> Людмила Жильцова: из Ла Скала с любовью - Аргументы Недели. Челябинск

//Культура 13+

Людмила Жильцова: из Ла Скала с любовью

10 октября 2023, 12:04 [ «Аргументы Недели. Челябинск» ]

Людмила Жильцова. Автор фото Екатерина Симакова

Людмила Жильцова, русское сопрано театра Ла Скала, 5 октября удостоилась высокой чести стать еще и профессором музыкального отделения по классу вокала в Миланском артистическом лицее VIVAIO («Росток». — Прим. авт.). Мы не могли не поздравить нашу землячку с очередной высокой оценкой ее несомненного таланта и с удовольствием поговорили с ней о ее творчестве:

 

Людмила, мне интересно, как в Италии становятся профессорами по вокалу?

— Всех деталей я не знаю, Владимир (смеется). Пришло очередное обновление трудового контракта из Министерства образования Италии, и там написано, что я теперь профессор… А до этого три года была доцентом в лицее. И вот теперь в начале четвертого года я профессор. Даже не ожидала, если честно. Я ведь прекрасно понимаю, что ничего постоянного в этом мире нет. Сегодня что-то у тебя есть — а завтра может уже и не быть. Поэтому отношусь к званию довольно спокойно. Это особенность моего характера… Формальная карьера меня никогда особенно не волновала, но думаю, что мне было бы интересно стать профессором консерватории…

В тоже время там, где я сегодня преподаю, меня все устраивает. Мне нравится и преподавательский состав, и то, какие у нас студенты… И то, что я вместе с ними варюсь в одном котле, учусь и тружусь ежедневно... И то, что наш лицей расположен в самом центре Милана, в одном из красивейших кварталов города...

Присвоение мне профессорского звания целиком инициатива руководства нашего учебного заведения. Вы помните, я уже рассказывала вам, что осенью 2022 года директор лицея предложила мне побороться за получение правительственного гранта. И так получилось, что я уже в начале этого года выиграла педагогический грант Министерства образования Италии. И во многом благодаря этой победе создала у нас в лицее театрально-музыкальную лабораторию. Мы там с моими студентами ставим небольшие оперные постановки. Думаю, что все это вытекает одно из другого…

 

«В те дни, когда в садах Лицея
 Я безмятежно расцветал…
»

Людмила, расскажите немного о вашем лицее. Почему вы так увлеклись педагогической работой? Какую отдачу ощущаете?

— Наш лицей считается одним из самых престижных учебных заведений Милана. Здесь учатся артистическому искусству примерно 400 молодых людей. У нас существует достаточно строгий отбор. И мы, естественно, ищем талантливых кандидатов для поступления... Наша цель — разглядеть в подростке определенные задатки и определить имеющиеся перспективы их дальнейшего развития... Многие наши учащиеся — дети известных в Италии родителей. Существуют очень высокие претензии к обучению в нашем лицее и от нас, соответственно, требуется высокий уровень преподавания… Я знаю, что некоторые выпускники нашего лицея проходят дальнейшее обучение в Академии Ла Скала и в дальнейшем работают с этим известным театром. У нас туда проложена прямая дорожка...

Как интересно! Россиянка, в прошлом жительница достаточно провинциального Бакала, преподает золотой итальянской молодежи в Милане оперное пение...

— До конца месяца мы должны сдать учебные программы на новый учебный год. И я в принципе ничего менять не собираюсь, то, что делала раньше, то и буду делать… Мой метод несколько отличается от методов работы моих итальянских коллег. Прежде всего тем, что я соединила русскую школу и итальянскую, взяв из них все самое лучшее — из русского музыкального воспитания, истории музыки, всего того, что связано с композиторскими школами… Мне кажется, что лучше это все-таки объясняет именно наша отечественная школа, где существует мощная историко-теоретическая база. Не забывайте, Владимир, что у нас в России я училась как скрипачка, до переезда в Италию. А практическая база, то, что непосредственно связано с техникой вокала, постановкой голоса, я взяла из того, чему меня научили итальянские мастера. В результате получился хороший микс. Неплохой результат, по-моему. Так сложился мой метод. В лицее нам дается полная свобода преподавания. У нас есть, естественно, обязательные пункты, какие-то критерии, которых мы должны достигнуть к концу учебного года. Навыки и знания, которые студент должен уметь показать на экзаменах. А как ты добьешься этих результатов — твое дело, тебе дается полная свобода в творчестве.

Людмила, сколько продолжается обучение в вашем лицее?

— В нашем лицее учатся четыре года. Некоторых студентов я взяла и до конца буду сопровождать по вокалу. Есть также и дополнительные курсы, такие, как театрально-оперное пение, куда ко мне приходят ребята и с других курсов. И я, получается, уже не только с моими учениками занимаюсь, но и с теми, у кого другие педагоги…

Фото Марии Ермачковой

 

Тебе, любимый мой лицей…

 По-моему оценка вашего труда очень субъективна. Как можно оценить такие тонкие миры?..

— Нашу работу, Владимир, оценивают в конце учебного года, во время сессии. Когда слушают, как наши воспитанники поют… И второй критерий — у нас очень развита система анонимного опроса, когда студентам раздают специальный лист-опросник, чтобы определить, кто им нравится, какой у педагогов уровень проведения занятий. Такой интересный тест-опрос по всему учебному процессу — совершенно анонимно, каждый студент имеет право написать, что он думает про это всё. А затем уже подводят итоги, говоря нам непосредственно результаты опроса. На результаты тестирования обращает большое внимание руководство лицея. Плюс еще и отзывы от родителей, которые до 18 лет в Италии отвечают за своего ребенка. И родители тут такие, что не постесняются директору сказать всё, что они думают про нас…

Как необычно. По-моему мнению, и родительские оценки очень субъективны и эмоциональны…

— Ну, почему бы и нет, особенно в престижных учебных заведениях, где родители хотят, чтобы все было действительно самое лучшее. У нас, в России, так, наверное, не принято, хотя я точно не знаю…

Людмила, вы в Бакале в своей театрально-музыкальной лаборатории для местных ребят «ТEATRиУМ» недавно поставили мюзикл «Чиполлино», а в Милане что ставите со своими лицеистами? 

— Я бы пока не хотела рассказывать о наших планах, они еще не утверждены. А в прошлом учебном году мы ставили сказку «Волшебная флейта» Моцарта. В переработке, в упрощенном и сокращенном варианте, конечно же, это не полноценная классическая опера. Но я не хочу проводить параллели, это просто немножко по-другому. Музыка к спектаклю частично была в записи, а что-то и в живую исполняли наши студенты в составе музыкального ансамбля.

Людмила, вы не бережете себя. Работаете буквально на разрыв. У вас подопечные и в Милане, и в Бакале…

— Второй показ мюзикла «Чиполлино» в Бакале уже назначен на 27 октября. Это будет пятница, в 18:30. И я всех приглашаю на спектакль. Первый его показ, действительно, принес очень много радости самым разным людям. Не поверите, но в зале некоторые просто плакали от переполнявших их чувств. А потом начнутся осенние каникулы, мы всем нашим воспитанникам дадим немного отдохнуть и после этого начнем репетиции уже второго спектакля к Новому году. Пока еще обсуждаем последние детали. Я обязательно продолжу заниматься с юными артистами из Бакала через интернет.

Вы знаете, Владимир, мне необычайно приятно, что наши юные вокалистки, после того как они спели со сцены, совершенно изменились: они превратились в настоящих артисток. Потому что жизнь на сцене и жизнь в классе или даже на конкурсе все же очень отличается. И эффект от такого выступления в настоящем Театре получается просто потрясающий.

КЕ
  • Теги: 


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте