19 мая в «Театральном особняке», что находится недалеко от станции метро «Римская», состоялась читка пьесы «Губернатор» знаменитого российского писателя Виктора Трифоновича Слипенчука. Это было первое подобное мероприятие «на публику» с участием четырёх актёров, хотя само драматургическое произведение опубликовано в восьмом томе Собрания сочинений автора, вышедшего в издательстве «Художественная литература».
Как рассказал обозревателю «АН» автор, пьеса «Губернатор» была написана в Крыму. Она писалась быстро и легко. Виктор Трифонович бывает в Крыму с советских времён, поскольку у него астма и врачи сказали, что нужно жить не там, где лучшие условия, а в степи, где, кроме камней и моря, ничего нет. Пьеса посвящена Галине, жене, другу и соратнику писателя, которая очень любила весёлые вещи. Виктор Трифонович вспоминает, как они вместе смотрели пьесу «Оскар» и смеялись. И вот, находясь в Крыму, Слипенчук взялся писать «Губернатора», чтобы «развеселить себя». На работу потребовалось дней 20, что для «живого классика» – очень короткий срок.
Надо сказать, что «Губернатор» – не первый опыт сотрудничества Виктора Трифоновича с театральным пространством. 20 мая 2004 года состоялась официальная премьера спектакля «Роман без ремарок», который был поставлен в Театре Наций по одноимённой пьесе его художественного руководителя Сергея Коробкова, основанной на мотивах романа Виктора Слипенчука «Зинзивер». В спектакле режиссёра Геннадия Шапошникова приняли участие лучшие тогда ещё молодые артисты Москвы: Агриппина Стеклова, Анатолий Журавлёв, Вера Воронкова, Владимир Панков, Ольга Тумайкина, Юлия Ромашина, Дмитрий Харатьян, Сергей Ланбамин, Александр Берда, Сергей Пинчук, Игорь Фокин, Владимир Шульга.
Театр Наций создал спектакль об интереснейшей эпохе, которая ещё не стала прошлым, но уже перестала быть настоящим, – о 90-х годах прошлого века. Герой – поэт-любитель Митя Слёзкин, скромный сочинитель, которого не на шутку закручивает вихрь переломного времени. Изобретательный спектакль, замешанный на гротеске и сценических ребусах, четыре года шёл на подмостках Театра Наций с огромным успехом. С ним театр ездил и в Санкт-Петербург, и на Дальний Восток. Бывало, зрители вставали и аплодировали спектаклю по 15 минут…
Главный герой пьесы «Губернатор», герой нулевых годов, – вновь избранный глава региона Дмитрий Тихонович Полозов, или сокращённо ДТП, аббревиатура, намекающая, что его избрание в некотором смысле есть не что иное, как дорожно-транспортное происшествие, вызывает искреннее сочувствие. Речь его изобилует канцеляризмами, но он умён, не чужд новизны и по-своему реформатор – пытается выстроить эффективную, на его взгляд, работу исполнительной власти. В пьесе есть потрясающие строки о механизме власти: «Машина власти, как и всякая машина, требует индивидуальной настройки. Во всём есть ин-ди-ви-ду-ум. Главное в окончании – «УМ». Вручную произведём настройку, запустим механизмы весов и противовесов, а дальше включим автопилот – и всем будет легче», – рассуждает Полозов накануне ста дней своего избрания. Молодой, резвый, он ещё не нагулялся, не устоялся – и уже в губернаторах. Полозов изо всех сил старается соответствовать своей высокой должности, а жизнь толкает его на всевозможные ухищрения, противоречащие самому смыслу понятия «глава региона».
Виктор Трифонович Слипенчук – большой русский писатель. В своём творчестве он утверждает великую традицию нашей русской литературы, выражает красоту и богатство русского языка, затрагивает сложнейшие исторические и морально-нравственные темы и вопросы. Его стихи и проза прочно вошли в контекст современной русской литературы.
О литературном процессе нашего времени невозможно говорить, не учитывая творчество Слипенчука. Книги писателя были представлены во многих странах мира: Вьетнам, Сербия, Франция, Китай, Япония и др. Как признался Виктор Трифонович, он бы очень хотел, чтобы в этих странах и на пьесу «Губернатор» обратили должное внимание. Кстати, написана она потрясающим русским языком. При всей фантастичности фабулы диалоги и монологи настолько живы и реалистичны, словно подслушаны в реальной жизни. Пьеса динамична, остра, сюжет развивается стремительно. За чередой диалогов, невероятно смешных комических сцен и внезапных поворотов выявляются характеры героев. Они делятся откровенными и остроумными замечаниями, которыми наделил их автор. Юмор, тонкая ирония и лёгкая сатира, смешиваясь, выявляют художественную самобытность персонажей. Они не вызывают резкого отторжения, сопутствующего критической сатире, а только понимание и даже сочувствие – такова жизнь, такова эпоха, в которой востребованы именно эти демонстрируемые в пьесе человеческие качества. Сочувствие автора к своим героям позволяет легко проникаться событиями, происходящими в пьесе, пропускать их через себя и, таким образом, нравственно очищаться.
Автор пьесы «Губернатор» мечтает о том, чтобы зритель получил удовольствие не только от диалогов и монологов, но и от самого действа. Сейчас это современными драматургами и режиссёрами практически не учитывается. Как-то Виктор Трифонович был на спектакле «Евгений Онегин». Идёт сцена, и вдруг качели, на которых сидят герои, взмывают под самый потолок, и там, под потолком, они продолжают свой диалог. Ну бред, это настолько нереально!.. Конечно, некоторым зрителям и такое нравится.
«Для меня важно, чтобы я сам получал от работы удовольствие, – замечает Виктор Трифонович. – Таких вещей у меня немного. Например, роман «Зинзивер». И вот от «Губернатора» я получил удовольствие. Понимаю Пушкина, когда он, дописав «Бориса Годунова», воскликнул: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!» Настоящая радость творчества бывает не всегда».
Перед читкой я задал Виктору Трифоновичу Слипенчуку несколько вопросов.
– Пьеса написана прекрасным русским языком, сейчас такого языка и не встретишь у современных драматургов. На кого вы ориентируетесь в этом смысле, чей язык вам близок?
– Я не думал об этом. Я беру творческую идею и размышляю над тем, ляжет ли она лучше в стихи или, скажем, в прозу. А может, это будущая пьеса? Стилистика, язык – это важно. Но я так долго на литературном поприще, что тут невольно станешь профессионалом. А кто мне близок? Гоголь. Я его, помню, даже вечером детям читал. Конечно, прочитал всего Шекспира. Особенное впечатление произвела, как ни странно, пьеса «Кориолан». Редкая вещь. Сюжет основан на жизни легендарного римского полководца Гая Марция Кориолана, и там нет демократии. Почему так у великого Шекспира? Потому что писатель всегда хочет показать характер, а характер демократический – это приспособленец. А характер мужественный, волевой, что интересует настоящего автора, это уже из другой области. Поскольку я тоже так вижу характер, мне и подобные пьесы, как «Кориолан», нравятся. И я, например, понимаю, почему в Китае в моде Павка Корчагин. Он – человек-кремень, а такие люди всегда интересовали писателей… Что касается языка, да, языком можно многого добиться. Но языком не изменишь характер. А хорошую пьесу плохим языком не напишешь. Так же, как и роман. И поэтому я, когда учился, учился оснащению, для того, чтобы, если придёт какая-то мысль, я был бы готов её подхватить и написать. Не думая в это время, а какой язык здесь должен быть. Всё чётко – так и вот так.
– Кого из современных актёров вы хотели бы видеть в роли Губернатора?
– Думаю, что на эту роль подошёл бы Владимир Машков. Но и Евгений Миронов – он такой пластичный, и он бы подал Губернатора по-другому. Кстати, несколько дней назад я был в Доме музыки, где Евгений Миронов со своим Театром Наций и Юрием Башметом показывали новый спектакль. Это было прекрасное сочетание музыки и драматургии. Мне очень понравилось!
– Виктор Трифонович, вы пьесу «Губернатор» писали с ходу, без особой правки, я так понимаю?
– Да, она писалась сразу на чистовик. Кстати, и свой роман «Зинзивер» я писал быстро и на чистовик. Хотя всё бывает по-разному, к некоторым вещам приходится возвращаться. И так со стихами даже происходит. Напишу стихотворение, но не до финальной точки, и оно лежит некоторое время. А потом через год нахожу его в рукописях и благополучно завершаю.
– Над чем думаете сейчас?
– Сейчас меня интересуют новые вещи. Например, как сложится судьба моего рассказа «Маленькие превратности», который вышел трёхмиллионным тиражом в «Российской газете». Вот, думаю, спектакль бы из этого рассказа получился прекраснейший! Ну, это как получится.
…Читка пьесы «Губернатор» в небольшом, но уютном зале «Театрального особняка» прошла на одном дыхании. Спасибо актёрам: Сергею Горбачёву, Василию Фролову, Марине Кондусовой и Маргарите Богородской. Хорошо сказал о пьесе «Губернатор» в своей рецензии известный критик Александр Балтин: «Это яркий образец следования классическим традициям. При самостоятельности и оригинальности творческой манеры, отблески классического, драматургического наследия придают пьесе дополнительное обаяние». Символично, что эта рецензия вышла в журнале «Ревизор», и я очень надеюсь, что пьесу «Губернатор» ждёт судьба гоголевского шедевра.
Официальный сайт писателя www.slipenchuk.ru
Василий Фролов и Сергей Горбачёв
Марина Кондусова
Маргарита Богородская