24 февраля Театр Моссовета представил постановку художественного руководителя Евгения Марчелли «Замужняя невеста». Премьера приурочена сразу к двум большим событиям. Во-первых, спектакль является своеобразным подарком к 90-летию заслуженной артистки России Марии Святославовны Кнушевицкой, легенды сцены, отдавшей служению театру 67 лет. Актриса играла с Фаиной Раневской и Ростиславом Пляттом в постановке «Дальше – тишина», а также в спектаклях с Любовью Орловой, Верой Марецкой, Николаем Мордвиновым. Во-вторых, «Замужняя невеста» открывает Год семьи, объявленный в нашей стране президентом России.
Написанная тремя именитыми драматургами в соавторстве пьеса «Своя семья, или Замужняя невеста» (первоначальное название) была поставлена в тогдашней столице Российской империи Санкт-Петербурге 207 лет назад. С тех пор произведение Александра Шеховского, Николая Хмельницкого и Александра Грибоедова очень редко появлялось на театральной сцене. И вот пьесе дали новую жизнь на уютной сцене «Под крышей» Театра имени Моссовета.
Идея спектакля пришла от самих актёров. Предложила идею постановки актриса Татьяна Родионова. И артисты театра её поддержали. А когда идея созрела и стала обретать формы, они обратились к художественному руководителю театра с просьбой довести эту идею до готового спектакля.
– Была задача построить на таком достаточно лёгком материале, который, конечно, сам по себе содержит некоторые противоречия, потому что три автора писали, и каждый из них писал свои маленькие сценки, и у каждого автора свой стиль. Поэтому это всё нужно было привести в одну какую-то единую форму, в одну композиционную форму и, самое главное, создать некое ощущение текучей истории, – рассказал худрук Театра Моссовета Евгений Марчелли.
Получилось. И получилось нечто новое. Созданный спектакль Евгений Марчелли охарактеризовал как мягкую комедию. Работа выдалась достаточно сложная, ведь в первоисточнике это произведение совмещало в себе и водевиль, и стихотворные отрывки, и, конечно же, прозу. Это было сохранено и адаптировано под сегодняшнее восприятие. И при этом не потеряло налёта классики, которую так ценит зритель.
– Самым сложным был довольно трудный и архаичный текст. Если вы возьмёте в руки эту пьесу, то спросите: «Как это можно играть?» Евгений Марчелли очень хорошо «почистил» её. Он «вылепил» все характеры и отношения, – говорит заслуженная артистка России Мария Кнушевицкая.
Здесь нет незаметных или лишних героев. Как нет и главных, и второстепенных. Как в принципе и в любой любящей семье. И абсолютно все занятые в постановке актёры блистают и неотразимы. Несмотря на то что действие на сцене относит нас в давнюю старину, спектакль воспринимается легко. Ведь его смысл вполне актуален и для сегодняшнего времени. Лёгкий и весёлый спектакль способен увлечь зал, заставить его на полтора часа забыть о внешнем мире и окунуться в XIX век. Посмеяться, а может быть, даже увидеть себя или своего родственника в ком-то из персонажей.
– Сюжет этого спектакля – нестандартная история, в ней нет негатива, нет отрицательных персонажей. Это добрая, нежная, почти рождественская сказка про большую семью, члены которой с большой ответственностью относятся к появлению в их кругу нового человека, – подчеркнул Евгений Марчелли.
Сюжетная линия осталась такой, какой её задумали драматурги. Дворянин Любим втайне от своей родни влюбляется и женится на аристократке Наташе. Однако по завещанию он мог это сделать только лишь при согласии всех членов семьи. Вот здесь-то и закручивается забавная история о том, как уже женившийся на своей избраннице племянник поставил родственников перед свершившимся без их ведома фактом собственной женитьбы. Да так, чтобы его новоиспечённая жена понравилась сразу им всем. Атмосферности и блеска спектаклю добавили красивейшие костюмы, подобранные художником Андреем Климовым. Как сценограф и художник он участвовал в создании более чем 200 драматических спектаклей, опер, балетов и мюзиклов, и рука мастера здесь чувствуется.
Следующие показы «Замужней невесты» – 17 и 31 марта. Театр Моссовета в Год семьи приглашает на премьерные спектакли.