лавровский.

Впервые шекспировская «Буря» на сцене Большого была представлена 22 апреля 1827 г. как опера. И через два столетия наконец-то пришло время «Бури» балетной, которую осуществляет заслуженный деятель искусств России Вячеслав Самодуров – самый яркий и многообещающий хореограф, многократный обладатель «Золотых масок». В 2016 г. он поставил балет «Ундина» Х. Хенце, в 2022 г. – одноактный балет «Танцемания» на музыку Юрия Красавина. Похоже, тогда и родился этот уникальный творческий тендем композитора Юрия Красавина и хореографа Вячеслава Самодурова, подаривший Большому театру уникальный балетный шедевр. Бешеная энергетика, музыкальная гармония, авторская утончённая хореография, фантазийность – вот что характерно для этого творческого содружества. И похоже, «Буря» укрепит этот творческий союз, и перед публикой предстанет уже полноценное балетное творение на тему шекспировских страстей, где в танце и музыке сплетены воедино комическое и трагическое, доброта и подлость, рациональное и эмоциональное, фантасмагория и реальность, магия и месть. По авторской задумке шекспировская «Буря» должна стать трагикомедией с оптимистическим финалом, ведь жизнь продолжается, несмотря на все жизненные катаклизмы. Ведь либретто написано хореографом Вячеславом Самодуровым, и все шекспировские драматургические коллизии и акценты будут соблюдены. «Она («Буря») интересна многим. Своей странностью, трагикомичностью, сложностью тем, – считает хореограф. – Пьеса обозначает конец эпохи Ренессанса и ставит под сомнение его ценности, где человек – мера всего. Чтобы ставить, это должно быть мной пережито. Идеи, пришедшие извне, я воспринимать не могу. Всё должно прорасти внутри меня, тогда есть шанс для химии между материалом и мной».

За сценографию отвечает художник Алексей Кондратьев, дебютировавший в 2022 г. в качестве художника-сценографа уже знаменитой «Танцемании». Художник по костюмам – известный российский дизайнер Игорь Чапурин. Так что команда для шекспировского шедевра подобралась сильная, и есть все основания полагать, что «Буря» станет театральным событием.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте