Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура 13+

В споре рождается истина

, 23:38

В споре рождается истина

В театре в Хамовниках состоялся показ спектакля «Неформат». Автор и постановщик полномочный представитель Правительства Российской Федерации в высших судебных инстанциях, действительный государственный советник первого класса, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Михаил Юрьевич Барщевский.

Все не по правилам в спектакле-сюрпризе «Неформат», разгадывать ребус зрителю приходится до занавеса. По словам Михаила Юрьевича, ему захотелось создать спектакль, где актеры и зрители спорят, зритель  приходит за смыслом. Это спектакль для думающих людей. В пьесе изящно сплелись авторские тексты с импровизацией и позицией автора и исполнителей.

Михаил Барщевский предостерег зрителя об эффекте обманутых ожиданий. Его постановка не есть спектакль в обычном значении этого слова. Всё будет не так, все не по правилам. Режиссер вспомнил фразу Пушкина, которую когда-то услышал от Марка Розовского: «Судить автора надо по тем законам, которые он сам установил». Михаил Юрьевич установил для своего спектакля закон «Неформат».

На сцене развернулась действо с правовым уклоном. Обмен мнениями об исполнении закона, роли денег, равенстве полов, институте семьи, об отношениях между мужчиной и женщиной. Можно ли избежать войны? Обязательно ли вводить запреты и что такое табу? Поговорили о пропаганде ЛГБТ*, возрасте полового согласия, инцесте. Основные острые и актуальные вопросы были затронуты в этой пьесе. Все эти разговоры были больше похожи на обсуждения на кухнях: в меру умно, приправлено цитатами и экскурсами в историю и теорию, щедро сдобрено шутками.

В постановке порой сложно отличить, где на сцене авторский текст, а где импровизация. Мы смотрим репетицию спектакля, в котором Игорь Скрипко играет  художника Михаила – прекрасного, тонкого и деликатного молодого человека - яркий образ современного юноши, которому хочется получить от жизни «всё и сразу». Он рассуждает вслух фразами, которые  повсеместно звучат из уст современной молодежи, в душе понимая, что так «неправильно».

Пожилую актрису Ирину Александровну сыграла Заслуженная артистка России Евдокия Германова, гениальность игры которой никого не оставила равнодушным, человек – оркестр, сумевшая передать фейерверк эмоций и образов. Её героиня старается передать свой жизненный опыт молодому художнику, делясь историей своей жизни. Она объясняет, что её успех – это результат долгой и кропотливой работы. В жизни есть моменты, которыми надо дорожить, ценить и беречь. Семья и любовь – это то главное, ради чего стоит жить.

Михаил Барщевский выступает как автор пьесы. Он с режиссёрского места уточняет актёрскую задачу, вступая в процесс, рассуждает и приводит доказательства своей позиции. Серьёзный разговор о реальных проблемах в обществе разбавляет сногсшибательный юмор и интеллектуальный сюжет. Автор неоднократно обращает внимание зрителя, что человек мыслящий обязан учиться, читать книги классиков. Именно там можно найти ответы на многие вопросы жизни.

Приглашенный гость - Лариса Рубальская (советская и российская поэтесса, автор текстов песен, переводчица и телеведущая) - делится со зрителями своим мнением по поводу проблем, озвученных в пьесе.

Необычен в этой постановке образ уборщицы, которую сыграла Елена Май (журналист, преподаватель РАНХИГС). На ее примере автор показывает, как легко  оказаться за бортом жизни, если нет образования.

В спектакле происходит дискуссия, а возможно, даже лекция. Все эти форматы менялись на протяжении всего мероприятия.

«Неформат» заставил зрителя увидеть каждую ситуацию с приятной и с негативной стороны. Даже у великих исторических деятелей их поступки можно судить по-разному. Главное, уметь вовремя во всём разобраться и встать на нужную сторону.

Особенно впечатлил ключевой финальный монолог автора, который расставил все по местам, дал ответы на ребусы, загаданные вначале постановки.

Отдельно хочется отметить идеальную, ненавязчивую стенографию. Спектакль может идти на любой сцене. Костюмы так же кажутся естественными и простыми.

На Московских подмостках появилась еще одна интересная, оригинальная, заставляющая задумываться постановка. Она не оставит равнодушными людей, которые хотят ответить на главные жизненные вопросы. Хотелось бы, чтоб спектакль «Нефомат» увидело как можно больше зрителей.

 *запрещенная в России экстремистская организация

 

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram