29 июля в Театре Моссовета прошёл показ премьерного спектакля художественного руководителя театра, режиссёра Евгения МАРЧЕЛЛИ «БЕСприданница», поставленного к 200-летию со дня рождения Александра Николаевича Островского. Следующие показы – 6 и 19 августа.
Как известно, в 1870-х годах Александр Островский занимал должность почётного мирового судьи в Кинешемском уезде. Участие в процессах и знакомство с криминальной хроникой давали ему возможность находить новые темы для своих произведений. Исследователи предполагают, что сюжет «Бесприданницы» был подсказан драматургу одним из громких дел, всколыхнувшим весь уезд, – им стало убийство местным жителем Иваном Коноваловым своей молодой жены.
Конечно, Александр Николаевич далеко ушёл от реальной истории. А в наше время почти всякий режиссёр, ставящий «Бесприданницу», старается уйти не только подальше от источника, который ставили на драматической сцене сотни раз. Любой ценой необходимо избегнуть сравнения с легендарным шедевром Эльдара Рязанова «Жестокий романс» с Никитой Михалковым, Алексеем Петренко, Ларисой Гузеевой и Андреем Мягковым в главных ролях. В «БЕСприданнице» Театра Моссовета это обыгрывается прямо в лоб, но с определённым юмором, когда половой в трактире предлагает Ларисе Огудаловой (Анастасия Белова) спеть для гостей «А напоследок я скажу». В общем, с задачей «нечего и сравнивать» справились блестяще.
А вообще для лауреата премии «Золотая маска» Евгения Марчелли, умеющего проникнуть в психологию героев и придать классическому тексту современное звучание (вспомним хотя бы поставленный им спектакль «ШекспирГамлет»), большинство персонажей «БЕСприданницы» – реальные маски. Трагедия небогатой Ларисы Огудаловой, мечтающей как можно выгоднее продать себя (что актуально, безусловно, в любое время), уходит на второй план. А вот всеобщая нелюбовь и потребительское отношение к женщине, к её телу, с отсутствием душевной привязанности выходит на первый. Абсурдность происходящего, безликость героев-мужчин, в особенности Карандышева (Дмитрий Подадаев), нервическая обречённость и осознание себя куклой в мужских руках Ларисы – всё это опять же разительно отличается от сути «Жестокого романса», где актёры наполняют своих персонажей живыми чувствами и эмоциями, когда невозможно не сопереживать и не сострадать. Для Евгения Марчелли герои Островского, повторяю, люди-трафареты, эфирные существа, произносящие малозначащие слова, почти не проясняющие их истинные интересы. В минималистских декорациях (художник-постановщик Игорь Капитанов) всё это выглядит адекватно и естественно.
Впрочем, более живая фигура – Харита Игнатьевна Огудалова в исполнении Елены Валюшкиной. Известная актриса за счёт своего природного юмора и обаяния выходит за рамки трафарета, веселя публику актёрскими импровизациями и находками. Да и Лариса Огудалова в исполнении Анастасии Беловой, если откровенно, не такое уж «пятно на стене». Например, за счёт эротизма – короткое белое платьице, ботфорты, купальник, едва прикрытый мужским плащом, босые ноги – это настоящая отдушина для зрителей-мужчин на фоне массмаркетовых нарядов других персонажей (художник по костюмам Фагиля Сельская). Что в принципе соответствует концепции Евгения Марчелли: история гибели Ларисы Огудаловой – это трагедия, порождённая разным пониманием любви мужчиной и женщиной. Вечная тема неистребимой сексуальной жажды мужчины и вечной жажды женщины о хоть какой-то романтической обёртке этой плотской потребности.
А если говорить совсем серьёзно, любовь, как считает режиссёр, – это смертельно опасная территория, на которую героиня Островского вступила совсем юной девушкой и потерпела крушение, ставшее для неё и крушением самой жизни. Страстная и цельная по натуре Лариса столкнулась с жестоким, холодным и расчётливым миром мужчин, воспринимающим женщину как приятную игрушку для развлечений. «Мы начинаем историю после трагического разрушения Ларисы, – поясняет Евгений Марчелли. – Она начинает творить не очень логически объяснимые поступки: готова выйти замуж за Карандышева, хотя считает его последним человеком, но на самом деле в пьесе он самый достойный человек, как мне кажется. Лариса его просто не разглядела, и она его на самом деле потеряла». Впрочем, в трактовке Марчелли Карандышев, повторяю, никакой особой симпатии не вызывает. Обычный молодой человек, коих и сейчас полно на российских улицах, любителей электросамокатов. Большинство из них демонстрируют чувство неполноценности, несостоятельности, которые так соответствуют и так нужны текущему моменту. Я бы сказал, Карандышев в исполнении Дмитрия Подадаева – герой нашего времени. Конечно, и надменных Кнуровых (Дмитрий Щербина), и лицемерных Вожеватовых (Влад Боковин) полно. Но по почтовой части мелких душонок больше.