27 ноября дирижер Николай КОРНЕВ отметит свое 75-летие. В этот вечер созданный им 46 лет назад Петербургский камерный хор, коллектив «Петербург-концерта» представит на сцене концертного зала Мариинского театра программу из светских и духовных сочинений П. И. Чайковского, С. И. Танеева и С. В. Рахманинова.
С выдающимся дирижером побеседовал Александр Вовк.
- Что такое идеальный хор в понимании дирижёра Корнева?
- Идеальный хор? Наверное, это хор, в котором есть абсолютное включение в музыкальный процесс всех участников. Если это есть, то остальное – технику, стиль и прочее можно сделать. Другое дело, с какими усилиями, но всё равно, главное – включенность всего состава.
- Но, чтобы включиться, нужно быть к этому готовым, музыкально оснащенным хористом. Какие у Вас критерии отбора в хор?
- Когда Петербургский камерный хор переходил из любительского статуса в профессиональный, для меня самой страшной мыслью было, мне даже сны снились, что сейчас и закончится это счастье – иметь свободу действий, заниматься музыкой, что через пару месяцев люди начнут ходить в хор как на работу.
- Как в старой музыкантской шутке: когда человеку хорошо, то он поет. А когда человек хорошо поет, то он на работе.
- Ну да. Обрести вот это, потеряв все остальное. Хотелось остаться любителями в том смысле, что люди любят дело, которым занимаются, интересуются, ждут с трепетом. Заинтересованность, полная отдача делу даже спустя столько лет остаётся для нас актуальным. Как любовь к музыке и готовность ею заниматься.
- И свободное пение доминантсептаккорда!
- Крайне желательно, хотя и это нарабатывается.
- У вас колоссальный репертуар, совершенно фантастический. Многие произведения редко исполнялись, и традиция звучания не сформировалась. В других случаях вы были первыми. Как вы приходили к пониманию стиля того или иного сочинения? Менялось ли звучание хора в зависимости от репертуара?
- Один из моментов, которым я горжусь, это хоровой конкурс в Италии, в Ареццо, в начале 1990-х. Тогда это был один из самых значимых конкурсов в Европе. Одно из обязательных требований - показать понимание исполнительской стилистики различных периодов. И наш хор победил тогда, хотя со времени основания коллектива в 1977-м прошло не так много времени. Стиль познается и заново создается только на практике, в момент исполнения. Вот, например, Стравинский выставлял в нотах точные метрономы и требовал их придерживаться. При этом его собственные записи это требование нарушают. Та же «Свадебка» – первый же метроном сильно от партитуры отличается. Потому что одно дело -- кабинетная работа, а другое дело -- практика. Даже для супермаститых.
- Ну, положим, к музыке XVIII века это точно не применимо. Там нужно все выстраивать по другим принципам.
- В настоящий момент мы как раз приблизились к озвучиванию периода, условно, эпохи Бортнянского. Записали музыку итальянских композиторов, приглашенных в Россию в XVIII веке, записываем русских композиторов – Бортнянского, Березовского, Дегтярева, Веделя и т.д., породивших русский духовный концерт. Бортнянского под редакцией Чайковского хотим представить полностью, чтобы показать суть жанра русского духовного концерта, надолго определившего направление развития русской музыкальной культуры.
-У духовного концерта обширная история. Он и русским-то стал далеко не сразу.
- Сейчас мы ставим перед собой задачу выявить духовные сочинения, предназначенные для концертного исполнения, переполненные музыкой и, по мнению церкви, отвлекающие от молитвы. Такими и остаются Литургии Чайковского, Рахманинова и других композиторов XIX-XX веков -- представителей нового направления пути развития русской музыкальной мысли.
- Скоро будет юбилейный концерт. Я прочитал программу…
- На первый взгляд, она действительно странная. Рахманинов, Чайковский, Танеев. Я хотел их связать. Эти имена тесно переплетены биографически, и поэтому возникла такая картинка: период от 1840-го (года рождения П. И. Чайковского) до 1943-го (года смерти С. В. Рахманинова). Тот самый «золотой век» русской хоровой музыки, который мы сейчас и пытаемся осознать и озвучить. В программе объединены фрагменты из литургических песнопений Чайковского, Рахманинова, Танеева. Этот концерт может породить серию программ, куда войдут произведения более 50 авторов золотого периода русского хорового творчества, которые, к сожалению, мало известны современному слушателю.
