«Аргументы недели» в №32 рассказали о том, что в конце апреля в России стартовал проект, главная задача которого – изменить сложившуюся ситуацию и вывести этномузыку из тени. К участию в «ЭтноLife» пригласили музыкантов, работающих в жанре современной этники и желающих получить профессиональную продюсерскую и медийную поддержку. Откликнулось более ста коллективов. Из них экспертный совет, состоящий из профессионалов в области саунд- продюсирования, фольклора и медиапродвижения, выбрал семь ансамблей и сольных исполнителей из разных регионов России. Сегодня «АН», которые являются информационным партнёром проекта, знакомят читателей с финалистами проекта «ЭтноLife – звук Евразии».
Золотой голос Чукотки
ВЕРОНИКА Ушолик, Чукотка. Певица, автор песен, обладательница звания «Хранитель традиций».
Вероника родилась в селе Снежное на Чукотке. Неоднократно занимала призовые места на международных и российских конкурсах фольклорной музыки. Владеет техникой традиционного горлового пения и национальными музыкальными инструментами.
– Хотя я пою на чукотском, публика интуитивно улавливает, о чём песня. Сюжеты моих песен основаны на наших традициях. Например, «Давай потанцуем» – про то, что не надо грустить. В нашей традиции женщины, которые живут в стойбищах, часто остаются одни, потому что мужчины пасут оленей и ходят на охоту. Но это не повод опускать руки и не танцевать! – сказала Вероника.
Лакский рок и иной взгляд
Арсланбек Алахверенов, ударник группы «Иное-Иное»
«ИНОЕ-ИНОЕ», Дагестан. Группа играет рок-музыку собственного сочинения, основанную на традиционных кавказских ритмах. Большое внимание коллектив уделяет слову. В текстах песен присутствуют отсылки к образам из национальных сказок и народных былин.
– Кавказ – это лезгинка, все её знают. На самом деле у нас много танцев, они не так известны, но очень интересны. Группа «Иное-Иное» уважает танцевальную музыку. Танец, на наш взгляд, стоит над музыкой. Но только тогда, когда объединяются эти два проявления творчества, танец и музыка, происходит мистический союз, и рождается тайна. Главное – не забывать о том, откуда мы родом, не забывать наш генетический код, – считает лидер группы Ислам Ибрагимов.
Найти подход к каждому зрителю
Хакасский певец GURUDE
GURUDE, Хакасия. Певец и композитор, организатор и участник музыкальных лабораторий по развитию музыки коренных народов России. Дважды лауреат премии Президента РФ. Артист ледовых шоу Ильи Авербуха с олимпийскими чемпионами.
– В какой-то момент понял, что мне хочется не просто выступать, но и рассказывать. Потому что каждая песня – это определённая история в моей жизни. Потом, когда начал заниматься лабораторией по возрождению музыкальной культуры различных народов, стал рассказывать о культуре этих народов, об их традициях. Люблю делать так, чтобы публика включалась в моё выступление. У меня очень много песен построено на вопросе-ответе, на взаимодействии со слушателями. И вот этот синергетический эффект, это светлое доброе поле, как воронка, захватывает даже самых пассивных и далёких от музыки людей. Передо мной стоит задача – видеть счастливые глаза зрителей, – убеждён музыкант.
Хоомей из центра Азии
Тувинская певица СайлыкО
CАЙЛЫКО, Тыва. Певица СайлыкО родилась и живёт в Республике Тыва. Окончила республиканскую школу искусств, Кызыльское музыкальное училище и Московский государственный университет культуры и искусств. Одновременно владеет эстрадными, джазовыми и народными техниками пения. В том числе техникой хоомея – уникального тувинского горлового пения.
– Все люди выражают свою радость одинаково. Исполнителю сразу видно, как аудитория реагирует, какие эмоции испытывает: по глазам зрителя, по тому, как он кричит. Приятно, когда твоя музыка находит отклик у жителей других регионов! – уверена исполнительница.
Этномедитация по-московски
Дарья Рыбакова, солистка группы «Дара Яра»
«ДАРА ЯРА», Москва. Столичный этнофьюжн-коллектив, исполняющий собственные композиции и песни народов мира в авторских аранжировках. Его «фишка» – мощный вокал в обрамлении этнических инструментов. Основа репертуара – традиционные русские и балканские песни, этномедитации. Солистка коллектива – певица и этномузыколог Дара (Дарья Рыбакова).
– Яра – руна, имеющая множество значений: сила, огонь и в то же время постепенное движение, годовой цикл. Дара Яра – это музыка стихий, сочетание противоположностей, спокойствие воды и мощь огня, дуновение ветра и глубина земли, – подчёркивает солистка.
Природа, любовь и прабабушкины гены
Музыкант группы ILMU Виталий Целобенок
LMU, Карелия. ILMU исполняет музыку в стилях folk trip-hop и world music. В песнях группы звуки кантеле, йоухикко, мянкере, скрипка, вистл, калюка, галисийская волынка, бубен, пила смешиваются с гитарной музыкой и электронной основой (синтезаторы, семплеры, секвенсеры). Источником вдохновения считают величественную и мистически завораживающую красоту северного края. Название коллектива в переводе с карельского означает «воздух», или «погода».
– Десять лет назад пришла идея поделиться с миром той любовью, что испытываю к родному краю. И сделать захотелось это именно на карельском языке. Возможно, сказалось то, что моя прабабушка была карелкой (речь идёт о семье солистки коллектива Татьяны Ткаченко. – Прим. ред.). Язык тогда не знала, пришлось изучить его на курсах. Теперь песни пишу на исчезающем ливвиковском наречии,– рассказала Татьяна.
Аутентика и электроника в одном флаконе
Елена Просвирнина и Елена Ковалева, солистки группы Vetkafolk
VETKAFOLK, Москва. Группа исполняет аутентичный фольклорный репертуар, собранный в разных уголках нашей страны и обработанный с помощью электронных инструментов. Своей целью ребята считают популяризацию фольклорного жанра в молодёжной среде.
– Каждая область России имеет свою уникальную манеру и приёмы исполнения, которые мы стараемся сохранить и переосмыслить так, чтобы народная песня была актуальна для современного слушателя, – подчёркивают в коллективе.
Следить за новостями проекта «ЭтноLife – звук Евразии» можно в официальной группе в «ВКонтакте» https://vk.com/etnolife_na.