Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура № 24(921) 19-25 июня 2024 13+

«Гусарская баллада» возвращается на самую большую сцену Европы

, 20:38 ,

«Гусарская баллада» возвращается на самую большую сцену Европы
Актриса Екатерина Кузнецова. Фото АГН «Москва» / П. Тихонова

В Театре Российской армии прошли пресс-конференция и дружеская встреча с сотрудниками, режиссёрами и актёрами театра, посвящённая 111-летию со дня рождения композитора, народного артиста СССР Тихона Хренникова и предстоящей в новом, 95-м сезоне премьере спектакля «Гусарская баллада» на музыку именитого композитора. Кстати говоря, Тихон Николаевич 11 лет, с 1942 по 1953 год, служил заведующим музыкальной частью Театра армии.

Пьесу Александра Гладкова «Давным-давно» на музыку Хренникова можно назвать визитной карточкой театра, её впервые поставил режиссёр, народный артист СССР Алексей Дмитриевич Попов в сентябре 1942 года, когда коллектив находился в эвакуации в Свердловске.

Тихон Николаевич так вспоминал о работе над постановкой: «Главным дирижёром многоголосого театрального оркестра был, конечно, А.Д. Попов. Музыка вводилась в спектакль задолго до премьеры, и репетиций вполне хватило для того, чтобы актёры могли свободно говорить и на музыкальном языке… Я ещё раз убедился в безупречном умении актёров Алексея Попова, всем существом оставаясь в музыке, нести глубокую мысль. Они не пели – действовали в музыке».

Отрывки из спектакля Алексея Попова игрались на шефских концертах в воинских частях и гарнизонах. Впервые на гастроли с «Давным-давно» театр выехал в освобождённый от фашистов Крым в 1944 г., а в 1946-м спектакль играли в Потсдаме, Берлине, Дрездене и других немецких городах. Он десятилетиями не сходил с подмостков армейского театра и был показан более тысячи раз. В 2005 г. спектакль заново поставил народный артист России Борис Морозов, «Давным-давно» находился в репертуаре театра 15 лет. И вот теперь – новая попытка, но уже под названием «Гусарская баллада», как и легендарный фильм Эльдара Рязанова 1962 года.

Исполнявшая в этой картине роль Шурочки Азаровой Лариса Ивановна Голубкина (она снималась у Рязанова, ещё учась в ГИТИСе на отделении музыкальной комедии), 60 лет прослужившая в Театре армии, первой появилась перед журналистами. И сказала проникновенную речь, бодрым и громким голосом, ничем не отличающимся от юного голоса 17-летней Шуры Азаровой, переодетой в мундир гусарского корнета:

– Мне повезло, Тихона Николаевича Хренникова я знала практически всю свою сознательную жизнь, начиная с «Гусарской баллады». Песни из этого фильма – самые лучшие, самые сердечные. Помню, Тихон Николаевич, когда мы пришли на какой-то праздник в Кремле, попросил меня спеть со сцены «Лунные поляны» из «Гусарской баллады». Сам сел за рояль и говорит: «Только, Лариса, спой в ля миноре». Я отвечаю: «Я могу только в соль миноре, потому что во второй половине я не иду наверх – та-ра-ра…» И вот мы с ним торговались, торговались, потому что Тихон Николаевич сказал, что в соль миноре без нот он играть не может. Без нот – только в ля миноре. И я была вынуждена петь в ля миноре, чтобы угодить Хренникову… Но, если серьёзно, он был одним из добрейших людей, которых я знала, его очень любили в Союзе композиторов, который он возглавлял несколько десятилетий… А спектакль «Давным-давно» в нашем театре посмотрело огромное количество зрителей, он воспитал множество талантливых артистов, вот Андрюша Миронов мне как-то рассказывал, что в детстве ходил учиться играть именно в Театр Советской армии, в частности, на этот спектакль.

Директор Центрального академического театра Российской армии Милена Авимская объявила, что премьера «Гусарской баллады» состоится 18 сентября и это не восстановление прежних спектаклей Алексея Попова и Бориса Морозова, а совершенно новая, высокотехнологичная версия.

«Хотя никаких современных обстоятельств в нашей музыкальной комедии не будет, – заверила г-жа Авимская. – Всё тот же 1812 год. Исторические события, костюмы, декорации, реквизит. Но все высказывания гусаров, что интересно, чрезвычайно актуальны сегодня, актуальны их героическая стойкость и солдатское мужество».

В Жёлтом зале ЦАТРА можно было увидеть макеты тех самых исторических декораций и эскизы костюмов третьей версии «Гусарской баллады». И там же режиссёр, заслуженная артистка России Татьяна Константинова рассказала о концепции новой постановки, о её создателях и актёрах:

– Я режиссёр музыкальных спектаклей, и, конечно, наша версия будет отличаться от замечательных работ Алексея Попова и Бориса Морозова, потому что у них были всё-таки драматические спектакли с музыкой. А мы делаем музыкальный спектакль с прекрасными драматическими сценами. Более того, с благословения Андрея Кокарева, внука Тихона Хренникова, помимо музыки, которая была написана композитором для «Давным-давно», в нашем варианте будут использованы и другие произведения Тихона Николаевича – из фильма «Дуэнья», например, из постановки «Много шума из ничего», из балета «Гусарская баллада». Весь спектакль будет пронизан его музыкой. Лёгкий, яркий, танцевальный, певческий и весёлый!

Далее Татьяна Викторовна представила тех, кто работает над премьерой. Это и художник по костюмам Елизавета Дворкина, по словам режиссёра, «уникальный профессионал, которой удалось соединить историческую эпоху с сегодняшним временем». И Муза Соколова, ответственная за всю видеопроекцию на экране сцены («куда же без новаций, зрителя сейчас надо удивлять!»). И балетмейстер, заслуженная артистка России Ирина Корнеева, поставившая несколько громких мюзиклов, включая «Анну Каренину» и «Графа Монте-Кристо». И многие другие люди театра. «Благодаря всем этим художникам, – заметила Татьяна Константинова, – наши артисты будут не только изумительно играть, но и в шикарных костюмах прекрасно петь и танцевать». Что, кстати, и было продемонстрировано чуть позже, когда артисты Роман Богданов в роли поручика Ржевского, Екатерина Кузнецова в роли Шурочки Азаровой и другие актёры представили некоторые музыкальные номера из будущей «Гусарской баллады».

Генеральный директор Российского национального музея музыки, заслуженный деятель искусств Михаил Брызгалов отметил, что сцена Театра армии видела большое количество выдающихся актёров, и ему очень приятно, что 95-й сезон будет открываться постановкой такого легендарного спектакля. Кстати говоря, в Музее музыки хранится множество документальных материалов о двух прежних постановках – Алексея Попова и Бориса Морозова. Там находится и немало рукописей, партитур, других архивных реликвий Тихона Николаевича Хренникова, он сам когда-то принёс их в музей. По словам г-на Брызгалова, через эти бесценные исторические артефакты зритель и слушатель могут лучше понять реальный масштаб личности маэстро.

Как уже было сказано, Тихон Хренников 11 лет служил заведующим музыкальной частью Театра армии. И вот слово взял нынешний заведующий музыкальной частью ЦАТРА композитор Рубен Затикян. Он прекрасно помнит работу над постановкой «Давным-давно» Бориса Морозова, так как часто отвозил Тихона Николаевича из дома в театр и по дороге, разумеется, много с ним общался о текущих делах.

«Потрясающий был человек, кроме того, что великий композитор!» – заметил Рубен Георгиевич и вспомнил другой любопытный случай. Во время перестройки Хренникова спросили на одном публичном мероприятии, почему он так долго, целых 40 лет, был во главе Союза композиторов СССР и не всегда приветствовал новации в музыке. Тихон Николаевич, признав некоторые «недочёты в работе», с гордостью заявил: «Зато при мне не был репрессирован ни один композитор!» И зал, тот, перестроечный, после этих слов встал…

В конце «дружеских посиделок» коллектива театра и прессы внук композитора, президент Фонда Тихона Хренникова Андрей Кокарев сказал очень трогательные слова о своём выдающемся дедушке, о его музыке, о значении новой постановки «Гусарской баллады» в Театре Российской армии:

– Знаете, дедушка родился в июне, и вот это летнее тепло он всю свою жизнь вкладывал в музыку и передавал миру. И сейчас, услышав о нём столько тёплых слов, я ещё больше оценил то, какой вклад Тихон Николаевич внёс в нашу культуру. Впрочем, это вклад не в культуру как таковую, а в сердца людей. В его музыке, какой бы жанр мы ни брали, добро всегда побеждает зло. И очень приятно, что возвращается на сцену «Гусарская баллада». Спектакль, я верю, будет жить долго благодаря музыке, тексту и тем мыслям, душевным, человеческим, которые он несёт в себе. На нём росли наши деды и отцы, и хочется, чтобы наши дети и внуки так же росли с этой музыкой и с этим патриотическим чувством, которое рождает «Гусарская баллада»!

Золотые слова, и мы с нетерпением ждём в сентябре премьеру «Гусарской баллады» в Театре Российской армии.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram