> Закончились гастроли театра «Сатирикон» в Иркутске - Аргументы Недели Иркутск

//Культура 13+

Закончились гастроли театра «Сатирикон» в Иркутске

№  () от 25 июня 2024 [«Аргументы Недели Иркутск», Ольга Брайт ]

Главного персонажа «Шутников» — чиновника Оброшенова — играет Константин Райкин. Кадр с московской сцены. Фото театра «Сатирикон» / VK

Мы посмотрели «Шутников» театра «Сатирикон» в Иркутске, а Константин Райкин эмоционально аргументировал, почему Островский — «лучший драматург из писавших на русском».

«Любовь и деньги. И побеждает любовь. Где вы это видите? Да почти нигде», — предельно честная цитата с пресс-конференции Константина Райкина, народного артиста России и художественного руководителя театра «Сатирикон» им. Аркадия Райкина. Это он о пьесе «Шутники» и в целом о «сказочности» драматургии Александра Островского. Этот русский классик для худрука «Сатирикона» — автор особый. Почему? Константин Аркадьевич рассказал об этом во время пресс-конференции в Иркутске. Кроме того, на родине «Саши Вампилова» он высказался и о его образах и сюжетах.

«Три горячих сибирских аншлага, неожиданный зигзаг «нелетной» погоды, разговор с прессой по душам о драматургии и бесценные воспоминания о сакральном Байкале — вот чем в главном, наверное, нам запомнится этот яркий летний тур», — отписался о впечатлениях после визита в Иркутск сам театр «Сатирикон». Его «Большие гастроли» в столице Приангарья 20–22 июня организовал Росконцерт согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры РФ. На сцене Иркутского академического драматического театра им. Н. П. Охлопкова «Сатирикон» представил две репертуарные постановки: свою версию «Шутников» по одноименной комедии Островского и моноспектакль Константина Райкина «Своим голосом», где народный артист России исполняет поэзию Александра Пушкина и Давида Самойлова.

Надо сказать, Александра Островского, классика «золотого» периода, бесконечно ценят в «Сатириконе» и много ставят. При этом пьеса «Шутники» не входит в число хрестоматийных вещей этого драматурга, в школьной программе ее нет. Но именно она в постановке Евгения Марчелли стала одним из «хитовых» и «выездных» спектаклей «Сатирикона» и побывала в самых разных городах сраны и мира. И принимают «Шутников» с большим успехом, говорит коллектив театра.

Зрители аплодируют: «Этот спектакль как фейерверк! Яркость, неожиданные узоры, мелочи и находки режиссера — этого очень много. Актеры справились, и, мне кажется, чем моложе артисты, тем лучше справились. Мы как зрители и сочувствовали персонажам, и радовались вместе с ними, и смеялись элементам комедии положений». Хвалят «талантливый, трогательный, шедевральный и очень современный спектакль!»

Подать классику 19 века «без нафталина» у «Сатирикона» хорошо получается. Хотя кого-то, возможно, на секундочку шокирует сцена с несколько откровенным переодеванием на сцене или вольно вмонтированные в постановку выдержки из других более раскрученных пьес Островского. Но актеры точно заслужили свои финальные овации: выложились в страстях максимально. А костюмы «вне времени», без роскошных ретро-платьев, помогли воспринять конфликт материальных и духовных ценностей как вечно актуальный.

«Русский артист обязательно должен пройти через Островского, — считает Константин Райкин. — […] Островский писал диалоги, как стихи, выпестывая каждое слово. Он не умел писать неправды, у него нет плоских персонажей. […] Он создает настолько объемный характер, за этим стоит такая жизненная правда, что еще неизвестно, за кем истина на самом деле. И если правильно его пьесы поставить, это рождает бурю эмоций и ощущение диспута в зрительном зале».

В комедии Островского худрук «Сатирикона» видит сказочную подачу: «Он создает нравственную композицию, при которой побеждает справедливость и добро, что почти нереально в жизни. — […] А великий драматург может иногда наши чаяния, наши надежды, наши сны воплотить в правдивой, но на самом дела сказочной истории, вот как в «Шутниках». За две минуты до финала из этого вдруг возникает неожиданная счастливая развязка, причем, совершенно правдоподобная. Это великое мастерство Островского».

И еще одному талантливому драматургу Константин Райкин дал свою оценку, общаясь с журналистами в Иркутске. Оказалось, артист был лично знаком («одна из драгоценностей» его жизни) с классиком советского периода Александром Вампиловым. Райкин вспоминает: «Мы репетировали в театре «Современник» сразу две пьесы Вампилова — «Старший сын», где я играл Васеньку, и «Провинциальные анекдоты». А он этим очень интересовался и приезжал к нам. Он великий драматург. Та же пьеса «Старший сын» — это великий библейский сюжет. Только кажется на первый взгляд, что это житейская история. Но в ней все начала и концы. Это пьеса с замечательными актерскими ролями и собирательными образами. Вампилов невероятно «коварный» драматург: очень ясный вроде, в разборе понятный. И почти никогда ни у кого не получается».

Возвращаясь к Островскому, столичный гость упомянул, что очень хотел бы привезти в Иркутск «неожиданную» постановку «Грозы» — такой «рискованный и очень живой» спектакль тоже в репертуаре «Сатирикона».

Пока же труппа московского театра благодарит всех иркутян, кто жарко принимал ее во время нынешних трехдневных гастролей: «Кроме чистого театрального счастья такая реакция зала словно восполнила нам запасы тепла среди внезапного похолодания в середине лета, которое накрыло Прибайкалье именно в наши несколько дней в Иркутске».



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте