Назад в будущее, или Как театр кукол из провинции опередил время
4 августа 2023, 14:35 [ «Аргументы Недели. Челябинск» ]
В далеком 1989 году прошлого века в челябинском театре кукол состоялась премьера уникального для того времени спектакля для взрослого зрителя «Я, Фауст,..» в постановке режиссера Михаила Хусида и художников Юрия Соболева, Галины Метеличенко и Виктора Плотникова.
Челябинский театр кукол приглашает всех желающих посмотреть эту легендарную постановку на видеозаписи и встретиться вживую и онлайн с артистами и постановщиками. Совместный просмотр состоится 6 августа.
Постановка стала эпохальной для театра и шокирующей для зрителя. В конце восьмидесятых публика еще не была готова к экспериментам, а эта постановка являлась экспериментом от начала до конца. В спектакле с названием «Я, Фауст,..» не было… Фауста. Не было классического, внятно выраженного сюжета «Фауста». Не было привычной для зрителя логики причинно-следственных связей и звучащего текста, который говорят артисты. Были яркие сценические художественные эмоциональные образы. Была ассоциативная логика. Были размышления на темы, заданные Гёте. Была потрясающая актерская свобода. И потрясающая тишина в зале, когда зритель, завороженный действием, следил за каждым микродвижением артистов. А в финале из, казалось бы, разрозненных кусков, складывался образ «Фауста». И приходило понимание, что Фауст есть в каждом человеке, и перед каждым рано или поздно встает вопрос жизненного выбора. И перед зрителем прошлого века, и перед зрителями века нынешнего.
Спектакль был непривычен тем, что провоцировал публику думать, вникать, понимать. Он не отвечал на вопросы, а задавал их. Не предлагал готовых решений, а исподволь подводил к ним. Это был опыт парадоксального сценического мышления, который дал труппе огромный опыт творческой и интеллектуальной свободы, неординарности сценического существования, и умного, небанального театра.
В спектакле были заняты Валентина Ширяева, Марианна Тарасова, Людмила Глушкова, Алла Антипова, Александр Борок, Фёдор Псарёв, Сергей Плотов, Николай Якимов, Виктор Голованов и Альмира Ибрагимова. У каждого были свои большие индивидуальные сцены, основанные на этюдах, которые артисты придумывали сами, опираясь на личный актерский и человеческий опыт. По мнению участников постановки и особо полюбивших спектакль зрителей (да-да, появились такие!), всякий человек, посмотревший эту работу, обретает другой уровень сознания. А дерзость режиссера, художников и артистов, решившихся на этот грандиозный эксперимент, впечатляет даже сегодня. Спектакль челябинского театра кукол «Я, Фауст,..» 1989 года рождения, актуален и сейчас, в век разнообразных театральных экспериментов и технологий.
16+