> К 200-летию Островского в Челябинске ставят балет «Бесприданница» - Аргументы Недели. Челябинск

//Культура 13+

К 200-летию Островского в Челябинске ставят балет «Бесприданница»

28 ноября 2022, 14:21 [ «Аргументы Недели. Челябинск» ]

Фото А. Голубева. Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М. И. Глинки

Впервые пьеса «Бесприданница» выдающегося русского драматурга Александра Николаевича Островского будет рассказана языком танца. Новый балет создается при поддержке Союза театральных деятелей Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации.

Завет мастера

Идея постановки спектакля «Бесприданница» принадлежит легендарному советскому и российскому режиссеру и сценаристу, создателю жанра фильма-балета Александру Аркадьевичу Белинскому. Большинство работ мастера были созданы специально для Екатерины Максимовой: «Анюта», «Галатея», «Старое танго», «Жиголо и Жиголетта» и другие. Предполагалось, что великая артистка исполнит главную роль и в фильме-балете по мотивам пьесы Островского, но этот замысел, к сожалению, реализовать не удалось.

Александр Белинский в последние годы жизни дружил и работал с хореографом Марией Большаковой. Либретто балета «Бесприданница» он подарил ей с завещанием: «Я надеюсь, у тебя когда-нибудь это получится».

Драматический балет

Мария Большакова – лауреат всероссийских и международного конкурсов, с 1999 года служит в Михайловском театре. В качестве балетмейстера и режиссера она поставила более 150 спектаклей. Работала с Геннадием Хазановым, Сергеем Безруковым, Сергеем Чонишвили, Ольгой Волковой, Людмилой Чурсиной, Анатолием Равиковичем, Игорем Бочкиным, Анастасией Мельниковой и другими известными артистами, выступала хореографом олимпийского чемпиона по фигурному катанию Алексея Урманова. Балетмейстер также поставила танцы в фильме «Анна Каренина» 1997 года, который сняла кинокомпания Мела Гибсона.

По словам Марии Большаковой, спектакль «Бесприданница» должен стать не просто балетом, а театральным действом посредством хореографии.

– Это то, чем занимался Александр Аркадьевич Белинский: спектакли, в которых все понятно без слов и которые интересны не только любителям классического балета. Яркий пример – «Анюта». Мы идем в эту же сторону, но спустя много лет, поэтому, конечно, средства выразительности у нас адаптированы к XXI веку, – пояснила балетмейстер.

Музыкальная канва

Музыку к новому спектаклю сочинил композитор из Санкт-Петербурга, лауреат международных и всероссийских конкурсов Владимир Баскин. В репертуаре челябинского театра есть два мюзикла этого автора: «Алиса в стране чудес» и «Волшебный посох Деда Мороза».

В спектакле будут использованы произведения Михаила Ивановича Глинки: ноктюрн «Разлука» и романс «Не искушай меня без нужды», который поет Лариса в пьесы Островского. В постановке челябинского театра это сочинение исполнит солистка оперной труппы.

– Композиторы не любят работать с произведениями других авторов, тем более таких, как Глинка – это очень рискованно. Мне кажется, мы нашли деликатный ход, – объясняет Мария Большакова. – Мы осознанно выделяем произведения Глинки, чтобы лишний раз подчеркнуть духовность этой музыки, проблематику спектакля.

Погружение в эпоху

Передать дух эпохи второй половины XIX века помогут декорации Алексея Вотякова – лауреата премии «Золотая маска», главного художника Магнитогорского драматического театра имени А. С. Пушкина.

– У Александра Николаевича Островского есть текст, посвященный природе средней полосы России и закатам на Волге. Он писал, что ничего не может быть восхитительнее, за этим можно наблюдать часами. Я, будучи художником, с ним абсолютно солидарен и поэтому обратился к творчеству Исаака Левитана. Из всех известных мне пейзажистов именно он наиболее яркий представитель этого направления. Левитан посвятил Волге очень много картин, один из его этюдов вошел в основу фонового решения балета, – рассказывает Алексей Вотяков.

Костюмы артистов разработала художник из Санкт-Петербурга Ирина Зайцева. Художником по свету выступил Нарек Туманян, который ранее служил в Большом театре и театре имени Евгения Вахтангова.

– Несмотря на то, что костюмы отсылают к концу XIX века, мы не рассказываем абстрактную историю людей, про которых ничего неизвестно. Такая трагедия может произойти в любое время и в наши дни тоже, поэтому у нас современная музыка, и мы не идем в сторону портретных характеристик Островского, а выявляем человеческие качества персонажей в спектакле, – добавила Мария Большакова.

Мировая премьера балета «Бесприданница», посвященная 200-летию Александра Николаевича Островского, состоится 18 декабря. Спектакль включен в программу «Пушкинская карта».

 

12+

ГН


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте