> Николай Корнев: Удовольствие от самого звучания хора - Аргументы Недели. Петербург

//Культура 13+

Николай Корнев: Удовольствие от самого звучания хора

24 ноября 2023, 15:45 [«Аргументы Недели. Петербург», Александр Вовк ]

На фото: Николай Корнев

27 ноября дирижер Николай КОРНЕВ отметит свое 75-летие. В этот вечер созданный им 46 лет назад Петербургский камерный хор, коллектив «Петербург-концерта» представит на сцене концертного зала Мариинского театра программу из светских и духовных сочинений П. И. Чайковского, С. И. Танеева и С. В. Рахманинова.

С выдающимся дирижером побеседовал Александр Вовк.

 - Что такое идеальный хор в понимании дирижёра Корнева?

 - Идеальный хор? Наверное, это хор, в котором есть абсолютное включение в музыкальный процесс всех участников. Если это есть, то остальное – технику, стиль и прочее можно сделать. Другое дело, с какими усилиями, но всё равно, главное – включенность всего состава.

 - Но, чтобы включиться, нужно быть к этому готовым, музыкально оснащенным хористом. Какие у Вас критерии отбора в хор?

 - Когда Петербургский камерный хор переходил из любительского статуса в профессиональный, для меня самой страшной мыслью было, мне даже сны снились, что сейчас и закончится это счастье – иметь свободу действий, заниматься музыкой, что через пару месяцев люди начнут ходить в хор как на работу.

 - Как в старой музыкантской шутке: когда человеку хорошо, то он поет. А когда человек хорошо поет, то он на работе.

 - Ну да. Обрести вот это, потеряв все остальное. Хотелось остаться любителями в том смысле, что люди любят дело, которым занимаются, интересуются, ждут с трепетом. Заинтересованность, полная отдача делу даже спустя столько лет остаётся для нас актуальным. Как любовь к музыке и готовность ею заниматься.

 - И свободное пение доминантсептаккорда!

 - Крайне желательно, хотя и это нарабатывается.

 - У вас колоссальный репертуар, совершенно фантастический. Многие произведения редко исполнялись, и традиция звучания не сформировалась. В других случаях вы были первыми. Как вы приходили к пониманию стиля того или иного сочинения? Менялось ли звучание хора в зависимости от репертуара?

 - Один из моментов, которым я горжусь, это хоровой конкурс в Италии, в Ареццо, в начале 1990-х. Тогда это был один из самых значимых конкурсов в Европе. Одно из обязательных требований - показать понимание исполнительской стилистики различных периодов. И наш хор победил тогда, хотя со времени основания коллектива в 1977-м прошло не так много времени. Стиль познается и заново создается только на практике, в момент исполнения.  Вот, например, Стравинский выставлял в нотах точные метрономы и требовал  их придерживаться. При этом его собственные записи это требование нарушают. Та же «Свадебка» – первый же метроном сильно от партитуры отличается. Потому что одно дело -- кабинетная работа, а другое дело -- практика. Даже для супермаститых.

 - Ну, положим, к музыке XVIII века это точно не применимо. Там нужно все выстраивать по другим принципам.

- В настоящий момент мы как раз приблизились к озвучиванию периода, условно, эпохи Бортнянского. Записали музыку итальянских композиторов, приглашенных в Россию в XVIII веке, записываем русских композиторов – Бортнянского, Березовского, Дегтярева, Веделя и т.д., породивших русский духовный концерт. Бортнянского под редакцией Чайковского хотим представить полностью, чтобы показать суть жанра русского духовного концерта, надолго определившего направление развития русской музыкальной культуры.

 -У духовного концерта обширная история. Он и русским-то стал далеко не сразу.

 - Сейчас мы ставим перед собой задачу выявить духовные сочинения, предназначенные для концертного исполнения, переполненные музыкой и, по мнению церкви, отвлекающие от молитвы. Такими и остаются Литургии Чайковского, Рахманинова и других композиторов XIX-XX веков -- представителей нового направления пути развития русской музыкальной мысли.

 - Скоро будет юбилейный концерт. Я прочитал программу…

 - На первый взгляд, она действительно странная. Рахманинов, Чайковский, Танеев. Я хотел их связать. Эти имена тесно переплетены биографически, и поэтому возникла такая картинка: период от 1840-го (года рождения П. И. Чайковского) до 1943-го (года смерти С. В. Рахманинова). Тот самый «золотой век» русской хоровой музыки, который мы сейчас и пытаемся осознать и озвучить. В программе объединены фрагменты из литургических песнопений Чайковского, Рахманинова, Танеева. Этот концерт может породить серию программ, куда войдут произведения более 50 авторов золотого периода русского хорового творчества, которые, к сожалению, мало известны современному слушателю.

При всём богатстве возможностей современная публика не особо интересуется контекстом, обычно полагаясь на простое «нравится – не нравится» ...

Да, и наша задача – предложить прислушаться и чуть-чуть пояснить, не вдаваясь глубоко в детали. Для детального изучения этого материала создается наша Антология. В студии бывшей «Мелодии» (ныне это Петербургская студия грамзаписи) мы последние одиннадцать лет пишем монографии: например, если Кастальский, то весь. То есть, цель музейная, библиотечная. Чтобы музыковеды в своих дальнейших исследованиях опирались на озвученный материал, а не только на партитуру. А в концертном зале Мариинского театра, где по приглашению Валерия Гергиева с этого года регулярно даём концерты-записи, мы создаем Антологию в живом звучании.

Среди прочих редкостей Вы буквально открыли тему «Духовная музыка лауреатов сталинской премии». Николая Семеновича Голованова, например. Я послушал записи в сети, и впечатления были неоднозначными. Видимо, нужно послушать больше и внимательнее.

Для нас Голованов – открытие. Слушать эту музыку лучше вживую. Ещё и потому, что формат MP3 сразу обрезает частоты и обедняет музыку. Поэтому полное впечатление от хоровой музыки, от того же Голованова, можно получить только на концерте, а в записи – хотя бы в первом приближении – только на очень хорошей аппаратуре. Музыка Голованова имеет интересное свойство: она, как удовольствие, открывается, прежде всего, исполнителю. В процессе пения в ансамбле, где наслаждаешься подробностями, тонкостями, чистотой звучания. Это музыка для исполнителей.

- Но записи делать надо. Ваши не перестают удивлять.

Вот удивлений, если призадуматься, можно вспомнить много, ведь мы записали уже две с половиной тысячи хоровых номеров. Среди них, например, сочинения Шведова и Александра Чеснокова, брата известного Павла Чеснокова…

Что отличает хор Корнева от других коллективов? Например, Архангельский впервые ввел в состав женщин...

Принцип подбора коллектива. Я старался создать коллектив, способный по-разному петь Баха и Чайковского, разным звуком, способом интонирования, уводя вокальный тембр в почти инструментальное звучание или, наоборот, бравируя им, осознавая тяготения, интонацию. Создать универсальный инструмент.

Что Вы считаете своей самой большой удачей?

Трудно ограничиться только одной. Их было довольно много. Вот, например, концерты в Концертгебау. Шесть программ. Выкладывались полностью, тщательно готовились. И это было счастье. Счастье от самого звучания хора. И это бывало много раз.

Запись Антологии -- процесс длительный, требующий не только напряжения творческих сил, но и вполне практической поддержки. Есть помощники?

Когда проект начинался, многие говорили, что Корнев придумал прожект, поиграет и бросит. Но другие люди, в частности, даже из депутатского корпуса, оказывали реальную помощь и в проект поверили. Собственно, и сам Петербургский камерный хор начинался с похожего противоречия. Тогда, в 1977-м, мой профессор написал о дебюте хора статью с названием «В добрый путь», а на кафедре в то же время поставили вопрос о запрете коллектива, мол, у студентов новая ненужная нагрузка образовалась… Сегодня проект «Антология» поддерживается руководителем Мариинского театра и председателем хорового общества России Валерием Гергиевым, депутатами Законодательного собрания, Комитетом по культуре Санкт-Петербурга и его председателем Фёдором Болтиным, организационно-техническую часть обеспечивает Общественный фонд развития исполнительских искусств, куратор проекта Ринат Дулмаганов.

Последний вопрос. Д. Д. Шостакович как-то сказал, что если бы ему пришлось оказаться на необитаемом острове, то он бы взял с собой только одну партитуру - «Песнь о земле» Малера. А что бы взял дирижер Корнев? Ну, кроме хора, разумеется (оба смеёмся – А. В.)

Наверное, гимн Узбекистана, например (улыбается – А. В.). Недавно открыл его для себя, прослушал. Он такой спокойный. Нирвана. Если серьезно, то хотелось бы взять с собой всю свою библиотеку.

 27 ноября состоится третья, из девятнадцати в этом году, заключительная концертная аудиозапись Антологии в Концертном зале Мариинского театра. В программе: П. Чайковский, С. Танеев, С. Рахманинов. Начало в 19.00.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте