В Театре Российской Армии с успехом идет спектакль талантливого режиссера Нины Чусовой по произведению Михаила Юрьевича Лермонтова. «Маскарад» — спектакль в стихах. Но как артисты, занятые в постановке, передали всю гамму человеческих чувств своих героев! Как отобразили всю драму любви и ревности! Кажется, именно потому зал был полон, а на поклонах артистов долго не отпускали со сцены!
Александр Домогаров, блистательно перевоплотившийся в главного героя постановки Евгения Арбенина — самолюбивого мужчину средних лет, бывшего картёжника и дамского угодника. Женившись на юной Настасье Павловне (которую он называл «Нина»), Арбенин остепенился и после свадьбы полностью осознал, что безумно любит свою жену. Настолько безумно, что готов из ревности убить ее.
Столь же блистательно сыгранная Ниной Балашовой роль Нины заставляет сочувствовать и сопереживать искренне любившей своего мужа и верной ему молодой женщине, которая волею судьбы, из-за случайности и стечения глупых обстоятельств стала жертвой ревности и сплетен.
Анастасия Бусыгина великолепно сыграла роль подруги Нины баронессы Шанталь, тайно влюбленной в князя Зведича и запустившей неосознанно цепочку событий, приведшую вскорости к трагедии.
Остальные действующие лица спектакля столь же на высоте. Игра актеров не вызывает сомнения в истинности происходящего. Настоящие эмоции, переживания, помыслы — все четко зафиксировано и передано зрителю. Стоит отметить, что в постановке задействован замечательный актерский состав: это и Дмитрий Оболонков, и Сергей Колесников, и Андрей Кайков, и Вячеслав Разбегаев и еще много артистов Театра.
Главный художник Театра Российской Армии Анастасия Глебова выступила художником-постановщиком спектакля. Художник по костюмам — Виктория Севрюкова. Художник по свету — Иван Виноградов. Свет, звук, декорации, яркие костюмы — без этого спектакль, наверное, не произвел бы такого мощного впечатления.
Почему Нина Чусова обратилась именно к этому произведению Михаила Юрьевича Лермонтова? Вот что об это рассказывает она сама:
«Идея спектакля родилась давно, для меня, как и для Александра Домогарова этот спектакль — новый этап в жизни, переосмысление, ответ на многие вопросы. Почему „Маскарад“? Вместе с Александром мы рассуждали, какое произведение означало бы такой переход, даже преображение в жизни человека и выбрали лермонтовский „Маскарад“ — символичное произведение и „этапное“ для человека и артиста, не случайно в нем есть что-то необыкновенное, не из этой жизни. За основу спектакля у нас взят лабиринт: в центре спектакля, как и в пьесе — человек, который решает „выбраться“ на светлую сторону, преодолевая препятствия, попадая в ловушки, и все в земной жизни подталкивает его на темную сторону. По сути, это спектакль о пути человеческой души, способна ли она выжить в „темном“ обществе, найти спасение, выйти из лабиринта. Я очень люблю этого автора и с артистами мы ищем звучание лермонтовского слова, которое способно воздействовать на человека очень сильно. Лермонтов проникает прямо в душу: читаешь — и сразу рождаются образы, ставишь — начинается процесс поиска, находятся ответы, в том числе, на твои внутренние вопросы. Для чего ты здесь, можешь ли верить этому миру, способен ли привнести в него хоть немного света».
Кстати, «Маскарад» для народного артиста Александра Домогарова знаком. Он уже выходил на сцену Театра Армии в постановке Леонида Хейфеца, шедшей на театральной сцене в 1992 году. Тогда он играл роль князя Звездича, мота и дамского сердцееда, не умеющего быть благодарным и думающем только о себе.
Кстати, в этом году премьера спектакля состоялась в день юбилея народного артиста России Александра Домогарова, 12 июля.
Собственно «Маскарад» был написан в 1835 году и состоял из 3-х актов. Не сразу цензура позволила печать пьесы. Впервые, уже с внесенными правками и 4-м актом, пьесу опубликовали только в 1842 году. Ещё через 10 лет «Маскарад» поставили на театральной сцене. В драме «Маскарад» Лермонтов поднимает и раскрывает тему лицемерия высшего общества. За очаровательными улыбками и прекрасными манерами, как за масками, скрываются гнусные, безжалостные люди, часто готовые на всё ради собственной выгоды.
Режиссеру и артистам удалось полностью передать всю атмосферу и трагизм произведения. Довольно тяжелое и трагичное произведение Лермонтова смотрится в постановке Чусовой буквально на одном дыхании. И никакого ухода в «отсебятину». Редко, редко в наше время можно увидеть такое уважение к классическому произведению. В этом Театр Российской Армии полностью подтвердил свое звание академического.
«Спектакль захватывает с первого аккорда музыки, ещё до появления актеров, держит в напряжение не только до окончания спектакля. Великолепная игра Александра Домогарова. Забываешь, что это артист. Перед нами живой Арбенин, легкий, влюблённый и великодушный в начале; тяжелый, метущийся в середине спектакля и раздавленный в конце. Отличные декорации, музыка, костюмы. В спектакле нет ни одной провальной линии. Про постановку нельзя сказать ничего отрицательного. Все на своих местах», — отмечают побывавшие на первых показах зрители.
Остается лишь присоединиться к словам Станислава Садальского, так же успевшего уже посмотреть новый «Маскарад» и оставившего отзыв на страницах своего Живого Журнала:
«Браво режиссеру „Маскарада“ Нине Чусовой, спасибо театру Армии за шедевр, за Лермонтова, за Домогарова. Искусство бессмертно, бессмертна Любовь, а, значит, и мы будем жить».