> «Для сердца вольного и пламенных страстей…» - Аргументы Недели. Челябинск

//Культура 13+

«Для сердца вольного и пламенных страстей…»

10 апреля 2024, 09:34 [«Аргументы Недели. Челябинск», Владимир Филичкин ]

На фото: Полина Лахтина

Первый раз день рождения «Солнца русской поэзии» на государственном уровне отметили в 1999 году, в день 200-летия со дня рождения нашего литературного гения. Тогда же был подписан президентский указ об установлении Пушкинского дня в России. И сегодня с гостем нашей поэтической гостиной — прекрасной поэтессой и художником Полиной Лахтиной — мы обсуждаем грядущие события.

 Полина Леонидовна, 6 июня исполняется 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Как ты думаешь, как у нас в стране пройдет чествование юбилея великого русского писателя и поэта?

— Как всегда с размахом, Владимир Васильевич. Александр Сергеевич — это всегда праздник. Это всегда что-то интересное, новое, какое-то открытие. Ну, во всяком случае, для меня, хотя я и не пушкинист.

 

Вся эпоха стала называться пушкинской

 Возможно, людям сейчас не до Пушкина. Третий год идет СВО, опять же чудовищный теракт в ближнем Подмосковье…

— Ну, это все же несколько разное. Как, например, сравнивать желтое и квадратное… У нас все-таки немало людей, которые ценят Пушкина как прекрасного поэта, как литературное наследие России, как удивительный феномен. И когда я начала это изучать, то просто поразилась, сколько людей очень серьезно относятся к творчеству Александра Сергеевича, вот действительно пушкинисты. Они выписывают книги по две тысячи страниц о его жизни, действительно глубоко изучают эту тему… Я не так глубоко погружена в его жизнь и творчество, но то, что я узнала, для меня было очень ярким, эмоционально насыщенным и интересным опытом.

 Говорят, ходила такая легенда. В столетнюю годовщину смерти Пушкина Сталин решил, что его надо перевести на все языки народов СССР, у которых была письменность. А по итогам культурной революции таких народов было много.

Но ведь не у всех же народов СССР такой богатый словарный запас, чтобы переводить на их языки Александра Сергеевича? Ну, например, «бразды пушистые взрывая, летит кибитка почтовая». У чукчей это будут нарты, запряженные оленями. Произойдет искажение смысла. 

У Сталина спросили: «И как на грузинский Пушкина перевести можно?» На что Иосиф Виссарионович ответил: «Грузинский язык —богатейший! Но каждый уважающий себя грузин читает Пушкина в оригинале».

— Владимир, но это же всегда проблематично, потому что у каждого из нас свой Пушкин… Вот хотите — верьте, хотите — нет, но каждый видит и слышит своего Пушкина… И закрыв глаза и попробовав на вкус, кто-то может сказать даже, что это не его кумир, что он поэт в ряду, как многие. Потому что в его мировоззрение это не укладывается

 

Пушкина убил не Дантес. Его убило отсутствие воздуха

 Считается, что Александр Пушкин гениален, но как это можно доказать объективно? Ведь поэзия — это тонкие миры, и оценить ее на ощупь просто невозможно…

— На самом деле такие работы проводятся, и творчество всероссийского любимца исследуется даже с помощью методов математического анализа. Имя украинского музыканта, культуролога и пушкиноведа, кандидата физико-математических наук, профессора   Александра Пустовита мало известно российским любителям поэзии. Этот уникальный человек, выпускник консерватории по классу фортепиано еще и преподавал в киевских школах и вузах курсы высшей математики, музыки, этики и эстетики, логики, истории европейской художественной культуры…  Автор многочисленных публикаций по истории и теории искусства Александр Пустовит в своем курсе «Этика и эстетика» подробно рассказал о проявлении принципа золотого сечения (отражении космического порядка и одного из сокровищ геометрии по Кеплеру. — Прим. автора) в трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери».

 Полина, а для чего надо углубляться в подобные математические дебри?

— Хотя бы для того, чтобы понять глубину гениальности Александра Сергеевича. Ведь в произведениях гениев практически всегда действует так называемое правило третей. Однако сложно себе представить, чтобы Пушкин или Ахматова высчитывали строки, чтобы попасть в третью треть стихотворения. Многие профессионалы стараются следовать канонам, но захватывающего произведения литературы или живописи при этом создать не могут. Значит ли это, что талант первичен? Но нам также известно, что Леонардо да Винчи «проектировал» свои произведения по четким правилам…

 

  • Теги: 


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте