Аргументы Недели → Культура № 34(829) 31 августа - 6 сентября 2022 13+

Открытием 2022 года стала кинодрама «ЮЗЗЗ»

, 20:42

Остаётся удивляться тому, что в России нечасто выходят качественные гангстерские драмы: ведь и людям постарше есть что вспомнить, и живых прототипов из лихих 1990-х вокруг пруд пруди – все только ждут толковых киношников. Вроде бы и коммерческий смысл есть: бусловскому «Бумеру», точно попавшему в нерв постсоветской эпохи, скоро 20 лет, а его по-прежнему крутят по ТВ в прайм-тайм за неимением более современных хитов. А уж о «Бригаде» и говорить нечего. Дюжева, Безрукова, Майкова и Вдовиченкова по-прежнему называют прозвищами из этого сериала.

Восьмисерийной драме «ЮЗЗЗ» до популярности «Бумера» и «Бригады» ещё далеко, но её и представлять зрителю начали лишь 24 мая. Критики к ней благосклонны: отмечают аутентичность, крепкие актёрские работы, достойные ходы автора «Немцев» Стаса Иванова, который здесь снова един в двух лицах – режиссёра и сценариста. И нет сомнений, что этот сериал соберёт урожай призов за 2022 год.

«ЮЗЗЗ» – это вымышленный юго-западный район Ростова-на-Дону, на улицах которого кипит суровая пацанская жизнь. И нет здесь никакой черты между честным трудом и криминалом, молодёжь мотает, как штаны на ветру. Один из главных героев Равиль (Кузьма Котрелёв) живёт с матерью примерно в таких же условиях, что и сыщик Давид Гоцман в сериале «Ликвидация»: страшно романтичный деревянный флигель, который в XXI веке наверняка можно признать аварийным. Рав намерен из этого гнезда валить в Штаты: он неплохой айтишник и уже почти поступил в техасский университет – ждёт письма с подтверждением. Но ведь жить хочется сегодня, а не когда-нибудь потом. Юноша влюбился в строптивую мажорку, а с деньгами голяк – вот и приходится предлагать услуги местной братве. Неплохо показавший себя Рав становится фаворитом «крёстного отца» юго-запада Дыма (потрясающий Антон Кузнецов) и всё глубже погружается в трясину собственных амбиций.

Вот на этом месте зрителю впору ждать банальности. Ведь классический сюжет истёрт до дыр со времён «Бронкской истории»: прожжённый блатной поводырь становится для неопытного юноши Вергилием – экскурсоводом по девяти кругам ада. Обычно потом бандюга погибает, но его уроки мудрости помогают юноше стать мужчиной. Так вот авторы «ЮЗЗЗ» от души на этой банальности оттоптались, перевернув вверх дном каждый её элемент.

Во-первых, это и близко не драма взросления. Равиль не проходит пути поиска и обретения ценностей, а с прямолинейностью торпеды подгребает всё, до чего может дотянуться: деньги, женщин, власть. Он даже не становится умнее через опыт, самонадеянно начав опасную игру с гроссмейстерами.

Во-вторых, главный герой вовсе не он, а Дым. Вот кто растёт от серии к серии. Вначале мы видим едва откинувшегося с зоны авторитета, которому пристрелить друга-предателя – всё равно что пообедать. У него олдскульный имидж: треники, кеды, неопрятная бородёнка. Его мудрость и присказки выкормлены улицей, в нём нет ни грамма недоучившегося студента, который хотя бы брал в руки Декарта или Ницше. Он живёт в таком же, как Рав, доме-памятнике и заводит на стадионе фанатов местного клуба из первой лиги. Он сам покупает себе пиво в розлив и знает каждую старушку на районе. Но Антон Кузнецов шикарно играет внутренний надлом героя, который до смерти устал от всей этой кутерьмы и хочет свалить от неё подальше с любимой женой и маленькими дочками. Но его ждёт немало сюрпризов.

У Дыма есть антипод – Кока (Гела Месхи), который «держит» центр города и периодически хочет «отжать» юго-запад. Очень похоже, что Кока тоже когда-то завоёвывал место под солнцем в трениках и с бейсбольной битой, но сегодня он холён, зализан и носит щегольские костюмы-тройки. Его окружают телохранители в пиджаках и белых рубашках, он ездит на заднем сиденье лимузина. Но в отличие от Дыма Кока не понимает, что со всей этой эстетикой 1970-х в духе Майкла Корлеоне он тоже динозавр. Хотя их разговоры с Дымом – это песня, которая непременно разойдётся на цитаты.

Хорошее атмосферное кино – это и узнаваемые второстепенные персонажи. Бандиты в «ЮЗЗЗ» – не бутафорские мордовороты в кожанках, которые как раз стали у нас признаком халтуры, а «пацаны на районе», очень похожие на послевоенную блатату, если бы не хип-хоп и баскетбол. Прекрасны силовик Коки, яростный Осман (Фарди Самедов) и скрытный счетовод Дыма Батя (Андрей Ребенков).

Разумеется, фильм не без косяков. В финале мы наблюдаем совсем неправдоподобные оперативные комбинации, которые фантастичны даже для криминального юга. Не попадает в ансамбль Старый (Дмитрий Чеботарёв), друг Дыма, который прописан хуже остальных главных героев. Абсолютно по-идиотски смотрится «третья сила» в виде банды Гены (Александр Аверин). Не впечатляет ни одна женская роль за исключением эпизодических колоритных аборигенок юго-запада. В романе Рава и Эли (Мария Мацель) вроде бы есть шекспировские мотивы, но они не разрешаются философским высказыванием, кроме банального «вот ведь какая жесть бывает».

Зато в финале «ЮЗЗЗ» есть место надежде. Можно было бы сказать, что этим фильм выгодно отличается от «Бумера», где герои с самого начала обречены и им не уехать от времени и от себя даже на отменного качества машине. То же самое и в «Бригаде», где очень знакомые мотивы из «Однажды в Америке». Но сегодня время другое, а пытаться изменить предначертанное престижно, как никогда. Неслучайно фоном выбран летний плотоядный Ростов-папа, а в «Бумере» герои пробираются сквозь свинцовое ноябрьское Нечерноземье. Солнце и есть жизнь.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram