Обычно со своими планами на следующий сезон Большой театр знакомил в конце апреля, и о подробностях новых проектов рассказывали музыкальный руководитель, балетный руководитель и генеральный директор. Но это было в прошлой жизни. Теперь мы живём в другой стране и в другой реальности. И тройка руководителей Большого превратилась в двойку – художественный руководитель балетной труппы Махар Вазиев и генеральный директор Большого театра Владимир Урин. И оглашение планов состоялось в парадном Императорском фойе Большого театра на три месяца позже, за несколько дней до завершения 246-го сезона.
В марте главный дирижёр театра Туган Сохиев оставил пост музыкального руководителя, и эта должность до сих пор вакантна. И как заявил на большой пресс-конференции Владимир Урин, поиск музыкального руководителя продолжается и пока он взял на себя эти непростые обязанности. В Большом театре не стали скрывать, что в сформированную афишу пришлось вносить кардинальные изменения и это, как подчеркнул генеральный директор, – «намерения и предварительные планы». Владимир Урин сообщил, что в начале сезона также будет утверждён план празднования 250-летия Большого театра, указ о котором был подписан президентом России Владимиром Путиным. «Сейчас мы работаем над проектом плана мероприятий празднования 250-летия, и я надеюсь, что в сентябре-октябре состоится заседание оргкомитета. Мы обязательно сообщим, как только этот план будет официально принят», – пообещал Урин.
247-й сезон Большого театра откроется 14 сентября оперой Чайковского «Пиковая дама» в постановке Римаса Туминаса (в главных партиях – Юсиф Эйвазов и Анна Шаповалова, за дирижёрским пультом – Станислав Кочановский). А балетная труппа откроет сезон 20 сентября легендарным спектаклем «Лебединое озеро».
Первую премьеру нового сезона представит балетная труппа. На Исторической сцене 30 ноября появится возобновлённая «Шопениана» Михаила Фокина. Эту балетную классику представят балетмейстеры Наталья Большакова и Вадим Гуляев. В этот же вечер представят «Большое классическое Па» из балета «Пахита» Людвига Минкуса в редакции Юрия Бурлаки (премьера состоялась в Большом театре в 2008 году). Но главной балетной премьерой 247-го сезона, как отметил Махар Вазиев, должен стать двухактный балет «Пиковая дама» на музыку Чайковского и двух Юриев – композитора Красавина и хореографа Посохова. За последние годы последний представил в Большом ряд значимых мировых премьер на музыку Ильи Демуцкого: «Герой нашего времени» (2015), «Нуреев» (2017), «Чайка» (2021), и все они остаются в афише Новой сцены театра. А первый показ «Пиковой дамы» состоится 20 апреля 2023 года на Исторической сцене.
На Новой сцене 22 декабря 2022 года состоится первая оперная премьера «Демон» Антона Рубинштейна. Дирижёр – экс-руководитель Пермской оперы Артём Абашев. Режиссёр – Владиславс Наставшевс, осуществивший две постановки на Камерной сцене («Искатели жемчуга» и «Маддалена»/ «Испанский час»). «Демон» станет его первой работой в Большом театре. В год 150-летия со дня рождения композитора Сергея Рахманинова на Новой сцене запланирована оперная оммаж-премьера. Под занавес сезона 20 июля 2023 года будет представлен вечер одноактных сочинений – «Франческа да Римини» и никогда не ставившаяся в России «Флорентийская трагедия» Александра фон Цемлинского. Режиссёр Александр Молочников (в 2019‑м поставил спектакль «Телефон. Медиум» по операм Менотти на Камерной сцене), за дирижёрским пультом – дебютант Большого Дмитрий Матвиенко, запомнившийся многим после премьеры в столичном театре «Новая опера» (опера «Мёртвый город» Эриха Корнгольда).
Владимир Урин пообещал, что в оперный репертуар Большого театра будут возвращены знаковые постановки «Саломея» и «Лоэнгрин», которые были созданы в формате копродукции с театром «Метрополитен-опера» и «имеют важную художественную ценность». «Лоэнгрин» можно будет увидеть и услышать в ноябре (в заглавной партии Иван Гынгазов), а «Саломея» будет показана во второй части 247-го сезона. Запланированная в партнёрстве с западными театрами «Хованщина» в постановке Саймона Макберни, премьера которой должна была состояться нынешним летом, стоит в планах. Владимир Урин подчеркнул, что зарубежные коллеги остаются на связи и все надеются, что большинство задуманных проектов будет реализовано.
Главная же оперная премьера нового сезона состоится 29 марта 2023 года на Исторической сцене. Это «Трубадур» Дж. Верди. Режиссёр-постановщик –Роман Феодори, недавно дебютировавший в Большом спектаклем «Линда ди Шамуни» на Камерной сцене. Художник-постановщик – Даниил Ахметов. Место дирижёра-постановщика для «Трубадура» пока вакантно, ищут.
Камерная сцена, которая является частью Большого, скоро должна закрыться на реконструкцию. Поэтому пока о творческих планах решено не сообщать. «Проект реконструкции уже готов и утверждён, – сообщил Владимир Урин. – И дело только за строителями. Эта сцена стала настоящей кузницей режиссёрских кадров для Большого театра, и надеемся, что эта традиция будет продолжена. На время реконструкции театр переедет в ДК на Яузе».
Новый сезон не обделён юбилярами. Показ спектакля «Лебединое озеро» 21 сентября будет посвящён 70-летию творческой деятельности знаменитой балерины и педагога Марии Викторовны Кондратьевой, в мае 2023 года театр посвятит показ балета «Спартак» 120-летию со дня рождения его автора Арама Хачатуряна. В музейном и хоровом фойе к 90-летию Родиона Щедрина, которое композитор отметит 16 декабря, откроется специальная выставка, и она обещает стать интересной. Деловая и оптимистическая атмосфера пресс-конференции порадовала, особенно сообщение о том, что показы знакового балета «Щелкунчик» в новогодние праздники состоятся. Иностранные коллеги-журналисты были озабочены и уже планируют выкупать билеты. Осталось дождаться, когда Большой театр приступит к их продаже. Не пропустите и вы это великолепие и волшебство на сцене лучшего мирового театра.