> Слушали Лермонтова, обсуждали гардероб Булгакова и пропаганду в Сталинграде - Аргументы Недели

//Культура 13+

Слушали Лермонтова, обсуждали гардероб Булгакова и пропаганду в Сталинграде

9 июня 2024, 13:40 [«Аргументы Недели», Егор Ставицкий ]

8 июня множество событий, мероприятий и встреч произошло на книжном фестивале «Красная площадь», который с огромным успехом проходит в столице с 6 по 9 июня. За эти четыре летних дня свои новинки на книжном форуме представляют 400 издательств, среди которых московские и петербургские флагманские издательства, а также представители книжного бизнеса из 58 регионов России и Республики Беларусь.

 

На Главной сцене «Мастерская «12» Никиты Михалкова» показала сцены из нового спектакля-концерта «Поэзия созидания. Сергей Михалков», созданного по книге Сергея Владимировича «Военные стихи» режиссёром Игорем Сергеевым. Это уникальная книга поэта-фронтовика, который прошёл войну, видел её ужасы и всем сердцем верил в Победу. На этой же Главной сцене народная артистка России Светлана Крючкова, много десятилетий играющая в БДТ им. Г. Товстоногова, к 210-му юбилею Михаила Лермонтова представила программу «А он, мятежный, просит бури…», посвящённую судьбе и творчеству великого поэта. «Для того чтобы что-то понять, нам, простым людям, нужен собственный опыт, - сказала Светлана Николаевна. - Гению достаточно божественного озарения». В исполнении актрисы прозвучали не только лермонтовские стихотворения, но и произведения Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Ираклия Андроникова.

О «божественных озарениях» другого гения шла речь на Малой сцене книжного фестиваля «Красная площадь». Правда, в несколько другом контексте. Там состоялся паблик-ток «Мода в 1920-1930-х: через призму произведений Михаила Булгакова и его собственного стиля». Вместе с Музеем М. А. Булгакова исследователи творчества писателя и историки моды разбирали образы того времени в произведениях гениального автора и то, как одевался сам Михаил Афанасьевич, какой имел стиль, был ли он модник, следил ли за своим костюмом и белизной рубашки. На страницах прозы Булгакова можно встретить разные образцы тамошней моды. Например, в пьесе «Зойкина квартира» -  женские платья в стиле ар-деко. В бессмертном «Собачьем сердце» - горжетку-«кошку», которую носили мещанки, и комиссарскую кожанку, любимую одежду чекистов. А некоторые герои «Мастера и Маргариты» были одеты в классические костюмы и длинные платья. Но если взять, например, саму Маргариту, как описывал Булгаков, она любила чёрный цвет: «чёрное весеннее пальто», «туфли с чёрными замшевыми накладками-бантами» и т.д. Интересная, неожиданная тема в рамках всех остальных дискуссий на книжном фестивале «Красная площадь»!

Другое событие, весьма серьёзное. В этот же день, 8 июня, состоялась презентация книги «Сталинград 1942–1943: битва за умы и сердца. Пропаганда на войска противника и настроения войск. Сборник документов» издательства «Кучково поле». В издании приводятся факты, характеризующие огромные масштабы борьбы сил пропаганды под Сталинградом во время немецкого наступления в 1942–1943 годах. Участие в этом разговоре принял руководитель редакционной коллегии и исследователь военной пропаганды Николай Смирнов. Он рассказал, что презентуемый сборник является первой большой публикацией в историографии по теме пропаганды в Сталинграде: «Издание посвящено такому тонкому вопросу как пропаганда, направленная на войска противника во время Сталинградской битвы. Это первый сборник документов, который полностью посвящён теме пропаганды, потому что вся ранняя историография рассматривает этот вопрос в микроконтексте. Стоит отметить, что тема пропаганды пронизывает всю нашу жизнь. Сталинградская битва была именно той точкой наивысшего напряжения информационного противоборства двух сторон. В тот период соперники использовали весь арсенал средств пропаганды, чтобы подавить волю соперника. Тогда пропаганда работала очень оперативно со всех сторон!»

Ну, пропаганда пропагандой, но в этот день состоялись и более романтические мероприятия на книжном фестивале. К 100-летнему юбилею Булата Окуджавы студенты школы-студии МХАТ исполнили произведения великого поэта и барда. А далее в программе приняли участие сам худрук МХТ имени Чехова, народный артист России Константин Хабенский и тоже «народный» Михаил Пореченков. Далее тот же г-н Пореченков в компании Ирины Пеговой и Натальи Швец, в сопровождении камерного ансамбля «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета, прочитали рассказы авторов, знаковых для Художественного театра – Максима Горького, Михаила Булгакова, Ивана Бунина и др. Каждый рассказ – история одной-единственной любви.

Напоследок артисты Театра Терезы Дуровой показали фантасмагорическую драму «Моцарт и Сальери. Версия». Это было новое прочтение «маленькой трагедии» Пушкина, ода двум великим музыкантам и великому литературному произведению одновременно. Постановка совместила в себе историю легендарных композиторов, глубокий психологизм и даже элементы детектива под аккомпанемент произведений Аттилио Ариости, Генри Перселла и Клаудио Монтеверди.

В общем, славный денёк выдался на замечательном книжном фестивале «Красная площадь»!

 



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте