Аргументы Недели → Культура № 30(825) 3-9 августа 2022 13+

Красноярск завоевал Москву. Театральную

, 19:40

В этом году исполняется 60 лет со дня рождения всемирно известного русского певца Дмитрия ХВОРОСТОВСКОГО. В честь этого события Красноярский театр оперы и балета, который носит его имя, представил свои спектакли в Большом театре. А осенью публику будет ждать ещё одно культурное событие. В октябре состоится Фестиваль Дмитрия Хворостовского.

Изюминка театра Восточной Cибири

Этим летом Красноярский театр оперы и балета имени Д.А. Хворостовского впервые показывает свои спектакли в Большом театре. Театр из Сибири – один из самых молодых музыкальных театров России, ему нет ещё и 45 лет. В его афише представлена широкая палитра названий, оперных и балетных – от популярной мировой классики до современных сочинений. Одной из важнейших составляющих репертуара, его изюминкой, по словам директора театра Светланы ГУЗИЙ, являются произведения, редко где исполняемые или вообще нигде больше не идущие. Два таких спектакля – балет Ц. Пуни «Катарина, или Дочь разбойника» и оперу Л. Делиба «Лакме» – красноярцы привезли в Москву. Открылись гастроли оперой Моцарта «Дон Жуан, или Наказанный распутник».

Красноярск завоевал Москву. Театральную

Генеральный директор ГАБТа Владимир Урин и директор Красноярского театра оперы и балета Светлана Гузий. Фото Елены Коноваловой

– Светлана Владимировна, почему вы решили показать в Москве именно эти спектакли?

– Наши гастроли посвящены грядущему 60-летию со дня рождения Дмитрия Хворостовского – выдающегося певца, имя которого носит наш театр. Многие критики считают, что его исполнение партии Дон Жуана было лучшим на оперной сцене. Поэтому закономерно, что важнейшее для нашего театра событие мы решили открыть оперой Моцарта, где когда-то блистал наш знаменитый земляк – причём также ещё и в образе Лепорелло, он был одинаково убедителен в обеих ролях. «Лакме» исполняется в мире крайне редко, что удивительно, потому что Лео Делиб написал прекрасную музыку. Тем не менее наш театр – единственный в России, где эта опера представлена в полном виде. А балет «Катарина», наоборот, изначально пользовался бешеной популярностью в Европе и России, заглавную партию в нём мечтали станцевать все балерины. А потом произведение почему-то оказалось незаслуженно забыто почти на целый век, и совершенно не осталось описаний, из каких движений состоял балет. Мы проделали огромную работу – композитор Пётр Поспелов создал современную музыкальную редакцию, Сергей Бобров и Юлиана Малхасянц буквально с нуля сочинили всю хореографию. В итоге спектакль произвёл настоящий фурор в балетном мире, он получил множество восторженных оценок. Да и наши зрители любят эти спектакли. Все три постановки – новинки прошедшего сезона и собирают неизменный аншлаг. Было интересно проверить, как на них отреагирует московская публика – для нас это огромная ответственность. Но, судя по реакции на «Дон Жуан», отклик самый благожелательный, нас очень тепло и радушно приняли. Надеюсь, столичные меломаны нас полюбят и мы сможем ещё не раз выступить в Москве.

– Все три спектакля – со сложными декорациями и изобилием костюмов. Трудно ли было организовать их выпуск после пандемии?

– Нет, не трудно. У нашего театра большой опыт по выпуску масштабных постановок, для цехов обширный объём работы привычен. То, что такие спектакли вышли сразу в один сезон, конечно, потребовало дополнительных усилий – часть костюмов для «Лакме» и «Катарины» отшивали в Москве. Но в целом не могу назвать этот процесс авральным. Да и артисты, несмотря на карантин, очень серьёзно отнеслись к освоению материала и к работе с режиссёрами и хореографами приступили абсолютно подготовленными. Вообще за время пандемии убедилась, насколько у нас сильная и работоспособная труппа, способная пережить любые испытания: люди не сидели дома без дела, работали на перспективу, учили новые партии. А наши ведущие солисты балета Анна Федосова и Марчелло Пелиццони в 2020 году даже приняли участие в проекте «Большой балет» телеканала «Культура» – представляете, чего им стоило подготовиться к этому выступлению в условиях карантина?

– В России много музыкальных театров, в чём особенности вашего? Почему зрителю стоит прийти именно к вам?

– Как я уже упоминала, только у нас можно увидеть оперы и балеты, нигде больше не идущие, такие как балет Тихона Хренникова «Гусарская баллада» и опера Цезаря Кюи «Кавказский пленник». А такие произведения, как, например, оперы «Медея» Луиджи Керубини и «Капулетти и Монтекки» Винченцо Беллини, мало где исполняются. Опера Александра Чайковского «Ермак» вообще была написана по заказу театра. Мы охотно идём и на творческие эксперименты. В театре есть специальный проект «Искусство в Квадрате», созданный именно для таких целей – работы с современными оперными и балетными произведениями, подчас в непривычных для нашего зрителя условиях лофта, там вышло множество постановок. А два спектакля, выпущенные в этом арт-пространстве, – оперы «Груди Терезия» Франсиса Пуленка и «Богатыри» Александра Бородина – даже отмечены национальной театральной премией «Золотая маска». Но самое главное – такой подход очень импонирует нашей молодёжной аудитории.

– Кстати, что ещё вы делаете, чтобы привлечь молодёжь в театр?

– Если зритель не идёт в театр, театр не гнушается тем, чтобы пойти к зрителю (улыбается). Мы давно сотрудничаем с красноярскими вузами – проводим там презентации, различные акции для студентов. У нас гибкая ценовая политика: билеты стоят в среднем от 100 до 1500 рублей, такие цены доступны широкому кругу зрителей. А ещё в оперной и балетной труппе сейчас солидное пополнение талантливой молодёжи, и я считаю, это больше всего способствует привлечению в театр молодых зрителей. Думаю, им приятно видеть на сцене своих ровесников – красивых, ярких и очень талантливых.

– Вы ориентируетесь на вкус красноярских зрителей? Что ваша публика любит больше всего?

– Разумеется, у нас в репертуаре есть популярная оперная и балетная классика, интересная людям разных поколений: все балеты Петра Ильича Чайковского, «Жизель», «Дон Кихот», «Ромео и Джульетта», оперы «Травиата», «Аида», «Евгений Онегин» и т.п. Но всё же мы стараемся не подстраиваться под чьи-либо вкусы, а стремимся развивать нашего зрителя, предлагать ему не только любимые произведения, но и что-то новое, необычное. И со всей ответственностью могу сказать, что постепенно нам удалось завоевать доверие аудитории – аншлаг наблюдается не только на кассовых названиях.

– Вы упомянули, что в театр пришло много молодых артистов. А как они могут попасть в вашу труппу, на что вы обращаете внимание помимо, разумеется, таланта?

– Важно, чтобы человек хотел развиваться, постоянно стремился к самосовершенствованию. Тогда и театр охотно предоставит ему для этого все возможности. Мы регулярно приглашаем оперных и балетных коучей для проведения мастер-классов и тренингов, поддерживаем желание наших артистов выступать в конкурсах и на фестивалях. И это приносит весомые плоды: многие наши солисты – лауреаты всероссийских и международных конкурсов. Меццо-сопрано Дарья Рябинко регулярно выступает на различных российских и европейских сценах – мы гордимся такой певицей и хотим, чтобы и другие артисты стремились к тому же.

– Вы уже почти 15 лет возглавляете Красноярский театр оперы и балета. Изменился ли он за последние годы?

– Конечно, изменился. Это именно то, о чём я говорила: заметно расширился репертуар, и это заинтересовало зрителя. Когда я пришла работать в театр, заполняемость залов в среднем была на 30%. Сейчас мы работаем преимущественно на аншлагах. Привлечению аудитории способствуют не только высокое качество и разнообразие постановок, но и крупные международные проекты, инициированные театром. Весной следующего года у нас пройдёт балетный форум «Гран-при Сибири», важная часть его программы – международный конкурс артистов балета. Зимой планируем возобновить ещё один международный фестиваль – «Парад звёзд в оперном».

– Что ещё можете сказать о краткосрочных и долгосрочных планах театра?

– Следующий сезон будет ориентирован преимущественно на произведения русских авторов – у нас выйдут оперы Даниила Френкеля «Бесприданница» и «Опричник» Петра Чайковского, возобновим балет «Спартак». А в более отдалённой перспективе – масштабная реконструкция театра, надеемся благополучно завершить её к пятидесятилетию театра. Тогда у нас наконец помимо основной сцены появится ещё дополнительная сцена-трансформер на 300 мест.

– О чём, на ваш взгляд, всегда должен помнить директор театра?

– О том, что он директор, – только на нём вся ответственность за всё происходящее в театре.

Творчество – это потребность человека

16 октября откроется Фестиваль Дмитрия Хворостовского. Его художественный руководитель Антон ЛЕВАХИН рассказал «Аргументам недели», в чём состоит миссия этого мероприятия и стал ли Красноярск, родина оперного певца, одним из музыкальных центров страны.

Красноярск завоевал Москву. Театральную

Антон Левахин, худрук Фестиваля Дмитрия Хворостовского. Фото Марии Фоминой

– Вы получили юридическое образование и даже успели поработать в финансовой сфере, однако потом стали серьёзно заниматься творческой деятельностью. Считаете ли вы, что искусство – это больше про призвание, то, чему нельзя научиться?

– Я убеждён, что творчество – это потребность человека, та сторона его существа, которая выделяет его из природы. Мы знаем, что природная красота, гармония есть во всём, но только человек в состоянии эту красоту воссоздавать. Вспомним древние наскальные рисунки, петроглифы, ювелирные украшения, которым много тысяч лет – египетские, скифские, все эти великолепные художественные произведения дошли до нас сквозь тысячелетия, но в то же время до нас не дошли подобные артефакты, созданные представителями фауны. И судя по огромному художественному наследию, остающемуся в веках, потребность творить для человека всегда была и будет насущной необходимостью. И я не исключение. Безусловно, в своей прежней профессиональной деятельности я видел пространство для творчества, однако с возможностями, которые дают живопись, музыка, литература, никакая другая сфера не сможет конкурировать. Можно ли искусству научиться? Наверное, слово «научиться» может относиться к тому, как это делать, оттачивать мастерство, совершенствоваться. Но сама потребность создавать – это природная, врождённая необходимость, по моему мнению, ей научиться нельзя. Она присутствует в каждом человеке от природы.

– Расскажите, как родилась идея создания Фестиваля Дмитрия Хворостовского. В чём его основные цели и задачи?

– Художественное наследие Дмитрия, его творческая жизнь и судьба предопределили основную миссию фестиваля – помогать молодым и талантливым исполнителям, их педагогам, музыкальным и образовательным учреждениям, коллективам и всему множеству институций в сфере искусства. Важнейшие задачи для фестиваля – сохранение наследия певца, просвещение аудитории, расширение инфраструктуры для культурного развития Красноярского края. Именно для роста этого потенциала мы создали новый проект – Образовательную программу Дмитрия Хворостовского. Такая масштабная междисциплинарная программа подготовки специалистов творческих профессий призвана создавать новые уникальные возможности для всех профессиональных учреждений в Красноярском крае, Сибирском федеральном округе и Российской Федерации.

– Фестиваль проходил два раза: в 2019 и в 2021 годах. Как вы оцениваете его итоги? Люди стали больше интересоваться искусством? Стал ли Красноярск одним из главных музыкальных центров в России?

– Я думаю, что подводить итоги пока очень рано. Могу сказать одно: тот отклик аудитории, который вызвал фестиваль с первого года, меня искренне вдохновил! Такой реакции, такого внимательного и искреннего приёма я не ожидал. Этот опыт только подтвердил, что мы часто недооцениваем аудиторию, полагаем, что вкусам зрителя нужно угождать, некоторые скептики говорят о том, что аудитория недостаточно образованна, чтобы воспринимать сложные и незнакомые произведения. Однако программы двух прошедших фестивалей были абсолютно точно самого высокого международного уровня. Концертные программы с участием таких имён, как Диана Дамрау, Хуан Диего Флорес, Анжела Георгиу, Сергей Лейферкус, Василий Петренко, Павел Балев, проекты с участием Луки Пизарони, Сэмюэля Дейл Джонсона, постановка оперы «Дон Жуан, или Наказанный распутник» с режиссёром Михаэлем Штурмингером и его международной командой – Ренатой Мартин и Андреасом Донхаузером, Эй Джеем Вейссбардом и Ахсаром Муриевым, работа с Петером Феранцем и Кристианом Кохом, концерты камерной музыки с восходящими звёздами российской оперной сцены – Марией Мотолыгиной, Рауфом Тимергазиным, Александром Нестеренко – все эти концерты собирали полные залы. Но кое-какие итоги всё же позволю себе подвести. Сегодняшние гастроли Красноярского театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского на Исторической сцене Большого театра – это во многом заслуга и закономерный итог работы, тонкого вкуса, глубокой интеллектуальности Геннадия Леонидовича Рукши, патриарха культуры Красноярского края, многие годы возглавлявшего министерство культуры. Сегодня он присутствует здесь, на гастролях, и я считаю его труд по формированию культурной среды большого региона, его работа под началом Павла Стефановича Федирко по созданию оперного театра и филармонии, открытию художественных и музыкальных образовательных учреждений, вся его кинетическая энергия, накопившись, выплеснулась и привела театр и культуру края, сюда, на эту прославленную сцену. Весь сегодняшний расцвет культуры – это результат государственной политики губернатора края Александра Усса и председателя правительства Юрия Лапшина. Они ставят перед культурой сложные и интересные задачи, поддерживают большие начинания. Мне приятно отметить, что всестороннюю поддержку проектам оказывает министр культуры края Аркадий Зинов.

Я вижу, что работа фестиваля – это часть большой краевой стратегии, результаты которой невозможно оценить завтра или даже в ближайший год. Помните, есть такая китайская пословица: «Если ваш план – на год, сажайте рис. Если ваш план – на десятилетие, сажайте деревья. Если ваш план – на всю жизнь, учите детей». В рамках фестиваля в 2021 году мы реализовали важную часть Образовательной программы Дмитрия Хворостовского, на которую приглашались педагоги-специалисты, мастера искусства, режиссёры, дирижёры, концертмейстеры, певцы и художники, для того чтобы работать с артистами и их педагогами, с музыкантами, художниками, операторами, постановщиками, со всем множеством людей, которые избрали в своей жизни творческую профессию. И вот здесь точно можно сказать, что реализуемая в крае политика направлена в будущее. А стал ли Красноярск одним из главных музыкальных центров в России, могу ответить так: в городе есть полный образовательный цикл для студентов творческих профессий, есть художественные и музыкальные школы, есть профессиональные училища, институт искусств, концертные залы, театры. Но с другой стороны, Красноярск – промышленный город, и престиж творческих профессий ещё нужно поднимать. Развить потенциал творческих индустрий, дать возможность молодёжи реализовать свой талант на профессиональном уровне. Безусловно, в этом смысле ни один город России не может конкурировать с Москвой, но та интенция, тот стратегический план, который реализуется в крае сегодня, говорят о том, что край имеет амбицию, а что ещё важнее – потенциал для того, чтобы стать таким центром развития. И на мой взгляд, во время Фестиваля Дмитрия Хворостовского Красноярск превращается в мировой центр музыки, такой, каким являются европейские города, где есть большие музыкальные фестивали, например Зальцбург, Байройт и прочие.

– Фестиваль проводится Красноярским фондом развития искусства им. Дмитрия Хворостовского. Чем занимается этот фонд?

– Фонд Дмитрия Хворостовского – это организационная структура, которая была создана для реализации работы Фестиваля Дмитрия Хворостовского. И если фестиваль – это художественная величина, то фонд – это учреждение, администрирующее его работу. Могу отметить, что и в 2019, и в 2021 годах фонд замечательно справился со сложнейшей задачей: не только организовать проведение фестиваля, но и администрировать работу над постановкой – оперой Моцарта «Дон Жуан, или Наказанный распутник». Фонд справился и провёл работу по высоким международным стандартам, параллельно реализуя деятельность Образовательной программы. Фонд поддерживает студентов различных творческих направлений, например, в этом году студенты института искусств благодаря усилиям фонда были приглашены на практику в музеи Москвы и Санкт-Петербурга. Я желаю фонду успеха, мне очень интересно работать с его сотрудниками, хочу сказать, что я вижу и ценю все их колоссальные усилия.

– Спектакль «Дон Жуан, или Наказанный распутник» – одно из самых любимых представлений у зрителей. В этом году он открывает гастроли Красноярского театра оперы и балета имени Д.А. Хворостовского в Большом театре России. На ваш взгляд, почему он так сильно понравился публике?

– Безусловно, это честь для спектакля – быть показанным на главной академической сцене страны. Почему этот спектакль так понравился публике? Действительно, здесь, на гастролях, требовательная московская публика аплодировала стоя, но это объяснимо. Наш спектакль аристократичен, в нём есть кинематографическое погружение в мир героев, и есть абсолютная органичность их существования в этом пространстве. Есть гармония, заданная гениальной музыкой Моцарта, есть баланс формы и содержания, в спектакле всё происходит для музыки, ей ничего не мешает. Мы добились того, что в нашем спектакле всё, что происходит на сцене: движения артистов, изменение декораций и света, всё помогает прочувствовать музыкальную утончённость этого гениального произведения Моцарта. Я хотел, чтобы главным героем этого спектакля была сама музыка Моцарта. Я надеюсь, что если это почувствовали зрители, критики, то этот факт стал самым большим достижением нашего спектакля.

– В этом году весь мир будет отмечать 60‑летие Дмитрия Александровича Хворостовского, фестиваль этого года вновь будет данью уважения великому певцу?

– Фестиваль откроется 16 октября – в день рождения прославленного артиста. Основная программа фестиваля по традиции будет богата именами и подарит жителям Красноярска незабываемые эмоции. Я надеюсь, что благодаря телевидению российская и зарубежная аудитории значительно расширятся. Совсем скоро мы опубликуем программу. Фестиваль в этом году расширил свои границы, открыв гастроли театра в Москве. Могу лишь добавить, что 22 ноября, в день памяти Дмитрия Хворостовского, мы готовим специальную программу в московском зале «Зарядье».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram