Аргументы Недели Иркутск → Культура № 12(909) 27 марта - 2 апреля 2024 13+

В Иркутске открылся Всероссийский театральный фестиваль им. Валентина Распутина

, 09:32

В Иркутске открылся Всероссийский театральный фестиваль им. Валентина Распутина
У входа в драмтеатр сделали инсталляцию, на фоне которой может сфотографироваться любой желающий.

«Это всё близко, это всё рядом. Про нас, про людей… Но деревенские люди, что интересно, с особой силой всё переживают. Если страдают, то по полной. Если радуются, то тоже ото всей души. У них как будто среднего переживания и нет. Они полные, на сто процентов» — характеризует актриса иркутского драмтеатра Екатерина Финк героев новой постановки «Дом». Премьера спектакля на охлопковской камерной сцене состоялась в рамках второго фестиваля имени Валентина Распутина. Мы погрузились в фестивальную атмосферу — и как зрители, и как гости по-простому уютных вечеров «на завалинке», с салом и деревенской картошечкой…

Для фестивальной программы организаторы-иркутяне постарались отобрать из многочисленных заявок со всей России театральные истории, где всё так же — по-человечески, по-распутински, в духе мастеров деревенской прозы. С душой. На совесть. Ведь сегодня как никогда важно и как всегда непросто сохранить живую энергию, отличающую нас, людей, от бесчувственных машин и беспощадных зверей. Не заглушать в себе ту силу, которая выступает самым строгим судьей наших собственных поступков.

Второй Всероссийский театральный фестиваль им. Валентина Распутина открылся на площадке Иркутского академического драматического театра им. Н. П. Охлопкова в день рождения Валентина Григорьевича, 15 марта ему исполнилось бы 87 лет. А его творчество до сих пор живет и отзывается в сердцах разных поколений.

«Охлопковцы» не устают повторять мудрые мысли сибирского писателя «У кого нет памяти, у того нет жизни» и, следуют завету — укрепляют память о творчестве Распутина и целой плеяды талантливых писателей— «деревенщиков».

В этом году на фестивале в течение недели свои спектакли представили 11 театральных коллективов. Зрителю были показаны 13 постановок. Одну из них транслировали в прямом эфире региональной телекомпании «АИСТ» и запись теперь доступна в интернете. Так что любой желающий может найти ее в сети и вернуться в первый день распутинского фестиваля, когда артисты «Театра для детей и молодёжи» из Кемерово показали постановку «Фотография, на которой меня нет» по произведению Виктора Астафьева.

Возвращение домой

А Иркутский драмтеатр, который традиционно силен в деревенской теме, представил «Дом» по произведениям Фёдора Абрамова. Перекликается он по смыслам с Распутиным, подметившим когда-то: «Чтобы человеку чувствовать себя в жизни сносно, нужно быть дома». О доме, связи поколений и равновесии в душах упомянул, комментируя фестивальные события, и директор Иркутского драматического театра Анатолий Стрельцов.

Очень символичен тот факт, что «Дом» сыграли в декорациях «Последнего срока», и таким образом истории двух писателей, размышляющих о близком, еще больше переплелись.

Надо сказать, что настроение «деревенщиков» удивительным образом прочувствовали и отыграли актеры молодого поколения, воплотившие в «Доме» несколько ярких характеров, далеко не второстепенных. Второстепенного здесь и нет, и всё вместе — свет, детали крестьянского быта, палитра эмоций в голосе актеров — держит внимание зрителя с первой сцены и до финала. Тот случай, когда зал вместе с героями на сцене искренне смеется и плачет. Причем плачет не скупой слезой, а тоже всей душой, возможно, проводя параллели со своими личными переживаниями, ведь в судьбе каждого есть свои встречи, прощания и минуты, когда мечтается вернуться к родителям, к корням… Домой.

«Трогательный Андрей Винокуров безыскусен и правдив в образе последнего старика деревни Павла Васильевича. Актриса Зоя Соловьева сильна в роли Поли-пьяницы. Эффектная во всех проявлениях актриса Наталья Родина создала образ русской сильной матери, — обещали создатели «Дома», так и вышло. И правда тянет присесть рядом с артистами за деревянный стол, побеседовать с ними за чашкой чая, затянуть лихие частушки или спеть песню у самовара. Строки о «деревеньке моей» точно подпевали — мы и свидетели, и участники действа.

Распутинский фестиваль — событие, стирающее грань между зрителем и актерами. Тем более, что, кроме спектаклей, в программе масса других мероприятий, открывающих возможности для живого общения с создателями театральных постановок, хранителями музейной памяти, литераторами и критиками.

«Распутин — наше всё»

На этот раз в рамках «Распутинских чтений» с лекциями о творчестве писателей-деревенщиков в Иркутск пригласили руководителей и научных сотрудников музеев Астафьева, Абрамова, Шукшина и Василия Белова, Государственного музея истории российской литературы им. В. И. Даля. А столица Приангарья со своей стороны организовала встречу в музее Валентина Распутина, где выставлена новая экспозиция, посвященная народной артистке России Наталии Королёвой. Она создавала на иркутской сцене бесподобные образы «распутинских старух» в легендарных спектаклях «Последний срок» и «Прощание с Матёрой». Сам Валентин Григорьевич высоко ценил талантливую работу охлопковской примы, считал её лучшим воплощением своей материнской темы, своего духовного завещания. Директор Иркутского краеведческого музея Сергей Ступин высказал надежду, что с каждым годом связи распутинского музея и распутинского фестиваля будут крепнуть, так как и задачи общие — сберечь то самое, что в контексте региона и есть «наше всё».

«Наше ВСЁ в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой» — именно так назвала свою лекцию для фестивальной программы кандидат филологических наук Иркутского госуниверситета Ольга Юрьева. Она, говоря об исключительном таланте писателя, подчеркнула, что Распутину удивительным образом удалось в своём авторском стиле гармонично соединить богатства литературного языка с колоритностью, самобытностью и красочностью народной речи. Лектор отметила погружённость Распутина в русский мир, во внутренний мир сибиряка, в то, что исследователи называют «сибирским текстом» в русской литературе. «Валентин Григорьевич живёт в этих глубинах. И открывает нам глубины нашего собственного духа… Не могу говорить о нём в прошедшем времени, — призналась Ольга Юрьева. Для меня писатели, мыслители такого уровня, как Распутин, живы. Их голоса продолжают звучать…»

Объяснила лектор и центральный конфликт великой повести «Прощание с Матёрой» и вообще в творчестве так называемой «деревенской прозы». Получается, что это не буквально понятое вытеснение городом деревни, а «апокалиптическая схватка между Культурой и Прогрессом» в эпоху, когда стремительно разворчивается техническая модернизация, в погоне за новациями, агрессивно и бестрепетно растрачивается бесценное — человеческое и духовное.

«Вот почему так дорого и ценно сегодня наследие таких авторов, как Распутин и его друзья-единомышленники», — говорят организаторы фестиваля. И искренне радует, вселяет надежду на сохранение и возрождение, живой интерес публики к спектаклям и событиям театрального форума.

Характеры, «подпитанные» родной землей

Да, есть зритель, предпочитающий ходить на комедии и другие «расслабляющие постановки». Об этом с долей сожаления упомянула Анна Максакова, актриса Астраханского театра юного зрителя, который представил в Иркутске свою версию «Прощания с Матёрой». «Отрадно, что у нас в репертуаре есть такой серьёзный материал, что мы задумываемся о важных ценностях, — прокомментировала астраханская участница фестиваля. — В Иркутске мы ощутили, что публика настроена на духовность, человечность. В театр ваш заходишь — и сразу веет любовью к этому освящённому месту. Всё продумано. Вы живёте в таком замечательном городе, на родине ярких талантов, видно, что это вас подпитывает».

Впрочем, писателей-деревенщиков «подпитывала» не только иркутская земля. И во время фестиваля у публики была возможность ближе познакомиться с творчеством нескольких классиков этого направления, в том числе с Алтая и Пинеги. Так, слушатели лекций погрузились в творческий мир Василия Шукшина и Фёдора Абрамова. Директор Всероссийского мемориального музея-заповедника В. М. Шукшина в Сростках Марина Торопчина выступила с рассказом о жизни и творчестве автора «Калины красной». А старший научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф. А. Абрамова в селе Веркола Архангельской области Нина Никифорова прочла сообщение «Будить в человеке Человека. Творческое кредо Фёдора Абрамова». Также в театре состоялась увлекательная лекция от Александра Черепанова — заведующего Литературным музеем им. В. П. Астафьева на тему «Окопная правда рядового Астафьева».

Теплые встречи на «завалинке»

Наряду с просветительской программой, охлопковцы и на этом фестивале продолжили традицию тематических вечерних посиделок «На завалинке», где в доброй атмосфере можно не только разговоры задушевные разговаривать, но и песни петь, да отведать блюда, сошедшие со страниц повестей и рассказов. Атмосфера располагает к воспоминаниям, и гости «завалинки» охотно делятся своими историями.

Так, народный артист и режиссер Московского драматического театра «Сфера» Александр Коршунов рассказал, что когда-то в Иркутск его в первый раз пригласил сам Распутин.

«Для меня встреча с Распутиным — подарок судьбы, — вспомнил столичный гость моменты незабываемых встреч и знакомства с писателем. — Благодаря Валентину Григорьевичу мы попали в Иркутск. Распутин посмотрел наш спектакль в Москве, зашёл за кулисы, сказал добрые слова и позвал нас на вампиловский фестиваль. В 2007 году мы впервые приехали в этот замечательный город с постановкой «Бедность не порок» Александра Островского. А первая встреча с Валентином Григорьевичем случилась, когда я работал в Новом драматическом театре, и там ставили спектакль по его рассказу «Рудольфио». Пригласили Валентина Григорьевича, он приехал и посмотрел этот спектакль. После мы беседовали с ним. Он сказал, что любит этот рассказ, что он получился абсолютно искренним».

Искренним. Распутин это очень ценил, и охлопковцам это тоже передалось. Потому неудивительно, что дружба Иркутского драмтеатра и театра «Сфера» с годами не остывала. Коллектив под руководством Александра Коршунова дважды был участником вампиловского фестиваля и вот приехал на распутинский. В нынешнем году привезли спектакль «Затейник» по пьесе Виктора Розова, где любовь всё же берет верх над страхом и жизненными перипетиями.

Несомненно, наполнен распутинский фестиваль истинными эмоциями — простыми и глубокими одновременно. Заставляет задуматься. Пропустили в этом году? Следите за афишами. Впереди на площадке иркутской драмы обязательно будут новые встречи, которые становятся отправной точкой для размышлений о добром, вечном, человечном…

«Читать Распутина — это то же самое, что соглашаться на операцию. После становишься другим»

Александр Черепанов, заведующий Литературным музеем им. В. П. Астафьева::

— Валентин Григорьевич Распутин для меня — великий русский писатель, который продолжает великую гуманистическую традицию русской культуры. Это ярчайшая звезда сибирского литературного небосклона, вершина иркутской литературной традиции, писатель с мировым именем.
У нас есть проект в рамках Красноярского краевого музея в сотрудничестве с Алтайским краевым и Иркутским областным музеем. Этот проект называется «Сибирский литературный треугольник», где мы соединяем Астафьева, Шукшина и Распутина. Сростки, Овсянку и Иркутск. Для меня каждый из этих мастеров — отражение своей земли. Распутин — как Ангара и Байкал. Кристально чистый человек. Человек, который был глубоко погружён в себя. Человек, который в этой глубине затронул две темы — тему человеческого страдания и женской судьбы. Его героини проходят через трагические испытания и от этого становятся лучше и светлей.

Сергей Закутин, актёр и режиссёр Вологодского государственного драматического театра:

— В произведениях Распутина наши корни, генетический код. Я сам из деревни. Прошлым летом приезжал в родные места, зашёл в свой старый дом, и чувство такое окутало, как будто крылья вырастают. Когда прикасаешься к творчеству Распутина, то ощущаешь подобное… В Вологде шёл много лет назад спектакль «Последний срок». На этот спектакль ходили раз по десять. Шло постепенное наполнение сильным словом.

Алина Ким, студентка:

— Валентин Григорьевич для меня — близкий сердцу писатель… В своих произведениях он отразил всё, чем живёт человек. Его герои всегда стоят перед сложным нравственным выбором. Распутин говорит о вечных понятиях, таких, как доброта, честность, совесть и долг.

Андрей Винокуров, артист Иркутского академического драматического театра им. Н. П. Охлопкова:

— В произведении «Прощание с Матёрой» дух отца старухи Дарьи говорит ей: «Ты, Дарья, много на себя не бери — замаешься, а возьми ты на себя самое напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть». Эти слова определяют для меня творчество Распутина. У этого удивительного автора есть ощущение оголённого нерва правды. Читать Распутина — то же самое, что соглашаться на операцию. После операции человек становится другим, его состояние стабилизируется. Валентин Григорьевич своим творчеством, как скальпелем, проникает в самые потаённые уголки души, о которых человек и не подозревает.

По материалам www.dramteatr.ru

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram