Окончание, начало здесь
Сегодня гость нашей редакции Полина Лахтина — преподаватель английского языка из Челябинска, сумевшая воплотить свою детскую мечту в жизнь, став известной поэтессой и художником. Причем пишет стихи она в основном на добротном английском языке, а картины рисует по мотивам восточных мифов и идей Николая Рериха, что, в общем-то, достаточно необычно для нашего края…
— Полина, так ты все-таки, наверное, несколько одинокая со своими странными увлечениями и интересами? Я про твою поэзию, на не совсем любимые массами темы: не про несчастную любовь, уральские березки, страдания бедного узника, осужденного за совершение уголовных преступлений, а про какую-то абсолютно чуждую нам английскую королеву, размышляющую о жизни накануне казни, в Лондонском Тауэре. И твои необычные картины, навеянные тибетскими фантазиями Николая Рериха…
— Да нет. Нет-нет, что вы, Владимир Васильевич… В Челябинске, может, у меня и не так много близких людей, но я настолько интерактивный человек в интернете, что общаюсь вот так… У меня очень много знакомых, с которыми я завязана по интересам. И мне пишут каждый день, я даже устаю от непрерывного общения… Вот, действительно, просто устаю. Иногда хочется все выключить и сесть с книжкой, но не получается.
Культура родилась из культа?
— Полина, одна моя знакомая подружка просила меня спросить: ты кем себя мнишь? Ты, прежде всего поэтесса или рисовальщица?
— Я (удивленно)? Больше поэт, наверное, сейчас…
— То есть, вот эти словесные пируэты…
— Сила слова иногда мне интересна, потому что был период в цивилизации, когда сила слова имела огромное значение.
— И мне так кажется. Но при этом — чудненький парадокс: как говаривал Иван Тургеньев: «Нет ничего на свете сильнее… и бессильнее слова…»
— Сейчас все чаще слова расходятся с делом. Но было время, когда за слова отвечали. И слово, написанное на щите, означало очень многое. И за него умирали. Это просто сейчас все обесценилось. Но это не значит, что так не было…
— Насчет обесценивания слова, у меня ощущение, что и поэзия сейчас в глубоком…
— И поэзия, Владимир Васильевич, сейчас в кризисе из-за того, что люди перестали верить словам. Но моя задача в том, чтобы рано или поздно все вернулось, может, мои стихи тогда по-новому прочтут. Ведь я же не рассчитывала, что вот сейчас я стану мегапопулярна, может быть, потом…
— И все же ты сегодня в Челябинске, как инопланетянка: пишешь стихи на английском языке, их публикуют в Лондоне, участвуешь в проведении в Великобритании творческих конкурсов, работая в жюри, оцениваешь качество стихов, присылаемых из разных стран… Не скрою, когда у нас была первая встреча, появилась мысль, что ты не от мира сего…
(Весело смеется.)
Культура — это любовь к миру
— Полина Леонидовна, что с тобой случилось, расскажи? Почему ты стихами заговорила? Ведь можно и прозой…
— Вот смотрите, это просто в наше время… А, например, в конце XIX — начале ХХ века было просто, я бы сказала, изобилие: все так писали… Все писали, был профицит поэтов. Не дефицит, а изобилие… Это же зависит от эпохи. Вот сейчас просто так, а был период, когда все писали, стихи. Это было модным веянием. Это надо понять. А сейчас просто так…
— Наверное, Полина, это тяжело и противно, когда ты пишешь стихи, а никому вокруг тебя это не интересно? Ведь сегодня литература (и особенно поэзия), к сожалению, уже не стоит во главе угла среди направлений искусства. Широкие народные массы предпочитают больше поп-культуру, частью которой все больше и больше становится хип-хоп, а элитарная прослойка общества отдает предпочтение живописи и артхаусному кино…
— Я скажу: это сейчас никому не интересно, потому что люди просто этого не понимают…
— Времена трудные, люди просто выживают…
— Нет, еще знаете, в чем проблема? Об этом говорил известный психолог Андрей Курпатов, я смотрела его выступление в Давосе. Он сказал, что сейчас, с развитием интернета, в особенности у детей, но и не только у них, — клиповое мышление: Невозможность обработать большой объем информации, а поэзия, вообще, требует работу мозга, потому что здесь надо чувствовать ритм…
Ленятся... Знаете, какой комментарий популярен сейчас? Тут же пишут внизу под постом: «Много букв, мне не осилить…». Ну, вот о чем говорить?
Помните, как в наше, советское, время утверждалось:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Об этом говорит и Татьяна Черниговская: мозг должен постоянно работать. А люди разленились — отсюда и тупизм.
— Мне интересно, среди преподавателей иностранных языков много таких…?
— Нет. К сожалению, уровень настолько упал, что ко мне приходит на занятие ребенок и говорит: «Полина Леонидовна, а это правда, что Англия — полуостров?..» Я говорю: «Откуда ты это взяла?»
— Ну, интересуется дитя…
— Нет, она слышала от меня, что англичане островитяне, а учительница в школе сказала им, что Англия — полуостров. Я достала карту, показала … Я понимаю, что эта страна сейчас нам не дружественна, но я-то смотрю с географической точки зрения…
— Полина, не будь такой строгой к женщинам, вы же из ребра сделаны…
— Да, мы из ребра сделаны (смеется)… Но мне пришлось показывать пролив Ламанш, который отделяет остров от материка…
— Полина, и все-таки, английская культура и поэзия нам нужны?
— Я считаю, что любая культура обогащает твою культуру, но и твоя культура многое дает любой другой. Надо, чтобы мы обогащали друг друга.
— То есть ты, как и я, сторонница единой мировой культуры?
— Конечно. Как у Рериха Pax Cultura.
— И что ты, Полина Леонидовна, собираешься делать дальше?
— А дальше у меня, Владимир Васильевич, много планов. Я не буду сейчас все раскрывать, но скажу, что мои стихи московское издательство переводит на китайский. Как только выйдет — я расскажу вам первому. Такая вот затравочка.
Конечно же, буду продолжать свою работу в Союзе писателей. Идей новых много.
Кстати, готовится уже четвертый новый сборник альманаха «Голоса друзей» — единственный в мире сборник Евразийской поэзии на английском языке, инициированный Евразийской творческой гильдией в Лондоне, — там у меня и стихи будут, и картина — одним словом, процесс идет…