Аргументы Недели. Челябинск → Культура 13+

Елена Володько: стихи должны быть всегда

, 10:18

Елена Володько: стихи должны быть всегда
На фото Елена Володько

Окончание, начало здесь

 — Елена, Михаил Светлов утверждал, что «понимают поэзию люди по-разному, потому что поэзия — больше чем слово». Он был, наверное, одним из самых ярких представителей революционного романтизма в советской поэзии и соответственно говорил возвышенно: «…потому что поэзия в сердце любого — как призыв, как глухая тоска по прекрасному». А что для вас поэзия?

Известно, что поэт в России больше чем поэт! Поэзия позволяет наслаждаться словом, рождает сильные, проникновенные образы, которые обладают особой энергией, подчиняющей наше воображение и увлекающей за собой. Эту великую силу в них вдохнул поэт, а черпает он ее из окружающего нас мира, воспринимая и ощущая силу ветра и солнца, слыша мелодию набегающих волн и шелестящего леса, находя ее в тревожащем напряжении любви.

И Всемирный день поэзии — способ подчеркнуть особое значение литературы и поэзии, в частности, в культурном развитии современного общества. Дата 21 марта — День весеннего равноденствия в северном полушарии, была выбрана как символ обновления природы и творческого характера человеческого духа.
 Главная цель — подчеркнуть то величайшее значение, которое играет литература в культурной жизни современного общества, объединить поэтов всего мира и дать им право и возможность заявить о себе.

 

Стихи должны быть актуальными...

Считается, что в СССР не было планов признавать День поэзии, который предлагали в США, однако в рамках Всесоюзного съезда писателей РСФСР было неоднократно обозначено, что поэтические издания в Союзе выходят реже прозаических. Поэтому в 1945 году было принято решение выпустить ежегодник «День поэзии», и это стало сигналом советской власти, что необходимо работать над популяризацией поэзии в СССР.

— Да, Владимир, в СССР очень быстро сориентировались, уловив общую международную повестку. Однако издание «День поэзии» хоть и не смогло стать регулярным в те годы, но четко обозначило СМИ того времени, что взят курс на работу над популяризацией поэзии в СССР — отсюда было принято решение выпускать ежегодник «День поэзии». Он выходил в начале каждого года и официально представлялся на всех международных книжных мероприятиях, в которых принимали участие страны СССР.

21 марта 2000 года был проведен первый День поэзии. И что, после этого стихи российских (ну, и белорусских поэтов) стали лучше? Или население стало больше читать. И вообще, возможно ли приучить население читать и писать стихи таким образом. Или это надо делать как-то тоньше…

— Существуют разные объяснения возникновения праздника. Одна из них — «Северная версия». Праздник был учрежден после обращения российских поэтов Андрея Вознесенского и Константина Кедрова от лица Международной ассоциации писателей ЮНЕСКО. В 1998 году поэт Кедров был избран председателем ассоциации и «по советской привычке стали писать письма во все инстанции».

На 30-м съезде ЮНЕСКО был учрежден праздник, и российские поэты получили извещение, что их заявка одобрена. Константин Кедров был выдвинут на Нобелевскую премию по литературе, но не получил ее. Однако был удостоен южнокорейской премии Манхэ, а его поэма «Компьютер любви» обрела международную известность и была переведена только официально на 12 языков мира.

Вы спрашиваете, каково же влияние праздника на культуру мира? Несомненно, что Всемирный день поэзии оказал самое широкое влияние. Благодаря ему поэты не остались в стороне от издательского дела, появлялись на телевидении и награждались литературными премиями. К 2020 году в каждой стране мира имеется свое издание, которое является олицетворением цвета мастеров изящной словесности на национальном уровне. В России — ежегодник «День поэзии», который с 2021 года перешел под управление Национального агентства по печати и СМИ «Русский литературный центр». Главным редактором в выпусках был все тот же Константин Кедров. Альманах вырос до 3000 экземпляров — и это редкость для поэтических изданий. Были включены стихотворения более 100 современных поэтов из 74 городов помимо авторов из России — от неизвестных до более популярных. Много новых имен и довольно сильные современные произведения, как пишут критики.

 

Поэзия в каждом доме

В ежегоднике «День поэзии» были установлены строгие правила: должность главного редактора каждые два года должна доставаться новому мастеру изящной словесности, а в каждом издании должно быть представлено не менее 150 имен современных поэтов как минимум из 40 (в дальнейшем — 45) субъектов страны. Елена, насколько это, по-вашему, действенно и дало ли нам ожидаемый эффект? Вроде бы все правильно сделано, а поэзия в кризисе…

— Как известно, пост главного редактора и сама редакционная коллегия меняются каждые два года. Это решение принадлежит продюсеру издания Никите Митрохину с целью создать наиболее благоприятные условия для открытости альманаха новым поэтическим течениям и идеям.
Вы спрашиваете, как приучить население читать и писать? Действительно, читать стали меньше. В Советском союзе было единственное, и всем доступное, благодаря бесплатным библиотекам, удовольствие — чтение.

Сегодня наша особенность — то, что в наших школах дети по-прежнему учат стихи наизусть, нигде в других странах этого нет. Это наша особенность! По количеству и качеству созданного нами в поэзии мы опережаем всех и вся. Можно считать это нашей традицией. В этом есть еще и польза. Стихи, которые учат дети, — общенациональный код. Это самый простой путь донести культуру до маленького ребенка, ибо поэзия приближена к музыке. А детям усваивать ее проще.
Многие с горечью говорят, что наша литература умерла. Но, по сути, у нас сегодня нормальная литературная ситуация. Например: в области детской поэзии мы впереди всех. С прозой не так чтобы хорошо, но хотя бы осваиваются новые жанры. У нас не было фэнтези. А сейчас есть.
Нужно ли заставлять читать? Мы все обязаны кому-то и что-то… Таков наш социум. Нам всем нужна мотивация. Могу сказать, что есть дети, которые принадлежат к культурным семьям, они совершенно не предрасположены к чтению. Здесь, скорее, мы боремся за середину: между процентом, который не может жить без чтения, и который вовсе не нуждается в этом. Никогда мы не добьемся, чтобы читали все.
Касательно поэзии. Она никогда и нигде не была массовым искусством. Как правило, 500 пишут стихи, и только 10 из них покупают и читают поэзию других авторов. Все изысканные формы сегодня находятся под угрозой исчезновения. Несоизмеримо количество людей, которые ежедневно смотрят ТВ и несколько раз в год ходят в оперу.
Я вот думаю, вспомните времена, когда многие поэты были запрещенными, как люди трепетно относились к томику стихов. А может это прямой путь к привлечению массового читателя? (Шучу). Однако нами всегда управляло любопытство, как говорится, «запретный плод всегда сладок».

Как, по-вашему мнению, должен был проходить День поэзии в 2024 году? И до стихов ли нам сегодня…

— Сегодня важно понимать, что нужно при проведении любого праздника учитывать особенность современной аудитории: клиповое мышление. Из-за того, что люди потребляют много контента, они теряют способность воспринимать однотипные данные в больших количествах. Обязательная необходимость — разбавить программу интерактивными вставками, видеозарисовками. Необходимо фокусировать внимание на многообразии поэтических форм, на яркой поэтике русского и других языков, на знаковых творческих периодах и авторах, чтобы слышались не только лирические откровения, но и музыка времени.

 

Только в творчестве есть радость…

Всемирный день поэзии — это хороший повод почтить поэтов, а также обеспечить более широкое освещение поэзии в средствах массовой информации. Кто, по-вашему, должен этим заниматься в России и Беларуси — поэты или чиновники? И возможно ли в принципе «скрестить в одной упряжке вола и трепетную лань». Как-то скучно на заорганизованных мероприятиях. Мертвечиной попахивает.

— Мы должны осознавать большое значение русской культуры для общемирового культурного богатства. Одна из главных задач сегодня — поддержка национальных литератур через возрождение и развитие, в том числе школы литературного перевода.
В XX веке благодаря переводам многонациональная литература нашей страны стала достоянием всего читающего мира. Необходимо заняться возрождением в России школ литературного перевода. Связи между национальными писателями разорваны: одни пишут, другие переводят. Но это небольшое количество людей, увлеченных своим делом. Исправить ситуацию как раз и могут власти. Например, программы поддержки национальных литератур народов России.
Главная причина того, что не ладится в стране с развитием национальной литературы, назвала писатель Татьяна Устинова: «Товарищи, просто Максима Горького нет! Это он создавал «Библиотеку всемирной литературы» и Литературный институт. Но Горького нет, и дело его не продолжают. Будь он, мы были бы в общем поле, а сейчас находимся просто в разных вселенных».
Либо еще был Корней Чуковский. Именно им создана уникальная советская школа переводчиков. Я к тому, Владимир, что сейчас просто необходимо «скрестить в одной упряжке вола и трепетную лань», сплотиться и удивляться тому, какие талантливые литераторы пишут на национальных языках России.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram