Аргументы Недели Иркутск → Культура № 28 (874) 19-25 июля 2023 13+

В Бурятии прошел 13-й международный музыкальный фестиваль «Голос кочевников»

, 09:48

В Бурятии прошел 13-й международный музыкальный фестиваль «Голос кочевников»
Фото Юлии Чухломиной

В Бурятии прошел 13-й международный музыкальный фестиваль «Голос кочевников». По нашу сторону Урала он уже давно стал одним из главных событий лета. В прошлом году фестиваль собрал около 140 участников из России, Монголии, Кореи, Китая. Фестиваль проходил на трех площадках — «Солнце», «Луна» и «Звезда» и его лайн-ап действительно впечатлял — Dose, «Маша и медведи», «Моя Мишель», The Hatters, Taiga, Pompeya, HeynamSin X Patients — эти группы на слуху не только в нашей стране.

Открывать фестиваль на главной сцене «Солнца» в первый день выпала честь местной группе «Нукер» из Заиграевского района. Группа представляет горловое и народное протяжное пение, мелодичное звучание морин-хура, лимбы и хомуса. Ребята объединились в коллектив совсем недавно, всего лишь летом прошлого года и произошло это случайно — понадобилось выступить на республиканском фестивале ТОСов, в номинации «Музыкальные инструменты». «Мне позвонили и сказали, что есть ребята, которые играют на гитаре, баяне, барабане. Я приехала и с ними познакомилась. Но тогда мы не были «Нукером». Полноценной группой стали, когда к нам пришла Арюна — моя родная сестра и у нас уже появился свой репертуар и название», — рассказала Сарюна Бальчинова, она играет на духовом инструменте лимба.

Название группы произошло от бурятского «нухэр», что в переводе означает «друг», а нукер — это дружинник войска Чингисхана. «Название харизматичное, воинственное и со смыслом. Легко запоминается и произносится», — объяснили участницы группы, одетые в гуннском стиле, в коричневые цветах, с кожаными элементами. Одежду для сцены, говорят они, им сшила учительница математики — своими руками по их эскизам.

Не менее интересной в музыке и по стилю оказалась группа из Тувы под названием «Ят-Ха». Ее композиции гармонично сочетают с рок-музыкой музыкальные традиции Тувы, Сибири, Азии. Порадовали зрителей в первый день и панк-рокеры из Южной Кореи HeynamSin X Patients с необычным составом — в группе два бас-гитариста и барабанщик. Музыканты рассказали, что организатор Наталья Уланова заметила их в прошлом году на концерте в Сеуле и пригласила выступить на «Голосе кочевников». Команда представила свои новые песни, которые еще никто не слышал.

Удивляли и гости из соседней Читы — One Last Day и импозантный участник 9 сезона шоу «Голос» GOR ISPIR со своей новой группой. Все музыкой занимаются давно, но вместе играют всего три месяца, что не помешало им впечатлить зрителей. Одним из самых ожидаемых артистов был рэпер родом из Закаменского района Баир Тарбаев, его, выступающего под сценическим псевдонимом Lutaar, многие открыли для себя на «Голосе кочевников» в прошлом году. Музыкант сразил не одно сердечко своей необычной манерой исполнения, современными зажигательными танцами и харизматичной внешностью, так что этим летом многие приехали посмотреть именно на него.

Одним из самых долгожданных в стартовый вечер стало выступление группы «Моя Мишель». Ее хит «Пташка» и кавер на легендарную песню «Зима в сердце» покорили главные хит-парады страны. Выступление вокалистки и автора песен Тани Ткачук было ярким, перед обаянием фронт-вумен было сложно устоять. Зрители, больше тысячи человек, подпевали и танцевали.

Танцы и песни продолжились и во второй день, ведь именно здесь выступили «Маша и медведи», «The Hatters», «Pompeya». «Любочку» в исполнении Марии Макаровой пела вся долина. Группа на «Голос кочевников» приехала в обновлённом составе, спела свои известные хиты и новые песни. После концерта Мария Макарова призналась, что впечатлена атмосферой фестиваля, природой и людьми.

После них на сцену вышла поп-рок группа из Санкт-Петербурга The Hatters («Шляпники»). Коллектив позиционирует себя музыкально-театральным проектом, а свой жанр называет «русско-цыганским уличным народным алкохардкором на душевных инструментах». И, действительно, на сцене музыканты устроили целое шоу. Солист группы Юрий Музыченко комментировал свое выступление и все происходящее, устраивал перфомансы, пел лучшее из своего творчества и прыгал по сцене. Не отставали от него и музыканты — аккордеонист, казалось, был в шаге от того, чтобы «порвать баян». Под конец ребята взмокли и сняли рубашки, но играли и пели как черти, а в какой-то момент почти буквально зажгли степь — она осветилась тысячами фонариков зрителей. Со сцены их долго не хотели отпускать — музыканты раз за разом играли припев из «Да со мной не просто», а степь раз за разом хором пела, а потом долго кричала: «Спа-си-бо, Ю-ра».

Закрывала фестиваль «Pompeya», поющая на английском языке и одна из самых прослушиваемых на стриминговых платформах. Музыканты исполнили в том числе новую песню «Cold». А хитам «90», «Nobody’s Truth», «Power» публика у сцены снова дружно подпевала. Люди танцевали, несмотря на то, что был уже второй час ночи. Кто-то просто молча стоял и наслаждался звуками. Расходиться не спешили, даже когда музыканты покинули сцену и очередной «Голос кочевников» закончился.

В условиях текущих событий собрать на одной сцене так много интересных исполнителей — дело невероятно сложное, понять это могут только те, кто сам варится в этой индустрии. Тем более, в условиях довольно ограниченных финансовых возможностей, как ранее отмечала в интервью местным СМИ арт-директор фестиваля Наталья Уланова, поддержка из республиканского бюджета довольно скромная по фестивальным меркам. С 2016 года выделяется около 4,2 миллионов рублей на все, но на деле уходит в несколько раз больше. «Один только сценический комплекс стоит 4 миллиона рублей, а нужны еще гонорары артистам, у нас их более 140 в этом году, есть масса других расходов. Все аналогичные фестивали в других регионах обходятся, минимум, в 50 миллионов рублей, у более крупных доходит до 100 миллионов и выше, у нас расходов уже свыше 13 миллионов рублей. Да, конечно, можно сделать фестиваль за 4 миллиона рублей, но что это будет? Команда фестиваля, а это коллектив Бурятской государственной филармонии, очень старается, чтобы фестиваль прошел круто. И мы благодарны всем, кто оказывает нам поддержку», — отмечала Уланова.

И вышло, действительно, круто — в очередной раз, хотя не обошлось без некоторых накладок. Фестиваль традиционно проходит в этнокомплексе «Степной кочевник» на территории Заиграевского района. Комплекс находится в степи и представляет собой несколько больших и малых юрт и домиков, окружающих большую поляну. Посредине этой поляны устанавливают главную сцену под названием «Солнце», чуть поодаль — сцену поменьше «Луна». Есть еще одна сцена, «Звезды» — в этом году ее было решено перенести внутрь одного из помещений. Так часть людей убрали с улицы и дали им и выступающим на ней артистам возможность отдохнуть от жары. А жара стояла оба дня — термометры показывали под 30 градусов и справлялись с ней кто как мог — крем с высоким защитным индексом был буквально средством мастхэв, как и темные очки, шляпы и зонты — как обычные или пляжные. Чтобы спрятаться от пекла, опытные граждане привезли с собой тенты и палатки. Менее запасливые, но не менее находчивые, нашли другой способ: вода. Выручал душ, правда, он был один и в него все время толпилась очередь, к крану с питьевой водой тоже. Но на территории комплекса расположена большая канава с проточной прозрачной водой — и туристы и гости фестиваля просто ходили в ней полежать. «Короче, — напутствовала подругу одна из мокрых с ног до головы женщин, — ложишься и лежишь, когда одежда хорошо намокнет, встаешь, так тебе на день хватит». И таких зрителей в мокрой одежде было довольно много — кто-то нырял в канаву целиком, кто-то смачивал водой панамки и рубашки.

Случались и форс-мажоры. К ним можно отнести проблемы с оптоволоконной линией связи, отключение электроэнергии. Также на 40 минут задержался рейс, на котором на фестиваль прибыла группа «Маша и медведи» во второй день фестиваля, из-за чего, в том числе, несколько сдвинулась фестивальная программа и последние артисты остались без части зрителей — потому что люди спешили уехать домой в город на последних отходящих туда в этот день автобусах. А еще прямо перед фестивалем стало известно, что в Улан-Удэ планируется ремонт дороги из аэропорта, организаторам пришлось обратиться в мэрию с просьбой перенести начало работ. В итоге однако со всеми сложностями удавалось справиться, и зрителям со стороны эти проблемы не были заметны. Нужно отдать должное организаторам — число гостей, превосходящее по количеству все прошлые фестивали, проблем не создало.

Предварительно было продано 9 тысяч билетов, но часть зрителей оплачивали непосредственно на месте. Всего же, по предварительным подсчетам организаторов, в этом году фестиваль «Голос кочевников» в Бурятии собрал около 20 тысяч человек. По данным организаторов, Бурятской филармонии, около 8 тысяч человек посетили площадку в первый день, во второй день там находились уже 12 тысяч человек. В это число входят зрители, участники фестиваля, работники филармонии, организаторы, представители зоны фудкорта и так далее. Тем не менее, это рекорд, превосходящий изначальные оценки.

Небывалое число зрителей (больше обычного раза в два-три) подтверждают и компании, представленные в зоне фудкорта. Самым популярным блюдом были, наверное, буузы, через одного фудкорты готовили плов, было сразу несколько кофеен и даже мобильный супермаркет, который открыла в палатке одна из известных в республике торговых сетей. В общем, голодным никто не остался — еда закончилась только поздно ночью второго фестивального дня, да и то можно было даже в три часа ночи найти, чем перекусить. И хотя многие предприниматели отмечали, что стоимость места в этом году в пять раз выше прошлогодней, все равно у большей части эти затраты окупились. Свои доходы за эти два дня предприниматели не раскрывали, но на чеках одного из известных в Улан-Удэ ресторанов около двух часов ночи стоял порядковый номер 1060. Именно столько заказов здесь приняли за два дня работы, а учитывая, что средний чек в этой точке общепита составляет 600-800 рублей, можно примерно подсчитать и сумму.

Отдельно стоит сказать и про публику — на фестивале, как отмечала перед его началом Наталья Уланова, с каждым годом становится все больше странно и необычно одетых людей. Зрители заранее продумывают луки, стараются выделиться на общем фоне, попасть в кадры фестивальных фотографов. Разноцветные парики, шляпы всех мастей, летящие платья, декоративные элементы, кимоно, сетки, перья, стразы, необычный макияж — ехать сюда стоило только ради того, чтобы поглазеть на других, ну и себя показать, конечно. Для тех, кто не успел подготовиться, здесь же продавали одежду в китайском и национальном бурятском стиле, платья из веревок, декоративные шапки из войлока. Цены на это добро были довольно кусачими — необычная войлочная шапка стоила около пяти тысяч, примерно столько же и странные плетеные платья. На фестивале работал и большой шатер, где художники из Центра креативных индустрий ХЭБ ХАБ делали желающим апсайкл одежды — художественную доработку.

Нужно сказать, что в этом году на фестиваль пригласили ребят с СВО, которые сейчас лежат в госпиталях на реабилитации. Некоторые из них были в инвалидных колясках, поэтому на фестивале постарались создать для них и других маломобильных групп граждан максимально доступную среду, установив там, где это нужно, пандусы.

«Голос кочевников»-2023 закончился, но это означает лишь одно — начало подготовки к фестивалю следующего года. И многие надеются, что он пройдет в более благоприятных внешних условиях, что позволит расширить географию участников и порадовать зрителей еще больше.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram