Сколько раз я ни брался за то, чтобы рассказать об этом удивительном гармонисте – потомственном казаке Владимире Геннадьевиче Недорослеве, меня всё что-то удерживало. А вот вернувшись из казачьей глубинки, из Волгоградской области, куда меня любезно пригласил гармонист Золотой десятки - казак Алексей Ефимов, посетив несколько станиц и хуторов, выпив с казаками не одну чарку горилки и спев вместе с ними не один десяток казачьих песен, я, наконец, смог вернуться к этой теме.
Владимир Недорослев вошёл в студию программы «Гармонь – народная душа!» размашистой, широкой солдатской походкой, неся подмышкой гармонь, не спеша сел в кресло, аккуратно положил на стол фуражку и, переведя дух, запел старинную казачью песню – «Не для меня». Но как запел! По-казачьи, громко, с выражением, так сказать, с подстёжкой, с нужными интонациями, красивым высоким голосом! Сидящие вокруг гости просто онемели от такого исполнения. Привожу первый и последний куплеты этой блистательной казачьей песни. Обязательно посмотрите эфир, дорогие мои!
«Не для меня придёт Весна, не для меня Дон разольётся,
Там сердце девичье забьётся с восторгом чувств, не для меня».
А для меня кусок свинца, он в тело белое вопьётся,
И кровь горячая прольётся, такая жизнь, брат, ждёт меня».
А он запросто поприветствовал публику: «Здравия желаю» и начал свой неспешный рассказ о себе: «Мои родственники жили на берегах Дона. Мамка моя родилась в станице Старочеркасской. Я, правда, вырос здесь, в Подмосковье, но всё своё детство провел там, в казачьей глубинке и все эти песни я сначала услышал в станице. Их пели казаки прямо на улице, без баяна, без гармони – и грустные, и боевые, и строевые, и плясовые и всякие разные.
И только, когда уже повзрослев, я узнал, что мои деды воевали и сложили свои головы в Первую мировую войну, И также, как в «Тихом Доне», когда один братец воевал в Первой конной армии Будённого, а другой – у генерала Русской императорской армии Краснова, так и все мои деды погибли на войне по разным её сторонам. Только вот рассказывать об этом было не принято. Шёл процесс раскулачивания.
Но знаменитая шашка моего деда Андрея с дарственной надписью «На память, от Будённого», не побоюсь, эта реликвия, до сих пор хранится у нас в доме!
Я всю свою жизнь учусь: казачьей культуре, обычаям, песнопению. Сейчас, например, у Ольги Григорьевны Никитенко, профессора Волгоградского института культуры и искусств. Там преподают известный исполнитель казачьих песен Юрий Щербаков и его жена Наталья. И вот эту казачью культуру, её историю, я глубоко изучаю». Он снова запел.
«Вот ктой-то с горочки спущается,
Наверно, милый мой идёть.
На нём рубашка голубая,
Она с ума меня сведёть».
Куплю я ленту в три аршина,
Колечки ветер развевал.
Садился милый на машину,
Кондуктор двери закрывал».
На этот раз казачий романс «Вот кто-то с горочки спущается». И снова он пел романс с яркой казачьей харизмой, притягивая к себе ревностные взгляды гостей. «Любо!» - воскликнул я и окружившие нас гости на Чердачке талантов. «Спасибо на добром слове», - ответил Владимир Геннадьевич.
На мой вопрос о том, где и как он научился играть на гармошке, Владимир Недорослев ответил: «Я закончил музыкальное училище по классу баяна. Потом выучился играть на гармошке. И на балалайке, и на свирели и ещё нескольких музыкальных инструментах тоже играю».
По многочисленным просьбам слушателей он заиграл другой романс «Я когдай-то была молодая». И прозвучал он совсем по-иному, по-казачьи, с другими интонациями и акцентами.
«Ой, я когдай - то была, ой молодая,
Мне в окошко святила луна.
Появилася прядка сядая,
И луна мне теперь не нужна».
Дорогие друзья! Невозможно привести тексты всех песен, ходя это и очень хочется сделать! Послушайте сами ролик.
«Я надену красивую платью», «Не поймёть моя юная дочь», - эти и другие фразы романса немного режут ухо, но именно так они звучали пятьдесят, сто и более лет тому назад.
«У меня были хорошие учителя, - продолжил Владимир Недорослев, - это и Владимир Николаевич Скунцев, и Юрий Щербаков, который преподавал нам не только игру на гармони, но и танцы – казачью проходку или проходочку, (как её называют), казачью лезгинку и другие переплясы.
«Мне очень нравится романс «Имел я деньги пребольшие» в исполнении Юрия Щербакова, - вставил я. Вы же тоже его играете?» «Да, - ответил он», И заиграл (а не запел) этот старинный казачий романс. Когда слушаешь старые тексты, диву даёшься, - как дико, чудовищно жили в то время богатые люди?!
«Имел я деньги пребольшие,
Имел я домик на Тверской,
Имел карету, трёх лошадок:
И всё я пропил, братец мой.
Жену я пропил за косушку,
А сына в карты проиграл.
Теперь, наверно, не воротишь,
Всё, что я пропил – проиграл!»
«Второй наш дед, уже по материнской линии, дед Иван, погиб 9 мая 1944 г. в наступательной операции при освобождении Крыма. Дома хранятся его наградные листы и по одному из них можно понять, за что деду Ивану был присвоен Орден за отвагу: «За три дня боёв он уничтожил два боевых пулемётных расчёта, пушку с обслугой и до десяти врагов». Какие они, казаки тех времён, были физически сильные и выносливые люди. Я просто преклоняюсь перед его мужеством», - добавил Владимир Геннадьевич.
И вот, кстати, есть одна песня – «Спустилась ночь над затихающими клёнами» или «Прощальное танго», которую пели жёны – казачки, провожая своих отцов, братьев и мужей на Гражданскую войну. Это танго было очень популярно тогда.
«Спустилась ночь над затихающими клёнами,
Спустилась ночь над затихающей рекой.
И кроме глаз твоих, шаловливых и влюблённых
Я не вижу в этот вечер ничего перед собой».
Эфир на Чердачке талантов закончился, мы попрощались и я ещё долго – долго сидел на винтовой лесенке, ведущей вниз и думал о том, что ни один артист не сыграет эти казачьи романсы так правдиво и искренне, как это делает потомственный казак – Владимир Геннадьевич Недорослев. Любо!
( продолжение следует.)
Авторские права: продюсерский центр - "Гармонь - народная душа!"