На Новой сцене МХТ имени Чехова состоится премьера спектакля Данила Чащина «Говорит Москва»
№ () от 19 апреля 2022 [«Аргументы Недели », Сергей Сыч ]
Одна из значимых премьер состоится на Новой сцене МХТ им. А.П. Чехова. 28 и 29 апреля там презентуют спектакль Данила Чащина «Говорит Москва» по пьесе Юлии Поспеловой. Такое название спектакль получил неслучайно, ведь он исследует советскую историю и затрагивает самые громкие имена и события. Родился он в недрах режиссёрской лаборатории «После революции».
Это третья совместная работа этого тандема на сцене Московского Художественного театра. До этого были выпущены спектакли «Лёха…» и «Мальва». Главная героиня – дочь Сталина Светлана Аллилуева, которую воплотит на сцене мхатовская легендарная актриса Наталья Тенякова. Спектакль исследует судьбу дочери Сталина. История взросления, краха иллюзий, потерь, разочарований. И для режиссёра Данила Чащина это возможность понять личность Светланы Аллилуевой. «Каково это – жить с ощущением, что твой отец – Сталин? Как менялись её отношения с семьёй и внешним миром? С одной стороны, это любимый папочка, который целовал и обнимал её, – рассуждает режиссёр. – Из переписки видно, что их связывали очень нежные отношения. С другой стороны, со временем она понимала, кто её отец, и её мир постепенно разрушался. Для меня это история про побег из рая. Когда ты маленький, мир интересный и удивительный, а твои родители самые лучшие. Но проходит время, и ты понимаешь, что мир не идеальный и не всё в нём справедливо, и уже смотришь на вещи другими глазами и учишься с этим жить. Это история про взросление». И повествование о жизни дочери Сталина становится отражением судьбы целой страны. В конечном итоге этот моноспектакль на историческую тему, построенный на документах, благодаря драматургии обретает свою драматическую высоту, ритм и парадоксальность.
В спектакле также задействована студентка Школы-студии МХАТ Дарья Петриченко в роли Лёльки, воображаемой вождём радостной и идеальной девушки, которую Сталин ставил в пример своей дочери. Музыку для спектакля написал композитор Дмитрий Бурцев. Над художественным оформлением работает Михаил Заиканов.
Зрителям также следует обратить внимание на «Чужие берега» – так назвала режиссёр Ольга Матвеева новый поэтический спектакль, который планируют показать на сцене Московского Губернского театра 28 и 29 мая. Художественным руководителем выступил руководитель театра Сергей Безруков.
Эта постановка продолжает поэтический цикл на сцене. Театр вновь обращается к истории ХХ века и богатейшему наследию русской эмиграции первой волны – поэтам, музыкантам, прозаикам. «Берега» говорят и рассказывают об эмиграции, о русских без России. Без родины, которую они действительно, по-настоящему любили, без которой не мыслили себя.
Русский Харбин – Русский Париж. Восток – Запад. Белые – красные. Военные – гражданские. Новое – старое. Традиция – открытие. Прекрасные женщины исчезающего Серебряного века – и талантливые мужчины, тоскующие о своей России. Жизнь художников, всегда тонко чувствующих своё время – и попадающих под его удары. Это поэты, музыканты, писатели, оказавшиеся на ветреном перекрёстке эпох, культур, убеждений. Их жизнь – вечный вокзал, порт, дорога, бег. Но есть в ней и счастье, любовь и молодость, и танцы в клубах Харбина, и шансон в парижском кафе.
Никто из покинувших Россию тогда не предполагал, что эмиграция станет судьбой. Важно сейчас, в XXI веке, услышать голоса этих выдающихся художников, рассеявшихся по чужим берегам, увидеть глубину и мощь поэзии русского зарубежья 20–40‑х годов века прошлого.
В спектакле прозвучат строки как широко известных Владимира Набокова, Дмитрия Мережковского, Саши Чёрного, Александра Вертинского, так и малоизвестных поэтов «русского Харбина». Двадцать три автора и их тексты стали героями этого поэтического марафона: Зинаида Гиппиус, Георгий Адамович, Михаил Булгаков, Марина Цветаева, Иван Бунин, Игорь Северянин, Алексей Толстой, Владислав Ходасевич, Арсений Несмелов, Татьяна Андреева, Алексей Ачаир, Дон-Аминадо, Георгий Иванов, Борис Поплавский, Ирина Одоевцева, Лидия Червинская, Алексей Масаинов. Режиссёр Ольга Матвеева не воссоздаёт биографии конкретных личностей, а стремится увидеть в судьбе каждого из поэтов русской эмиграции остросюжетный роман, трагический, авантюрный, любовный, который способен вызвать противоречивые и яркие чувства. В спектакле заняты артисты Московского Губернского театра.