- При всём богатстве возможностей современная публика не особо интересуется контекстом, обычно полагаясь на простое «нравится – не нравится» ...
- Да, и наша задача – предложить прислушаться и чуть-чуть пояснить, не вдаваясь глубоко в детали. Для детального изучения этого материала создается наша Антология. В студии бывшей «Мелодии» (ныне это Петербургская студия грамзаписи) мы последние одиннадцать лет пишем монографии: например, если Кастальский, то весь. То есть, цель музейная, библиотечная. Чтобы музыковеды в своих дальнейших исследованиях опирались на озвученный материал, а не только на партитуру. А в концертном зале Мариинского театра, где по приглашению Валерия Гергиева с этого года регулярно даём концерты-записи, мы создаем Антологию в живом звучании.
- Среди прочих редкостей Вы буквально открыли тему «Духовная музыка лауреатов сталинской премии». Николая Семеновича Голованова, например. Я послушал записи в сети, и впечатления были неоднозначными. Видимо, нужно послушать больше и внимательнее.
- Для нас Голованов – открытие. Слушать эту музыку лучше вживую. Ещё и потому, что формат MP3 сразу обрезает частоты и обедняет музыку. Поэтому полное впечатление от хоровой музыки, от того же Голованова, можно получить только на концерте, а в записи – хотя бы в первом приближении – только на очень хорошей аппаратуре. Музыка Голованова имеет интересное свойство: она, как удовольствие, открывается, прежде всего, исполнителю. В процессе пения в ансамбле, где наслаждаешься подробностями, тонкостями, чистотой звучания. Это музыка для исполнителей.
- Но записи делать надо. Ваши не перестают удивлять.
- Вот удивлений, если призадуматься, можно вспомнить много, ведь мы записали уже две с половиной тысячи хоровых номеров. Среди них, например, сочинения Шведова и Александра Чеснокова, брата известного Павла Чеснокова…
- Что отличает хор Корнева от других коллективов? Например, Архангельский впервые ввел в состав женщин...
- Принцип подбора коллектива. Я старался создать коллектив, способный по-разному петь Баха и Чайковского, разным звуком, способом интонирования, уводя вокальный тембр в почти инструментальное звучание или, наоборот, бравируя им, осознавая тяготения, интонацию. Создать универсальный инструмент.
- Что Вы считаете своей самой большой удачей?
- Трудно ограничиться только одной. Их было довольно много. Вот, например, концерты в Концертгебау. Шесть программ. Выкладывались полностью, тщательно готовились. И это было счастье. Счастье от самого звучания хора. И это бывало много раз.
- Запись Антологии -- процесс длительный, требующий не только напряжения творческих сил, но и вполне практической поддержки. Есть помощники?
- Когда проект начинался, многие говорили, что Корнев придумал прожект, поиграет и бросит. Но другие люди, в частности, даже из депутатского корпуса, оказывали реальную помощь и в проект поверили. Собственно, и сам Петербургский камерный хор начинался с похожего противоречия. Тогда, в 1977-м, мой профессор написал о дебюте хора статью с названием «В добрый путь», а на кафедре в то же время поставили вопрос о запрете коллектива, мол, у студентов новая ненужная нагрузка образовалась… Сегодня проект «Антология» поддерживается руководителем Мариинского театра и председателем хорового общества России Валерием Гергиевым, депутатами Законодательного собрания, Комитетом по культуре Санкт-Петербурга и его председателем Фёдором Болтиным, организационно-техническую часть обеспечивает Общественный фонд развития исполнительских искусств, куратор проекта Ринат Дулмаганов.
- Последний вопрос. Д. Д. Шостакович как-то сказал, что если бы ему пришлось оказаться на необитаемом острове, то он бы взял с собой только одну партитуру - «Песнь о земле» Малера. А что бы взял дирижер Корнев? Ну, кроме хора, разумеется (оба смеёмся – А. В.)
- Наверное, гимн Узбекистана, например (улыбается – А. В.). Недавно открыл его для себя, прослушал. Он такой спокойный. Нирвана. Если серьезно, то хотелось бы взять с собой всю свою библиотеку.
27 ноября состоится третья, из девятнадцати в этом году, заключительная концертная аудиозапись Антологии в Концертном зале Мариинского театра. В программе: П. Чайковский, С. Танеев, С. Рахманинов. Начало в 19.00.