Аргументы Недели → Культура № 7 (853) от 22.02.23 13+

Сергей Шолохов: Настала очередь вспомнить Шаляпина

, 18:59 , Кинокритик, тележурналист

Сергей Шолохов: Настала очередь вспомнить Шаляпина
Александр Горбатов в роли Фёдора Шаляпина (крайний слева), Ирина Пегова в роли Татьяны Любатович и Владимир Юматов в роли Саввы Мамонтова. Фото Телеканал «Россия»

Привет-привет, дорогие читатели «Аргументов недели»! На прошлой неделе, считаю, нас порадовал телеканал «Россия», выдав за четыре дня 8 серий фильма «Шаляпин», посвящённого русскому периоду жизни уникального баса. Французский период, надеюсь, будет снят в будущем сезоне. Судя по размаху съёмок, энтузиазма у режиссёра Егора Анашкина предостаточно.

В первой серии вполне занимательно нам показывают сцены из детства будущей звезды императорских театров и антрепризы Саввы Мамонтова. Симпатичный мальчишка (Клим Бердинский) поёт в церковном хоре, получает затрещины от пьяницы папаши, в эйфории теряет папку с важными документами, когда гастрольной труппе понадобится его голос. Важно, что уже в первой серии фильм не скупится на дорогие массовые сцены и общие планы. Любопытно снята ярмарка, где мальчик Федя с товарищем будет перебегать от одного аттракциона к другому. Удалось воссоздать атмосферу этого действия, где народ развлекался разными зрелищами. В дальнейшем массовые сцены будут отлично дополнять зигзаги сюжета этого байопика, действие которого происходит в конце XIX – начале XX века. Их просто интересно разглядывать.

С папашей (Фёдор Добронравов) мы ещё встретимся в фильме, когда он заявится в гости к сыну, уже ставшему звездой. Герой выставит отца из дома, когда он, помытый и одетый во фрак, приглашённый в театр и ресторан, вдрызг напьётся с поклонниками Шаляпина и устроит в квартире пьяный дебош. Очень убедительная работа актёра. Но вернёмся к началу.

Во второй серии мальчик подрастёт и станет юношей уже с голосом баса Ильдара Абдразакова. Актёра Александра Горбатова в отличие от Сергея Безрукова в фильме «Спасибо, что живой» практически не гримируют и правильно делают. Только переодевают. Со своим двухметровым ростом он на всех смотрит сверху вниз. Величественность стати отлично соответствует ролям царей из его репертуара. Если во второй серии он ещё носит крестьянскую одежду, лохмат и улыбчив, то, став звездой, посуровеет и даже немного забронзовеет. Особенно когда наденет знаменитую шаляпинскую шубу и зимнюю меховую шапку.

Перебравшись из Казани в Нижний Новгород, а потом в Москву и Петербург, он влюбляется в итальянскую балерину Иолу (Мария Смольникова), приглашённую Саввой Мамонтовым. На фоне женского кордебалета в белых пачках и хрустальных подвесок многочисленных люстр, двигающихся на сцене вверх и вниз, Шаляпин живописно приседает на одно колено и протягивает Иоле перстень в открытом футляре. Но балерина его отвергает и уезжает в Италию. Она не хочет быть его тенью и хочет продолжить балетную карьеру. Но всё-таки жить без него не может и возвращается, обрушив его сценическое будущее. Между тем карьера Шаляпина идёт в гору.

Начиная на подпевках у жуликоватого антрепренёра (Роман Мадянов), актёру приходится на потеху публике терпеть унижения – например, петь в саду, сидя на ветке дерева. Но скоро он переберётся в Мариинский театр и будет замечен богатеньким Саввой Мамонтовым (Владимир Юматов), который ради своей любовницы обзавёлся театром. Мамонтов готов платить Шаляпину любые гонорары, лишь бы удержать обладателя превосходного баса. Надо сказать, что поёт Ильдар Абдразаков хотя и без упоительных шаляпинских оттенков, но вполне похоже, слушать его можно не без удовольствия. И когда Мамонтов ставит специально для Шаляпина «Бориса Годунова», Александру Горбатову веришь. Личная жизнь круто меняется, когда Шаляпин вступает с Иолой в официальный брак и обзаводится детьми, в общении с которыми в актёре просыпается нежность.

Биография Шаляпина вообще очень сценична. Даром что время было весьма конфликтным. Когда из мелкой мести после финала «Годунова» хор, приветствуя присутствующего в театре императора, запоёт «Боже, царя храни», он в одночасье из кумира тогдашней «либеральной интеллигенции» превратится в реакционера вплоть до швыряния кирпича в окошко. Гордый Шаляпин, разумеется, не был в сговоре с хором и петь не стал. Но ярлык изменника к нему приклеился. А вот «Дубинушку» для пролетарской публики горланить не будет и «перепоёт» целый зал своим Россини. Зато в царской России, к ужасу начальства императорского театра, исполнит «Марсельезу».

Авторы фильма наделяют своего Шаляпина довольно вздорным характером. Он ссорится (правда, потом извиняется) то с дирижёром, то с композитором, который осмелится сделать звезде замечание по поводу неверного темпоритма. Композитора Сергея Рахманинова выразительно сыграл Лев Зулькарнаев.

Но главный конфликт в фильме (и в биографии) о Шаляпине возникает на почве его двоежёнства. В Петербурге он обзаводится гражданской женой Марией (Юлия Снигирь), и Иола оказывается в позиции «московской жены». Вскорости по обнаруженным счетам и статьям в жёлтой прессе она узнаёт о своей сопернице, и это даст сценаристам повод педалировать тему ревности. Фильм балансирует на грани мелодрамы. Но спасибо большевикам, они в финальных сериях добавили фильму перца.

Спасибо и колоритной богемной среде, в которую не сразу, но приняли Шаляпина. Дольше всех сопротивлялся Врубель (Александр Яцко), который начал общение с ним на ноте «из грязи в князи», когда в их общую с Коровиным мастерскую последний приведёт знаменитого певца. Впоследствии он смягчится. Коровина виртуозно играет Александр Яценко, сочетающий в образе героя и простодушие, и хитрецу. В целом в фильме чего уж точно нет, так это монотонности.

По негласному договору жёны живут в разных столицах и не пересекаются. Но во Францию, куда Шаляпин уедет в результате хлопот Луначарского, он возьмёт Марию, а Иола останется бедствовать в Москве, потому что, будучи домохозяйкой, она долгие годы не имела пенсии. Но это будет за кадром, а сейчас ещё раз о том, что в кадре. Хочется подчеркнуть хорошую работу всей съёмочной группы, от выбора площадок до деталей одежды. Правда, я не стал бы снимать в обезображенном деревянными решётками Летнем саду в Петербурге, где даже статуи заменили подделками. А в пятой серии театральный прожектор бьёт уж очень сильно. Сомневаюсь, что в начале прошлого века были такие устройства. А реплики вроде «откуда? – от верблюда» – просто туши свет.

Но эти ложки дёгтя в бочке мёда, потому что эмоциональный «мёд» в фильме присутствует. Буду ждать новые работы Егора Анашкина.

Пока, пока!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram