> Светлана Эрман: музыка моей души - Аргументы Недели. Челябинск

//Культура 13+

Светлана Эрман: музыка моей души

9 августа 2022, 10:53 [«Аргументы Недели. Челябинск», Владимир Филичкин ]

На фото Светлана Эрман

Сегодня в нашей гостиной — Светлана Эрман, преподаватель высшей категории Центральной детской школы искусств Челябинска, кандидат педагогических наук. С ней мы поговорили о гармонии в человеке, о том, что нам дает занятие музыкой. И как-то незаметно Светлана Васильевна разговорилась и приоткрыла тайны музыкальной школы:

Любовь — это все любить

Моя работа – она ...Тут невозможно научить по книге. Многое передается руками. Буквально из рук в руки. У нас тут все настолько штучно… И я свой опыт могу передать только из своих рук в детские.

- Вы знаете, был момент, когда меня пригласили в Академию культуры работать. И я попробовала, но ведь школа все равно это мое. И я быстро поняла, где мое место. Всего три года проработала в отделе аспирантуры. Конечно, были у меня и педагогические часы. Но я же не могу без детей. Студенты – это возрастная категория не совсем та, с которой мне бы хотелось работать. Вы спросите, почему мне нравится заниматься именно с детьми?

Да потому, что тут я вижу действительно свой результат. Вот я беру маленького ребенка, особенно когда мне приводят его в подготовительную группу трехлеток, или чуть постарше, в первый класс. И я вижу, что к нам пришел просто ребенок. И вся моя работа с ним будет продолжаться, начиная с нуля и до самого окончания школы. Ведь ребенок учится по специальности только у меня. Игре на инструменте, развитию музыкальных способностей и, конечно же, воспитанию... Вы знаете, даже родители не всегда понимают, приводя ребенка в музыкальную школу, что это хоть и интересно ему, но все же не развлечение, а серьезный труд. И тут я действительно через годы увижу результат своей работы.

Дети — это заклинание любви и времени

- Да, мне нравится лепить. Дети — это податливый, с вашего позволения, материал. Ну, и формировать ребенка нужно не только как музыканта, но и как хорошего человека, потому что человеческие качества в нем... Я помню, когда только еще начинала учиться, у нас в школе висело высказывание Мигеля Сервантеса из его романа «Дон Кихот» — «Где музыка, плохого быть не может». Мне это запомнилось на всю жизнь, с детства. Действительно, чтобы играть, как говорят, душевно, надо, чтобы у тебя эта душа была. И чтобы ребенок все чувствовал. С азов. С одного звука. Потому что и один звук — это тоже масса всего: и эмоций, и настроений. Вы даже вот смотрите, у нас букву А, ее ведь можно по-разному сказать...

А это всего одна буква. Также у нас всего один звук, а его можно с любой интонацией спеть. С любым настроением. Понимаете меня? То есть, это же на одном только звуке. А когда уже два звука – это целая песня. Это уже настроение. И это уже можно выкладывать, можно объяснять ребенку, что звучит в этой песенке: интонации веселые и грустные.

Тот, кто в этом не находился, в этой сфере, и не научился…. Музыка – это ведь тоже язык… Понимаете, мы же здесь учим не бегать по клавишам. Да, у нас всего семь нот. В алфавите 33 буквы. У нас меньше нот. Но это же не говорит о том, что если мы в первом классе семь нот выучили, и можно больше не учиться. Ведь ты же уже знаешь ноты. Можно же провести параллель с общеобразовательной школой. Ведь там русский язык и литературу изучают 11 лет. Ну, наверное, не буквы только. Правда же?. Музыка — это тот же язык. Ведь не зря же считалось, что Пифагор слышал музыку сфер, которая была определенными звуковыми колебаниями, что исходили от звезд и планет и вместе сплетались в божественную гармонию.

- А музыкой должны заниматься все. Во-первых, это хорошее развитие обоих полушарий. Я бы сказала равноправное. Что правого, что левого. Ну и кругозор расширяется ...А во-вторых, воспитываются душевные качества. Что, как правило, в больших классах общеобразовательных школ сделать достаточно сложно. Когда перед тобой сидит тридцать или даже больше учеников... И как тут к душе каждого подойти? А у нас ведь индивидуальные занятия. У меня минимум 45 минут все малыши работают со мной индивидуально. Максимум — 2,5-3 часа — это уже старшеклассники. Поймите, это не в толпе, где тридцать человек, и каждый несет что-то свое...

- Художественную литературу тоже читать надо, иначе наука пойдет вам во зло. Я еще раз повторю, важны душевные качества, человеческие качества. Что такое художественная литература? Это же разбор различных ситуаций, где ребенок на примерах познает, что-такое хорошо и что-такое плохо. Ну хорошо, переведем мы его исключительно на научно-популярные книжки, и будет он просто штамповать…

Вся радость жизни

- С трех лет к нам приводят детишек в подготовительные группы. Причем разные направления у нас в школе. Есть музыкальное с педагогом-инструменталистом, есть и хореографическое направление. И уже к возрасту, когда ребенок может поступать в школу, а это шесть с половиной лет, родители могут определиться, что для него лучше, куда лучше пойти. Нравится, не нравится, получается ли у ребенка? Потому что они уже попробовали занятия и в хореографическом отделении, и в инструментальном за этот период.

- Многие родители понимают, что для малыша игра на этом пианино — это по существу рывок в развитии. Если в детском возрасте начинать, потому что на нашем инструменте и координационные движения развиваются, и мелкая моторика. Можно сказать, что в руках пианиста заключен целый оркестр, в котором он является и дирижером, и исполнителем всех партий. Чтобы выполнить эти задачи, он должен обладать большим комплексом навыков, среди которых одно из главных мест занимает высокоразвитая способность координации. 

- У скрипачей мелкая моторика в левой руке, а не в правой.

- Многие родители понимают, что фортепиано — хороший инструмент для развития ребенка, но ведь кто-то говорит, что у нас квартира небольшая, чтобы завести инструмент. Конечно альтернатива сейчас есть, это всевозможные электронные аналоги. Но это не совсем тот инструмент, который нам нужен. Это все равно, что пытаться научиться ездить на настоящем автомобиле, обучаясь при этом на детском игрушечном. Там немножечко не совсем то, что нужно.

- К нам приводят совсем маленьких. Им надо носы вытирать, учить шнурки завязывать. Обязательно. А как без этого? Когда такой вот ученик приходит, он для меня просто ребенок. Я понимаю, что в любой момент всякое с ним может случиться за эти 35–40 минут, что он высиживает на моем уроке.

- Моя диссертация в какой-то степени раскрывала мой опыт и авторский метод преподавания, работы с малышами и называлась: «Развитие музыкального чувства ритма у детей дошкольного и младшего школьного возраста в детских музыкальных школах». Потому что хотела что-то оставить не только себе, но и другим — свою работу. У меня свое авторское пособие есть. Я хотела это сделать, и я это сделала.


- Я родилась в Казахстане, в селе, в котором не было музыкальной школы. Они в то время открывались в городах. Точечно. Мне было лет пять тогда, и я ходила в детский сад. А в любом детском саду в то время всегда стояло пианино. Даже в таких селах небольших. У нас в детском саду не было музыкального руководителя. И никто не играл на нем. Помню, был только баянист приходящий. А меня всегда притягивало именно к этому инструменту.

У нас была воспитательница Ольга Николаевна, так ее звали, я это хорошо запомнила. И тетя Оля увидела, что я тянусь к пианино, поэтому, наверное, она и совершила такое должностное преступление. Во время сончаса, когда все ложились спать, она приводила меня в актовый зал и разрешала мне сидеть и подбирать песенки по слуху. И вы знаете, я получала колоссальное удовольствие. Она мне говорила, вот ты сможешь подобрать мелодию к песенке: «В лесу родилась елочка», и наши дети тогда тебе подпоют.

И она потом как-то раз сказала моим родителям, что я к инструменту тянусь всей душой, что данные у меня, похоже, хорошие, и что надо меня учить музыке. А где учить?

У нас получается, что город, где была музыкальная школа, где-то километров за 30 с лишним от нашего села. Но тем не менее, когда я закончила первый класс общеобразовательной школы, меня туда отвезли родители. И я прошла вступительные экзамены, сдала на пятерки и поступила. Потом правда выяснилось, что я не живу в этом городе. И директор школы, молодец он, – Борис Николаевич Ермолаев — пошел мне навстречу. Сказал, да, хорошие данные у девочки, мы составим ей индивидуальное расписание так, чтобы она могла приезжать к нам и заниматься. И в общем я ездила много лет рейсовым автобусом в музыкальную школу. В общей сложности это получалось километров 40, потому что автобус объезжал несколько сел, прежде чем въезжал в город. И вот так я ездила раза четыре в неделю. Потом у меня было музыкальное училище. Академия. Аспирантура, защита диссертации. И любимая работа.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте