Аргументы Недели → Культура 13+

Вечер памяти Станислава Митина

, 18:56 , журналист, обозреватель, продюсер

Вечер памяти Станислава Митина
Фото из семейного архива

В Берлине в еврейском культурном центре прошел вечер памяти Станислава Митина, кинорежиссера и сценариста. Его фильмы пользуются заслуженной любовью и вниманием – «Двойная фамилия», «Любка» (по повестям Дины Рубиной), Апофегей (по роману Юрия Полякова), «Самые счастливые», «Вдовий пароход» (по повести И. Грековой). Митин снял более 13 игровых фильмов. На вечере состоялась премьера документального фильма «Дина Рубина на солнечной стороне», который представила вдова Станислава Митина, продюсер и сценарист. Корреспондент «Аргументов недели» после премьеры пообщался с Эллой Митиной.

Почему вы решили провести вечер памяти Станислава Митина в Берлине? Чем дорог этот город вам, Станиславу вашей семье?

Этот выбор обусловлен многими обстоятельствами. В Берлине живет наш сын Давид Кац, мы часто здесь бываем и очень любим этот город - такой красивый, живой и такой динамичный. Во-вторых, здесь снимался последний фильм Станислава «Автомат всемогущий» по рассказу нашего сына, который мы тоже показывали на вечере. Ну, и, главное, нас пригласила еврейская община Берлина. Мы планировали эту поездку в январе и были уверены, что приедем вдвоем со Станиславом. Но жизнь распорядилась иначе. И наш творческий вечер превратился в вечер памяти.

Станислав Митин снял 13 игровых фильмов. Какой фильм был дорог ему особенно?

Станислав был человеком застенчивым, не слишком уверенным в себе, как это ни покажется странным для биографии столь успешного режиссера. Он никогда не мог сказать фразу, которую спокойно и весьма самонадеянно произносили его коллеги: «Старик, я снял совершенно гениальное кино!» Он всегда смеялся над такими заявлениями и повторял, что это должны говорить зрители, а не создатели. Тем не менее, он был доволен некоторыми своими лентами - прежде всего фильмами по рассказам Дины Рубиной «Любка» и Двойная фамилия». Любил он и «Плен страсти» о последних годах жизни А. М. Горького с выдающейся работой Георгия Тараторкина в роли Горького. «Любка» стала просто народным бестселлером и ее, кажется, видели все. В этой картине Станислав «открыл» Елену Лядову, сыгравшую главную героиню Любку. Елена и сама признает во многих интервью, что эта роль стала началом ее пути в большой кинематограф и к международному признанию. А «Двойная фамилия», наиболее титулованная картина Станислава, побывала на множестве фестивалей, завоевала несколько международных наград. Олег Штефанко, исполнитель главной роли, этот мачо с орлиным профилем, которого зрители привыкли видеть в ролях непобедимых героев, неожиданно убедительно и тонко сыграл роль страдающего отца, который бессилен перед сложившейся драматической ситуацией.

Какой фильм дорог вам?

Мне тоже сложно выбрать какой-то один фильм. Все картины Станислава мне важны и дороги, потому что я была свидетелем того как они создавались, участвовала в работе над сценариями, помогала находить актеров. Картины рождались на моих глазах и я вместе с мужем проходила путь от замысла до воплощения. Но все же не могу не сказать о своей особой любви к фильму «С чёрного хода» по повести Михаила Рощина «Воспоминание. Черный ход». Знаете, фильмам Станислава свойственна тонкость, камерность, доверительность интонации, человечность. Этим они очень узнаваемы. У него был свой индивидуальный почерк, а это, как известно, особенно ценно в искусстве. Именно свой почерк. И вот с этой точки зрения картина «С черного хода», снятая в Санкт-Петербурге прекрасным оператором Сергеем Ландо и выдающимся художником Владимиром Светозаровым изумительно тонко передает и атмосферу послевоенного Ленинграда, наполненную страхом и тревогой, и школы для мальчиков, с ее особой жесткой, полувоенной дисциплиной и в которой неожиданно, словно цветок среди колючек и крапивы, вырастает чистая юношеская любовь десятиклассника и молоденькой учительницы. Я была свидетелем того, как на премьерных показах фильма в Москве и Санкт-Петербурге толпы людей выстраивались в очередь, чтобы поблагодарить режиссера за его фильм, который делает людей лучше и чище. А на фестивале Киношок в Анапе после просмотра к Станиславу подошел известный кинорежиссер Ираклий Квирикадзе, обнял его и с чувством произнес: «Спасибо тебе за фильм. Мало кто мог бы обойтись в такой теме без пошлых постельных сцен. А ты обошелся. И мое сердце наполнялось нежностью». Это ли не высшая похвала картины?

Как вы познакомились со Станиславом и поняли что он — это ваша судьба?

Ну, о том, что это судьба понимаешь через много лет, съев вместе много каши (не всегда сладкой) и истоптав не одну пару сапог (не всегда нарядных).

А познакомились мы в Ташкенте, где оба родились, выросли и закончили ВУЗы - Станислав Политехнический институт, а я Консерваторию. В то время я сильно увлекалась театром и все молодые люди, которые претендовали на дружбу или даже любовь, рассматривались мной только с точки зрения их театральных пристрастий. Если они, скажем, просто любили читать книжки, но театром не интересовались, шансов завоевать мое сердце (не говоря уж о руке) было мало. Я с сестрой дважды в год — на летние и зимние каникулы, ездила в Москву, бегала по театрам и мнила себя столичной штучкой. Поэтому не удивительно, что когда в нашем городе стали поговаривать о новом театральном коллективе СТЭМП - студенческом театре эстрадных миниатюр политеха, то я, конечно, поспешила посмотреть на это хваленое чудо. Их последней нашумевшей работой был спектакль по рассказам Чехова «В наш практический век, когда… и так далее». На афише было написано, что автор инсценировки, режиссер и исполнитель нескольких ролей некий Станислав Кац. Ну, отправилась я на этот спектакль. Попасть туда, кстати, было довольно трудно и мне достала билетик моя подруга Маринка. Она теперь тоже живет в Израиле и я ей часто «припоминаю» ее «роль в искусстве». Сказать, что я была поражена спектаклем - это не сказать ничего. Какое же это было веселое и заразительное зрелище! Как они, эти непрофессиональные ребята, танцевали и пели, с какой самоотдачей играли! После спектакля я не спала всю ночь, все прокручивала в голове увиденное. Мне было просто необходимо быть рядом с этими актерами, участвовать в их постановках, жить их жизнью! А вскоре я узнала, что СТЭМП объявляет набор новых актеров и отправилась на прослушивание. Когда я читала басню и что-то там пела под рояль, то никто из стэмповцев, только закончивших репетицию и оживленно болтающих друг с другом, не обращал на меня ровно никакого внимания. Кроме Станислава Каца, в котором я сразу же узнала того яркого актера из чеховского спектакля. Он сидел в первом ряду, подперев кулаком подбородок с видом мэтра, внимательно меня слушал и задавал какие-то вопросы. Когда после прослушивания я в одиночестве покидала зал, Станислав догнал меня и неожиданно предложил проводить. Мы поженились через год. Как видите, нас свело творчество, оно же и было главным связующим звеном нашего семейного союза. А чеховский спектакль сыграл большую роль и в профессиональной судьбе Станислава. Художественный руководитель СТЭМПа, талантливый режиссер и педагог Иса Рафаилович Якубов быстро разглядел в своем ученике задатки режиссера. И решил помочь ему. Якубов привез спектакль «В наш практический век …» на гастроли в Ленинград и показал своему хорошему знакомому, главному режиссеру Ленинградского ТЮЗ имени Брянцева Зиновию Яковлевичу Корогодскому. Корогодский спектакль посмотрел и сказал, что Станислав может приехать к нему летом поступать, но, конечно, без всяких гарантий и на общих основаниях. Помню, мы очень волновались перед поступлением и все думали что бы такое найти оригинальное, и как поразить приемную комиссию своим интеллектуализмом. Так был выбран Пушкинский «Граф Нулин». Но потом выяснилось, что еще пяток студентов тоже мнили себя большими оригиналами и тоже читали Нулина.


На собеседовании помощница Корогодского Ревекка Марковна Ремез поинтересовалась у Зиновия Яковлевича видел ли тот какие-то спектакли абитуриента Каца? А нужно сказать, что при поступлении Станиславу было уже почти 25 лет и на режиссерский факультет брали в то время людей, что называется, с опытом работы. Корогодский »сделал лицо» и ответил, что видел Чехова и, по его мнению, «в Одессе все так могут, только стесняются». Так Станислав понял, что тепличная жизнь с Исой Рафаиловичем Якубовым закончилась и началась суровая, но профессиональная школа Корогодского.

Кстати, в дальнейшем, когда Станислав с отличием закончил ЛГИТМИК – Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии и Корогодский( что по тем временам было совершенно невероятно, поскольку у Станислава не было ленинградской прописки и он был евреем!) не только оставил у себя своего ученика работать, но и поручал ему самостоятельные постановки. И за несколько лет начинающий режиссер создал немало чрезвычайно успешных спектаклей — «Рыжик, или Семья Лепик», «Вокруг площади», «Сверчок в очаге» и другие. Но Корогодский выдвинул условие — сменить фамилию, потому что в Ленинграде начала 80-х фамилия Кац на афише выглядела вызывающе. Зиновий Яковлевич же и предложил взять в качестве псевдонима имя нашего сына. Дима, Митя… Так Станислав Кац стал Митиным. В то время, как наш сын так и не смирился со сменой фамилии, и, как только стал совершеннолетним, немедленно вернул себе исконную фамилию, да еще и (в знак протеста) превратился в Давида. Вот такие метаморфозы нашей семьи.


Вечер памяти Станислава Митина
Фильм «Автомат всемогущий», который показали на вечере памяти снят по рассказу вашего сына Давида Каца. Почему Станислав решил снять этот фильм?

Когда наш сын начал писать свои маленькие рассказы-эссе, то мы очень радовались этой его новой ипостаси. По профессии Давид лингвист, закончил университет в Германии, преподает разные языки, но все же наша семейная тяга к писательству проявилась в конце концов и у него. И мы даже шутили, что у нас в семье, что ни собирай — все автомат Калашникова выходит. Станислав очень гордился тем, что его сын пишет такие оригинальные рассказы. Особенно ему нравился «Автомат всемогущий»— история о том, как в период жизненных трудностей и неудач герой сталкивается с непонятным явлением: на станции метро автомат для воды по какой-то таинственной причине не выдавал ему воду, в то время, как все другие ее прекрасно получали. А потом трудности миновали, жизнь наладилась, и неожиданно строптивый автомат, к которому герой из чистого любопытства уже ходил чуть ли не каждый день, воду таки выдал. Смысл рассказа и фильма состоял в том, что бесконечная борьба с автоматом стимулировала героя к решительным действиям и поступкам, к которым он раньше был не способен. А бутылка воды стала наградой за приложенные усилия.

Станислав был уже очень больным человеком и, понимая, что срок его отмерен, повторял, что хочет снять этот фильм как подарок сыну, как память об отце. Я не могла и не хотела перечить мужу, хотя понимала с какими трудностями мы столкнемся при производстве фильма. Ведь даже съемки короткометражной картины требуют больших физических затрат, полной отдачи и работы по 9-10 часов в день на разных объектах. Но работа для моего мужа была главным смыслом и содержанием жизни. Денег на фильм не было и вся наша семья включилась в съемочный процесс. Станислав выступил сценаристом и режиссером, я редактором, ассистентом режиссера, исполнительным продюсером и даже гримером, Давид главным продюсером. Пригласили известного и профессионального оператора Сергея Юриздицкого, который уже работал со Станиславом на «Двойной фамилии» и который как раз находился в Берлине. Ну, а в главной роли снялся немецкий актёр Саша Вайнштейн. Мы принципиально хотели снять фильм на немецком языке с немецким актером (но понимающим по-русски), поскольку именно в Германии происходит действие рассказа и все реалии немецкие. У фильма есть и английские субтитры для показа на фестивалях, и русские — для друзей. «Автомат всемогущий» уже завоевал призы на двух фестиваля короткометражного кино - в Мюнхене и Калифорнии.

На вечере вы показали собственный уникальный фильм о муже, актере, сценаристе и режиссере. Как создавался этот фильм, где собрали фото и видео материалы.

Когда Станислава не стало — это случилось 11 апреля нынешнего года — я была очень удручена. Ведь мы прожили почти пятьдесят лет. Мы были не только мужем и женой, но и коллегами, друзьями, единомышленниками. Абсолютно одинаково оценивали фильмы, спектакли, книги. А тут оказалось, что я осталась одна, хотя вокруг меня всегда много друзей и родных. Мой сын моя главная опора. Но я вдруг поняла, что фильм о Станиславе будет лучшей памятью о нем. Ведь он столько сделал! И в драматическом театре работал, и в оперном, и на телевидении. Ну, и в кино, конечно. Кино было его главной страстью. Но я понимала, что большой фильм не потяну, хотя мы со Станиславом сняли вместе более десяти документальных лент и я присутствовала на всех монтажах, не говоря о том, что 25 лет работала на телевидении сценаристом и редактором, но все же оказаться без режиссера было страшновато. Но, как говорится, глаза боятся — руки делают. У меня в архиве оказались уникальные видеоматериалы стэмповской поры, где молодой Станислав поет под гитару песню Высоцкого «Эх, раз». Она звучит две минуты двадцать секунд. И вот на эту музыку и на эту продолжительность времени я и создала ролик. Зрители видят все главные этапы творческой жизни режиссера - СТЭМП, учеба в ЛГИТКМиК, работа в ТЮЗе, в московском театре Новая опера, в котором Станислав несколько лет был главным режиссером, и кино. Какие-то видео нашлись в интернете, какие-то фото мне прислали из архива Санкт-Петербургского ТЮЗа, за что я им чрезвычайно признательна. Финальные кадры, на которых Станислав, уже очень больной, в медицинской маске, машет рукой, как бы прощаясь и с нами, и со своим творчеством, и со своей жизнью, я снимала в больнице. Однажды, когда мы с ним сидели на очередной процедуре, позвонил из Берлина сын и Станислав помахал ему на камеру рукой, мол, не волнуйся, у меня все хорошо. Понимаю, что эти кадры вызывают слёзы, но жизнь, увы, всегда заканчивается грустно. Какой бы прекрасной она ни была.

Почему возникла идея сделать фильм о Дине Рубиной, ведь о ней снято достаточно фильмов-интервью. Расскажите как шла работа над фильмом.

Дина Рубина большой друг нашей семьи. Я познакомилась с ней в Ташкенте, когда еще училась на третьем курсе музыкального училища, а Дина- в 11 классе специальной музыкальной школе при Ташкентской консерватории. Она была ташкентской знаменитостью, печаталась в тогдашней Юности. Мы все гордились нашей землячкой. Позже, когда я начала встречаться со Станиславом, мы стали дружить втроем. Дина в то время перевела на русский язык роман узбекского писателя Нурали Кабула «Небо твоего детства” (Нурали, кстати, был зятем тогдашнего Первого секретаря ЦК Узбекистана Шарафа Рашидова!), а Станислав сделал инсценировку, которую поставили в местном ТЮЗе. Так началось и творческое содружество близких мне людей. Когда Дина через какое-то время вышла замуж за художника Бориса Карафелова и переехала в Москву, то мы продолжали встречаться уже семьями и очень полюбили Борю, этого скромного и талантливого человека. На наших глазах у них родилась дочь Ева. В Москве Диной были написаны «Любка» и «Двойная фамилия», которые мы сразу же высоко оценили. Станислав просто так, для себя, написал сценарий «Двойной фамилии», который много лет лежал у него в столе и потом пригодился, когда продюсеры спросили нет ли него какого-нибудь готового сценария. А я была влюблена в «Любку». Прочтя в “перестроечные” годы этот рассказ в «Огоньке» я подумала тогда (и сейчас думаю), что этот он должен войти в сокровищницу русской литературы. В начале двухтысячных, приехав в Израиль (еще задолго до нашего переезда в эту страну) я уговорила Дину написать заявку на фильм, уверенная, что за него ухватится любой продюсер. Но четыре года я безуспешно делала попытки пристроить заявку, слыша отказ за отказом, пока заявка не попала к какому-то умному редактору и телеканал «Россия» не решил снимать фильм. Дина со Станиславом за лето написали сценарий этой четырехсерийной картины, на которой я была редактором и которая принесла огромный успех ее авторам.

Наша дружба с Рубиной не прекращалась все эти пятьдесят лет. И поэтому когда у Дины подоспел очередной юбилей и мы решили снимать о ней фильм и пересмотрели все, что о ней снято, то поняли, что авторы интервью (настоящего фильма о Дине не было) ходили, что называется по кругу, задавая одни и те же вопросы, не утруждая себя более глубоким проникновением в ее биографию и творчество. А нам не нужно было заниматься проникновением, мы и так читаем все, что пишет Дина и знаем почти все, что с ней происходит. Фильм снимался в Ташкенте, Москве и Иерусалиме и охватывал все главные города и события в жизни нашей героини. Вопросы Дине задавал Станислав и это были вопросы друга, а не интервьюера. Этим наш фильм «Дина Рубина на солнечной стороне» и отличается от множества других. Недаром Дина считает его лучшей документальной лентой о себе.

Чем отличается работа над документальными фильмами от работы над игровыми?

О, это совершенно разные процессы, просто диаметрально противоположные. Не только потому, что их бюджеты не сопоставимы по объемам. Снять за свои деньги обычное полнометражное (не короткометражное) кино практически невозможно. В документальном же кино часто режиссёр одновременно и сценарист, иногда и оператор и монтажер. Он сам ищет героев, сам подбирает хроникальные кадры, решает какая будет музыка. Он держит все нити и творческих, и нетворческих моментов у себя в кулаке. Разжал кулак- и все посыпалось. Плечо подставить некому. Потому что твоя съемочная группа- это два с половиной человека. А игровое кино - это прежде всего хорошо налаженный (в идеале) процесс. Нечто похожее на завод, в котором необходимы и производственный план, и директор с замами, и куча людей, которые занимаются какой-то одной стороной вопроса, скажем, подбором актеров или поиском локаций, или организацией монтажно-тонировочного процесса, который начинается после окончания съемок. Словом, «семейный подряд» здесь не пройдёт. Не говоря о том, что в игровом кино есть такая вещь, как актеры, от верного выбора которых зависит основная часть успеха фильма. И, конечно, чтобы работать в игровом кино, нужно быть очень здоровым человеком. Не каждый режиссер выдержит работу по 10-11 часов в день.

А что объединяет эти жанры - так это то, что его создатели должны быть фанатиками своего дела, отдаваться ему целиком и полностью, без выходных и праздников. Таким человек, безусловно был режиссер и сценарист Станислав Митин. Может быть поэтому его фильмы и живы сегодня и поэтому мы с благодарностью вспоминаем о нем.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram