> У фильма «Чума во время любви» начинается фестивальная история - Аргументы Недели Иркутск

//Культура 13+

У фильма «Чума во время любви» начинается фестивальная история

№  () от 29 августа 2023 [«Аргументы Недели Иркутск», Елена Белова ]

В центре — Марк Демидов и Елена Туринцева

Фильм о русских эпидемиологах, которые боролись с чумой в Монголии, сняла иркутянка Елена Туринцева. Называется лента «Чума во время любви». Сейчас у фильма начинается фестивальная история. А позже он выйдет на экраны.

Режиссером Елена Туринцева мечтала стать с детства, но осуществить мечту удалось лишь когда в Иркутске открылся филиал ВГИКа. А после школы Елена поступила на биофак ИГУ. Там работали сильные, увлеченные наукой преподаватели, в том числе Галина Беловежец — замечательный лектор, человек огромной эрудиции. Елена и после окончания вуза много лет дружила с Галиной Петровной.

И вот однажды в сентябре 2015 года Елена пришла в гости к своему преподавателю и спросила: «Где же вы пропадали весь август?» «Я была в Монголии с братом», — ответила Галина Петровна. Братом ее оказался Марк Демидов — известный переводчик, преподаватель Института народного хозяйства (ныне — Байкальский государственный университет). Галина Беловежец поведала удивительную историю своей семьи. Услышав ее, Елена загорелась идеей снять по ней фильм.

А началась история в 1943 году. Разгар Великой Отечественной войны. И в этот напряженный момент руководство братской страны обращается к советскому правительству с просьбой помочь ликвидировать вспышку чумы в глубине Западной Монголии. В результате, оперативно организуют отряд врачей-эпидемиологов, зоологов, лаборантов. Они едут вглубь Монголии бороться с «черной смертью». В отряде отважных людей были и родители Галины Беловежец и Марка Демидова (единокровных брата и сестры по отцу). Их отец — эпидемиолог Петр Тарасов. Мать Марка — Елена Демидова. Мать Галины — Надежда Тарасова. В этот момент в Монголии стояли советские войска. Япония угрожала через Монголию прорваться к Уралу. В этом случае советские войска были бы полностью окружены.

Таких специалистов — зоологов, эпидемиологов — в то время были единицы, собирали их по всему СССР. Мама Марка Павловича поехала в Монголию с двумя маленькими детьми от первого брака — Славой и Валерой. Чтобы присматривать за детьми, с ними также поехала мать Елены Константиновны — Зинаида, баба Зина. Старшая дочь Тарасовых родилась в Забайкалье, куда сначала послали родителей Галины Петровны. После, уже в Монголии, в Улан-Баторе родилась вторая дочь, а в 1945 году — Галина.

— Меня так взволновала эта драматическая история, так восхитили эти люди, — вспоминает Елена Туринцева. — Какими надо было быть отважными, чтобы поехать бороться с чумой, когда от нее в то время умирали 80 процентов заразившихся! Это сейчас ее лечат антибиотиками, а тогда от этой страшной болезни не было лекарств. Я поняла: по этой истории надо снимать фильм. Я хочу его снять.

Для справки. Чума — страшная природно-очаговая болезнь. Она широко распространена по планете, встречается в Юго-Восточной Азии, в Африке и в других местах. Чумная палочка издревле существовала в симбиозе с сурками-тарбаганами и другими грызунами. Эти животные являются переносчиками инфекции. Таковы устоявшиеся в природе экологические системы. Им тысячи лет. Сначала происходит эпизоотия (это широкое распространение инфекционной болезни среди одного или нескольких видов животных — прим. авт). Далее следует такая цепочка: заразившись от грызунов, заболевают люди. У больных, заразившихся от животных, развивается бубонная форма чумы. Заразившиеся от людей заболевают легочной формой чумы, которая распространяется воздушно-капельным путем, как ОРЗ. Последняя крупная эпидемия чумы, унесшая миллионы жизней, случилась в Маньчжурии в 1911 году.

Как в сороковые годы прошлого века с этим недугом боролись врачи в Монголии? Путем изоляции заболевших, сжигания зараженных юрт и трупов. Тем, кто еще не заболел, ставили прививки — вводили противочумную вакцину, которая была разработана в начале 20 века.

В своей книге «Моя родная Монголия» Марк Демидов напишет: «По прибытии в Заг моей матери, Елене Демидовой, привезшей с собой двух малолетних сыновей, пришлось активно заниматься созданием первой в северо-западной Монголии противочумной станции: строительством юрточного и палаточного городков, организацией карантинного режима и противочумных мероприятий, выявлением всех умерших от чумы, заболевших и членов их семей, сбором и обработкой полевых материалов, изучением штаммов возбудителя чумы, составлением скрупулезной отчетности».

Место, где вспыхнула сильнейшая эпидемия и куда приехали родители Демидова и Беловежец, поселок Заг расположен в девятистах километрах к западу от столицы страны. Там, кстати, и родился Марк Демидов 2 сентября 1945 года. А его сестра Галина родилась на два месяца позже в Улан-Баторе. Марк Павлович любил шутить на эту тему: «Мы с Галей — близнецы».

Отец Марка и Галины Петр Тарасов был известным и талантливым зоологом. Именно он нашел способ раннего обнаружения очагов чумы. Суть его в выявлении территорий, где чумой болели грызуны, где началась эпизоотия и возникла, следовательно, опасность заражения бубонной чумой. Останки заболевших чумой сурков можно найти в гнездах хищных птиц, которые питаются грызунами. А птицы охотятся в радиусе примерно 25 километров от своих гнезд. Следовательно — это уже опасная зона. Таким образом, вычислив эти зоны, можно было вовремя принять меры и профилактировать эпидемию среди людей. Территория обрабатывалась, все норы затыкали тряпками с хлороформом, а животных-переносчиков сжигали. Но специалисты, которые этим занимались, смертельно рисковали.

Василий Смирнов, отчим Марка Демидова, выдающийся врач-эпидемиолог, прошедший путь от медбрата санитарного поезда до директора института и доктора медицинских наук, прибыл в Монголию в 1945 году. Там, в Монголии, он познакомился с мамой Марка Павловича. Они полюбили друг друга и поженились. Вместе они прожили 30 лет и родили еще троих детей.

Василий Смирнов — легендарный человек в противочумных кругах, имел потрясающее чутье на «живую» чуму. Он участвовал в обследовании потенциально опасных территорий и открыл десятки природных очагов чумы в СССР, МНР и Китае. Принимал участие в ликвидации 24 вспышек чумы, сибирской язвы, сыпного и брюшного тифа.

Будучи в Монголии, он решил провести на себе смелый эксперимент: намеренно заразил себя чумой, предварительно прыснув в глаза вакцину. Перед этим он провел десятки экспериментов на животных, даже, как пишет Марк Демидов, «на дорогущей обезьяне, которую ему прислали в лабораторию». Заразившись чумой, он вел дневник наблюдений за развитием болезни и ее исходом. Ученый выздоровел, тем самым доказав эффективность нового, безболезненного и простого способа вакцинации.

Раньше вакцину вводили уколом. Это было болезненно, к тому же многие монголы страшились инъекций. Вообще в те времена в отдаленных поселениях люди боялись врачей. И вот Василий Смирнов решил опробовать эффективность нового метода вакцинирования через конъюнктиву глаза, рискуя собственной жизнью. Опыт удался. Благодаря этому, в Монголии быстро были привиты от чумы 160 тысяч человек. Эпидемия была остановлена.

Фильм Елены Туринцевой об этих ученых, врачах и их детях. Съемочную группу в Монголии встречали очень тепло.

— Я просто влюбилась в Монголию и монголов, — признается режиссер. — Это люди с широкой душой. Невероятно гостеприимные. Наши соседи прекрасно сохранили свои национальные традиции. Монголы до сих пор носят национальную одежду и это выглядит вполне органично. Природа и люди, национальный образ жизни находятся там в естественной неразрывной связи. Вот один пример. В 2017 году мы съездили по тому же маршруту — по следам советских эпидемиологов, что и Марк Павлович с Галиной Петровной двумя годами ранее. Марк Демидов общался с мэром поселка Заг. А мы в 2017-м приезжаем — мэра нет. Спрашиваем — где же он? Нам говорят: «Ушел кочевать». Вот это монголы! И в этом их жизнь, тесно переплетенная с древними традициями номадов.

— Фильм «Чума во время любви» не только о борьбе с чумой, он об удивительной семье, и об удивительном человеке Марке Демидове, — рассказывает Елена Туринцева. — Это был человек-праздник. Я больше не встречала таких людей. К сожалению, я познакомилась с ним уже в конце его жизни. Это был очень сильный человек, жизнелюбивый, эрудированный, начитанный и пишущий, остроумный. Он много переводил. Любил свою работу переводчика и преподавателя. Был членом Союза журналистов. Написал несколько книг. Книга «Моя родная Монголия», которую Марк Павлович посвятил своим родителям, написана им на двух языках: русском и английском. В 2018-м эта книга была также переведена на монгольский язык и издана в Монголии.

Посмотреть фильм «Чума во время любви» можно будет через год-полтора. У картины началась фестивальная история. А для участия в фестивалях требуются премьеры. И уже после фильм Елены Туринцевой попадет на экраны.

В названии фильма, по словам Елены, есть отсылка к роману Маркеса «Любовь во время холеры». Но чума в ленте — лишь фон. На первом плане история семьи врачей и ученых — сложная, запутанная и драматичная. История о том, что даже в тяжелейших условиях, во время войны, эпидемии, голода люди не отказываются от жизни. Любят, рискуют, проходят через испытания. Остаются достойными людьми в тяжелые времена.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте