Аргументы Недели Иркутск → Культура № 38 (884) 26 сентября - 3 октября 2023 13+

Итоги театрального фестиваля современной драматургии имени Александра Вампилова

, 08:00

Итоги театрального фестиваля современной драматургии имени Александра Вампилова

Вампиловская театральная неделя, с 18 по 24 сентября, в этом году выдалась традиционно насыщенной. На основной и камерной сцене иркутской драмы свои постановки показали театры из разных российских городов, а также актерские коллективы из Белоруссии и Абхазии. На иркутской площадке состоялись лекции московских экспертов, прошли обсуждения просмотренного и незабываемые встречи артистов и зрителей. Билеты раскупали задолго до. Редакции удалось буквально в последний момент «ухватить» контрамарки на два вечера. Мы прослезились в финале моноспектакля «Горбатая» и еще раз задумалась о женской доле и мужских характерах после закрывающего фестиваль «Озорника».

Вампилов не устаревает. Для чувствующих и думающих

В вампиловскую атмосферу гостей и зрителей фестиваля погрузили с первых минут церемонии открытия, и до самого закрытия поддерживали настроение 1960‑х. В стартовый и финальный день на площади у Иркутского академического драматического театра им. Н. П. Охлопкова публику встречали герои пьес Вампилова. Открылась ретро-чайная. А охлопковцы в стиле ВИА отыграли романтичные и ритмичные мелодии, на импровизированной танцплощадке зажигали не только артисты, оживились все собравшиеся. А на закрытии фестиваля публика впечатлилась световой проекцией на здании театра. Зрители увидели, как ожила фигура драматурга, сменялись название пьес, горели ветки рябины, выбранной живым символом фестиваля…

«Мы живём в прекрасном месте. Наша область дала жизнь Вампилову, Распутину, Евтушенко. Уже тридцать лет, чтобы оказать должную память Александру Валентиновичу, мы проводим фестиваль. К нам приезжали театры Италии, Испании, Франции, вся Россия от Камчатки до Калининграда. И все они восхищались нашей природой, нашим зрителем и, конечно же, Александром Вампиловым», — прокомментировал директор иркутского драмтеатра Анатолий Стрельцов.

«Гении рождаются в провинции», — напомнили расхожую цитату, кажется, Мопассана, приехавшие на фестиваль в сибирском городе критики из столицы.

«Вампилов не устаревает», — считает критик Алла Шевелева. — Его пьесы — это не про прошлое. Автор во многом и сейчас не разгадан. Он актуальный, живой, невероятно близкий, тёплый, родной, сложный… И любимый. Сразу укол в сердце».

«Не только впечатления от спектаклей, профессиональные обсуждения и встречи с коллегами оставляют яркий след, но и само очарование Иркутска, энергия Байкала — места, неразрывно связанные с судьбой Александра Вампилова, — поделилась впечатлениями и эксперт фестиваля. — Незримое присутствие драматурга постоянно ощущается на фестивале. Большой художник и сегодня определяет нравственные координаты. Впрочем, как и зримое продолжение жизни его дара: в нескольких шагах от театра бронзовая фигура Вампилова выходит из вод поглотившего его озера, переступая забвение. Организаторы фестиваля с невероятной любовью хранят память о драматурге и передают это чувство по наследству».

Спектакли как сопереживание

Организаторы напомнили, что на Вампиловском фестивале нет номинаций и победителей, он не конкурсный. Здесь все артисты лучшие. Все постановки — достойные. «Мы их отобрали по образу и подобию того, каким мы хотели бы видеть сегодня срез российского театра, — объяснил Анатолий Стрельцов. — В каждом спектакле мы увидели нечто, что было бы интересно, над чем интересно было бы поразмыслить… Знаете, сейчас в театре режиссеры, талантливые ребята придумывают очень много метафор. Но мне не хватает, чтобы эти метафоры вошли в плоть и кровь артиста. Понимаете, если на сцене нет человека, а есть форма, то театр, наверное, теряет свою сущность. Мне же нужно переживать и сопереживать над судьбой, другой, своей. И если я выхожу из театра, и мне хочется поделиться с кем-то тем, что я увидел, мне хочется позвонить своей маме, кому-то из родных и поговорить по душам, то в этом я вижу смысл театра. Театр — это все-таки чистилище души».

За фестивальную неделю в Иркутске было сыграно 13 спектаклей от 12 коллективов из России, Белоруссии и Абхазии. Прошло четыре «Актёрских клуба», где гости фестиваля стали соучастниками преступлений, которые расследовал эксцентричный дуэт Шерлока Холмса и доктора Ватсона. В общей сложности на Вампиловский фестиваль приехало 240 участников, постановки посетили более 3 500 зрителей.

Публике представили вампиловские постановки Санкт-Петербургского театра «Мастерская», современную драматургию — торжественную кантату об успехе и женщине — «Без пудры» Могилёвского областного драматического театра (Республика Беларусь). Зрители совершили яркое световое путешествие на планету «Солярис» с актёрами из Абхазии. Удивительные и щемящие сердце истории о детских травмах и взаимоотношениях в семье явили три коллектива: театр-студия «Грань» из Новокуйбышевска спектакль «В сапоге у бабки играл фокстрот», театр «Поиск» из Лесосибирска — «Человек в закрытой комнате» и Ачинский драматический театр — «Тихий шорох уходящих шагов».

Монолог счастливой женщины. До слез

На камерной сцене актриса независимого театра «ТУТ» из Екатеринбурга Марина Гапченко переживала «монолог счастливой женщины» — моноспектакль «Горбатая». В анонсах его еще часто заявляют, как «семейную сагу о 90-х».

После этой на самом деле глубоко драматичной истории, рассказанной с долей горького в общем-то юмора, небольшой зал аплодировал со слезами на глазах. Были опасения: сможет ли возрастная актриса из глубинки удержать внимание зрителя на протяжении часа. А она и правда «гипнотическая», как заметил кто-то в комментариях онлайн. Сидит за письменным столом и рассказывает свою жизнь. В моменты особенно радостных или трагичных воспоминаний вскакивает, начинает потрошить свой старенький рюкзачок. В нем, оказывается, и со всем прочим куча камней. Как в жизни ее горбатой с детства, но наделённой широкой (наверное, даже слишком широкой) душой и чутким сердцем героини Светки — куча чужого груза и забот. А женское счастье — это точно не про неё. А получилось ли быть счастливой, проживая с десяток разных жизней, среди которых нет только её собственной?..

«Героиня Светки очень узнаваема, — рассказывала о постановке режиссёр Екатерина Вяликова. — У каждого из нас есть такие родственники или знакомые. Для меня Светка — это моя мама, это я, это несколько моих друзей и знакомых. Зачастую мы так же живём заботами чужих, не видя и не зная своих. Всё в дом, всё для семьи, всё для других. Ничего для себя. И в этой суете «светки» не понимают (им даже некогда задуматься о том), что по-настоящему счастливыми близких можно сделать, если мы сами в первую очередь будем счастливы».

«Буквально с первых же минут Светка очаровывает своей невероятной позитивной энергетикой. Это именно тот случай, когда внешнее оказывается обратно пропорционально внутреннему. Образ вызывает очень противоречивые чувства: с одной стороны, это сострадание и жалость, с другой — уважение и восхищение силой ее характера». Интернет-отзыв в точку. Пописываемся под каждым словом.

Не случайно, совершенно не случайно моноспектакль Марины Гапченко «Горбатая» — лауреат второй степени V Международного фестиваля современного театра «Наш кислород», дипломант XI Межрегионального театрального фестиваля «Неделя экспериментального театра» в Омске и там же актриса была награждена специальным дипломом «Мастерство вне конкуренции», а режиссёру Екатерине Вяликовой вручили специальный дипломом имени Ю. Ю. Шушковского «За неуспокоенность». Рекомендуется всем женщинам, кто не научился выделять время для себя. Или самопожертвование — и правда способно подарить счастье? Иллюзию счастья?

Еще одна женская судьба — в центре постановки Минусинского драматического театра. «Озорник» — спектакль по рассказу Дмитрия Мамина-Сибиряка. Его заявляли как повествование «о семье переселенцев, которые перебрались в Сибирь и так или иначе оказывают влияние на местных жителей«…На самом деле, в рамки такого сухого анонса эту трагедию уложили напрасно. Поразмыслить заставили, скорее суровые мужне-женские отношения…

Фестиваль отгорел рябиновым костром, а размышления еще долго будут волновать душу. «Хочется надеяться, зритель после спектакля выйдет из зала несколько иным», — резюмировал миссию гость из Минусинска. Так и есть… Прощаемся с нынешнем Вампиловским фестивалем. Ждем новых встреч. Напомним, что этот театральный праздник проходит раз в два года в сентябре в знак памяти сибирского драматурга.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram